опытно исследовательская деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Опытно исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno_issledovatelskaya_deyatelnost.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-исследовательская деятельность «Тайны снега и льда»

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.

Задачи.

Образовательные:

- расширять представления детей о свойствах снега и льда;
- учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лёд в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд;

- учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём;

- обогащать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный).

Развивающие:

- развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

- развивать связную речь, мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Оборудование и материалы: ёмкости со льдом и снегом, мисочки, по два пустых стакана, по одной ложке (пластмассовые по две цветных полоски, по две снежинки на каждого ребёнка; посылка, игрушка).

Снеговичок, снеговички-фишки.

ХОД.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, вы не заметили изменений в нашей группе?

ДЕТИ: у нас Снеговичок!

ВОСПИТАТЕЛЬ: да ещё и с подарками.

Снеговичок, что интересного хочешь нам сообщить?

СНЕГОВИЧОК: я узнал, что есть в саду 4 группа ,  а в ней живут добрые, весёлые и умные дети. Я захотел их увидеть.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ну, что ж покажем Снеговичку, какие мы добрые, весёлые и умные. Сегодня дети, которые будут отвечать на вопросы, получат вот таких весёлых снеговичков.

Ребята, а когда лепят снеговиков? (Зимой)

А вы любите зиму? За что вы любите зиму? (ответы детей)

А теперь послушайте загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)

Что такое снег? Каким он бывает? (Ответы детей). Что такое снежинки, откуда они берутся (Подвести детей к ответу, что снег-это замёрзшая вода). Даже в загадке - говорится «Станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? (Он тает от тепла рук).

Физкультминутка:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте поиграем:
возьмите снежинки. Вправо-влево повернитесь и в снежинку превратитесь! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Дети выполняют движения под музыку).

Как замечательно вы изобразили снег! (Раздаётся стук в дверь, принесли посылку).

ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята это же посылка, от Деда Мороза! Да ещё и с письмом.

Прочитать письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я отправил вам посылку с бусами чтобы,  вы украсили свою новогоднюю ёлку.  Каждую бусинку я спрятал в льдинку. А уж как достать бусинки из льдинок – догадайтесь сами.  До свидания!

Встретимся на новогоднем празднике.

Ваш Дед Мороз!

Ребята, а что такое лёд? (Замерзшая вода). Как же нам достать бусы из льдинок? (предложения детей):

- погреть в руках,  они тёплые, лёд и растает;

- отогреть в варежках;

- положить на батарею;

- положить в тёплую воду;

- просто подождать – в группе тепло.

ВОСПИТАТЕЛЬ: вы выдвинули много интересных версий. Давайте выберем только три и проверим их с помощью опытов. И мы узнаем, чем похожи между собой лёд и снег, и чем они отличаются.

ОПЫТ №1:  «воздействие температуры»

ВОСПИТАТЕЛЬ: вы утверждаете, что снег и лёд – это замёрзшая вода. Тогда проведём эксперимент. Положите в один стакан снег, а в другой – льдинку с бусинкой. Посмотрите на ладошки. Какие они?  (мокрые). Почему? (снег и лёд начали таять от тепла рук). Два стаканчика со снегом и льдом дети ставят на батарею. В другие два стаканчика со снегом и льдинкой воспитатель наливает горячую воду. Вывод говорят дети. (Быстрее всего бусинки освободила горячая вода).

ОПЫТ №2: определение качеств снега и льда»

ВОСПИТАТЕЛЬ: возьмите лёд в руки и скажите, какой он. (холодный, твёрдый, тяжёлый).

Возьмите в руки снег – какой он? (Ответы детей). Вывод говорят дети. (Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий и мягкий, а лёд тяжёлый и твёрдый).

ОПЫТ №3: «определение прозрачности».

ВОСПИТАТЕЛЬ: положите на цветную полоску кусочек льда и комочек снега. Давайте сравним, где видно цветную полоску, а где – нет. Вывод говорят дети ( под снегом не видно, а подо льдом видно. Значит снег не прозрачный, а лёд прозрачный).

Теперь давайте поиграем с пальчиками, чтобы они согрелись.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальчики по одному  

Мы во двор пришли гулять. «Идём» (по столу указательным и средними пальцами).

Бабу снежную лепили, (лепим) комочек двумя ладонями. Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами.

С горки мы потом катались, Правой ладошкой проводим по левой и на оборот.

А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой.

Все в снегу домой пришли, отряхиваем ладошки.

Съели суп и спать легли. Движение воображаемой ложкой, ладошки под щёки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, загляните в свои стаканчики и в стаканчике на отопительной батарее. Что вы видите? (Ответы детей).

Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лёд – это замёрзшая вода.

Рефлексия.

Вопросы к детям:  - вам понравилось опытно исследовательская деятельность? Что вы сегодня делали?

- Что общего между снегом и льдом? Чем они отличаются?

- В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную, во время снегопада).

- В какую погоду снег липкий, тяжёлый, сырой? (Во время оттепели).

А теперь Снеговичок хочет задать вам вопросы:

- Снег мягкий, а лёд (твёрдый).

- Снег белый, а лёд (прозрачный бесцветный).

- Снег лёгкий, а лёд (тяжёлый).

ВОСПИТАТЕЛЬ: молодцы ребята!

Спасибо! ( подарки от снеговичка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)

  Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия,  предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...

Конспект организованной – образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа). Тема: «Академия чудес»

Познавательная непосредственная опытно - исследовательская деятельность в игровой форме. С детьми проводятся несколько занимательных экспериментов...

Конспект организованной – образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа). Тема: «Академия чудес»

Познавательная непосредственная опытно - исследовательская деятельность в игровой форме. С детьми проводятся несколько занимательных экспериментов...

Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...

ООрганизованная образовательная деятельность по опытно –исследовательской деятельности детей в подготовительной к школе группе

Организованная образовательная деятельность поопытно –исследовательской деятельности детейв подготовительной к школе группе«Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»(использован...