«Формирование экологической културы детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
статья по окружающему миру (старшая группа)

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko_aynur.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование экологической културы  детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Выполнила: Воспитатель Мамедова А.Х.

Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В начале учебного года мною была поставлена следующая цель: расширить, обобщить и углубить знания детей нашей группы о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.

На основе поставленной цели были поставлены основные задачи:

  1. развивать у детей умение самостоятельно выявлять признаки времен года;

2. воспитывать интерес к труду человека в природе;

3. расширять представление детей о неживой и живой природе;

4. воспитывать у детей познавательный интерес к человеку как биологическому существу;

5. развивать умение сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений;

6. воспитывать интерес к народному календарю;

7. закреплять знания детей о животных, растениях, насекомых;

8. развивать у детей умение устанавливать взаимосвязи в экосистеме на уровне частных и обобщенных понятий, сформировать представление о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе;

9. обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня;

10.формировать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми.

-Самостоятельная деятельность детей.

- Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

-словесные(беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т. д.);

-наглядные(наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);

-практические(элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.);

-игровые(дидактические игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитации действий, прятанье, поиск, подвижные игры, эпизодические игровые приемы, загадки);

Экологическое воспитание осуществлялось в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имело природное окружение в детском саду. В групповых комнатах детского сада создан уголок природы с особой обстановкой, которая создавала благоприятные условия для деятельности в этом уголке, предоставляла детям условия для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами.

На подоконниках в группе оборудован мини-огород, где мы выращивали лук, горох и другие растения. В экологических уголках организована библиотека, в которой находятся разнообразные книги, энциклопедии для детей, дидактические экологические игры. Кроме этого для экологического воспитания детей я использовала в работе CD диски с голосами разных животных и птиц, рассказами о них, DVD диски с фильмами и мультфильмами о животных, птицах, растениях и пр.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения.

Работу с родителями проводила постепенно и непрерывно.

Информацию экологического содержания родители получали как в наглядной форме (консультации, папки – передвижки, буклеты), так и в ходе индивидуальных бесед.

Родители в текущем учебном году принимали участие в:

- выставке поделок из природного материала «Осенняя фантазия»;

- создание гербария из листьев и цветов;

- акции «Помогите птицам зимой!».

-привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;

Консультации для родителей:

- «Охрана растений»;

- «Природа в жизни и вашей семье»;

-«Привлекайте детей к труду в природе»; и прочее.

В результате проделанной работы есть положительные результаты:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Работу по формированию у детей экологической культуры буду продолжать и в следующем учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...

Отчет по творческой теме "Формирование экологической куль-туры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

Любовь к природе, сознательное, бережное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства и в семье, и в ДОУ. Прежде всего мы сами, взрослые люди: воспитатели, чьи-то мамы и баб...

План самообразования на тему; "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

План самообразования с 2012 по 2016 года на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»На современном этапе происходит обновление содержан...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИИ ИХ К ПРИРОДЕ". 2 младшая группа№2 воспитатель: ЛУСТИНА ЭЛЬВИРА ВАЛЕРЬЕВНА 2021 – 2022 Г

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА: "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИ ИХ К ПРИРОДЕ"2 МЛАДШАЯ ГРУППА№2        ВОСП...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...