ОД по социально коммуникативному развитию (предметный мир) «Поможем Федоре»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бондарева Ольга Николаевна

Конспкт ОД по ознакомлению детей средней группы с предметным миромносит развивающий характер. В него включены задания с использованием элементов ТРИЗ и развивающие игры В.Воскобовича. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_okrytoe_posuda_8.12.22g.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

ОД по социально коммуникативному развитию (предметный мир) «Поможем Федоре»

Подготовила и провела:

воспитатель Бондарева О.Н.

Программное содержание:

Цель: уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана, о правилах обращения с посудой.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения посуды, процессом её преобразования, научить понимать, что человек создал посуду для облегчения своей жизнедеятельности. Учить детей самостоятельно делать выводы после проделанных опытов.

Формировать умение классифицировать предметы посуды по их назначению, закрепить обобщающие понятия: чайная, столовая, кухонная

Обогащать и расширять словарный запас существительными (конфетница, салатница, сахарница, хлебница, масленка  и т.д.), развивать у детей навыки словообразования 

Развивающие:

способствовать развитию воображения, глазомера,  творческих и сенсорных способностей (восприятию цвета, формы, величины); совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, речи); тренировке тактильно-осязательных анализаторов; освоению  пространственных отношений.

Развивать умения решать конструктивные задачи опираясь на схему,умения сравнивать исоставлять целое из частей;

Развивать общую, мелкую моторику и координацию речи с движением;

Воспитательные:

Воспитывать желание помочь Федоре, попавшей в беду,  аккуратность, бережливость.

Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, мультимедийная презентация «История возникновения посуды»;Таз с водой, листья растений, деревянные ложки для экспериментирования; Изображение сказочного леса; клубок ниток;  элементы оформления «Изба Федоры», набор детской посуды для игры «Расставим посуду по полочкам», карточки для игры «Найди пару»; Игра «Чудо крестики» , схемы на каждого ребенка. Кукла бибабо Федора.

Предварительная работа: Игры «Расставь посуду», «Накроем стол для кукол», конструирование посуды с использованием развивающей игры «Чудо крестики», просмотр мультипликационного фильма «Федорино горе», чтение К. Чуковский «Федорино горе»

Ход ОД:

1Оргмомент. Создание проблемной ситуации.

Дети заходят в группу. Воспитатель обращает их внимание на то, что по пути лежат предметы посуды( звук разбитой посуды)

В: Ребята слышите! Кажется, разбилась чашка! Давайте посмотрим, где же она? Ой, ребята, какие-то предметы лежат…. Что за предметы? (Дети называют: сковородка, поварешка, тарелка глубокая, тарелка мелкая, чайник, самовар) Как назвать одним словом? Интересно, как оказалась здесь эта посуда?

Дети: (высказывают свои предположения).

В:Ребята, давайте наведем порядок, соберем посуду и попробуем выяснить, как она сюда попала.(дети собирают предметы в коробку)
В:Ой, ребята, в самоваре какая то записка прочитаем

Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю,

Всех вас в гости приглашаю. (Самовар-Самоварыч)

В: Ребята, вы догадались, чья эта посуда? (Федоры) А как она здесь оказалась? (посуда убежала от Федоры)Почему вся посуда ушла от Федоры? (не мыла, обижала) А почему посуда решила простить Федору? (стало жалко, она обещала не обижать, помыть, беречь, навести чистоту) А может Федора обойтись без посуды? (нет. не сможет готовить, кушать) Конечно, без посуды Федоре будет худо. Ребята, ну что, хотите отправиться на помощь Федоре и вернуть ей посуду?

Дети: Да!

В:Ребята, а у меня есть волшебный клубок, он нам укажет путь (бросает клубок): «Раз, два, три путь к Федоре покажи!»

Воспитатель бросает клубок он останавливается возле картины «Сказочный лес»

2.Дидактическая игра «Отыщи посуду в сказочном лесу»

Перед детьми изображение сказочного леса

В:Ребята куда же нас клубочек привел? (в сказочный лес). Оказывается, не вся посуда захотела вернуться к Ф, а решила спрятаться. Рассмотрите сказочный лес. Найдите в нём посуду. Скажите, во что превратилась посуда?

Ответы детей: Сито превратилось в облако, из которого идёт дождь. Кастрюля –в пень. Поднос – в озеро. Чашка с ложкой- в лодку с веслом. Блюдца со стаканами – в грибы. Вилки – в камыши. Нож, бутылка кувшин – в стволы деревьев.

В: Молодцы! Всю посуду отыскали! А давайте попробуем, сможет ли сказочный лес нас превратить в посуду. Вокруг себя повернись и в посуду превратись.

3.Игра на координацию речи и движений «В посуду превратись»

Вот большой стеклянный чайник

Дети надувают живот

Очень важный как начальник.

Одна рука на пояс, другой делаем «носик»

Вот фарфоровые чашки!

Очень хрупкие бедняжки.

Присесть, одна рука на пояс.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются!

Кружиться, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке!

Вытягивают и смыкают руки над головой.

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.

Наклон вперед, руки вытягивают вперед.

В: Вокруг себя повернись, снова в деток превратись. Давайте  всю найденную посуду  тоже с собой заберем. (берем кастрюлю, чашку, ложку, нож, блюдце, стакан, сито, вилку) Молодцы ребята! Вот сколько разной посуды собрали. Отправляемся дальше. Ну клубочек помоги и Федору отыщи. (воспитатель бросает клубок, он останавливается в доме у Федоры)

4 Игра «Расставим посуду по полочкам»

В: Вот мы и пришли.  А Федоры дома нет. Где же она? (наверное ищет посуду)Посмотрите как здесь не уютно, грязно. Нравиться вам ребята такой беспорядок? Давайте сделаем Федоре сюрприз, и пока ее нет дома, наведем на кухне порядок и расставим посуду по полочкам.

В: У нас в коробке есть много разной посуды. Её нужно разобрать по назначению и правильно расставить. Поможете мне?

Мы расставим посуду следующим образом:

На печку поставим посуду, с помощью которой мы готовим еду.

На полочку в шкафу поставим посуду, которая нам нужна для еды.

На стол – посуду, которая нам нужна для чаепития.

Дети расставляют посуду. После выполнения встаём полукругом и рассматриваем:

В: Какая посуда стоит на печке? Перечислите её. Для чего нужна вся эта посуда? Правильно эта посуда нужна для приготовления пищи на кухне и поэтому она так и называется - КУХОННАЯ.

В: Какая посуда стоит на полочке в шкафу? Перечислите её. Для чего нужна эта посуда? Правильно эта посуда ставится на стол во время обеда, ужина. И называется – СТОЛОВАЯ.

В: Какая посуда стоит на столе?  Перечислите её. Для чего нужна эта посуда?  Эта посуда так и называется – ЧАЙНАЯ, потому что нужна во время чаепития.

В: Если мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная).  А какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.) Молодцы, смотрите как хорошо стало. А теперь давайте наведем чистоту.

5 Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли»

Раз, два, три, четыре,         Попеременно ритмично ударяют кулачком о кулачок

Мы посуду перемыли:       Одна ладонь скользит по другой

Чайник, чашку, ложку, вилку  Загибают пальчики, по одному, на каждое название

И стеклянную бутылку

Полотенцем всё протрём    Одна ладонь скользит по другой

И на место уберём!

Чашка пусть стоит в серванте,   Загибают пальчики, по одному.

Ну а чайник на плите.

Вилку с ложкой в шкафчик спрячем,

А бутылку на окне.

Всю расставили посуду       Попеременно  ударяют кулачком о кулачок

Чистота теперь повсюду!

6 Развивающая игра «Чудо крестики»

В:Ребята смотрите, некоторая посуда все таки разбилась. Давайте соберем все осколки в наш чудесный мешочек и попросим его, чтобы он помог вернуть нам посуду. Он же у нас не простой, так и называется чудесный, значит, в нем происходят разные чудеса, только нужно произнести такие слова: Все осколки собери, посуду целую верни.(дети собирают «осколки» в мешочек и произносят слова)

В: Так посмотрю, что там происходит. Посмотрите, что получилось.(Рассматриваем схему) Дело в том, что  мешочек  помог нам собрать  «осколки»  и даже сделал нам подсказку, какая получится посуда. Мешочек предлагает нам самостоятельно собрать посуду. Садитесь за столы, выбирайте каждый для себя картинку, что вы будете собирать, и приступим.

(Дети   собирают посуду ориентируясь на схему)

В: Молодцы справились. Федора будет очень рада!

7 Сюрпризный момент

В: Ребята слышите. Кто то сюда идет?

Ф (кукла бибабо): Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости дорогие! Как хорошо, что вы пришли. Вы случайно мою посуду не видели?  Даже чаем вас угостить не смогу. Вся посуда от меня сбежала. Я ходила искать сбежавшую посуду, но ничего не нашла.

В: Здравствуй, Федора. А мы нашли твою посуду. И даже успели навести в доме порядок.
Федора: Вот это красота! Спасибо  вам ребята! Я тебя посуда обижать не буду. Без тебя посуда Федоре очень худо.

В: Ребята, представьте себе, что бы было, если бы посуда не вернулась к Федоре.  Может Федора обойтись без посуды? (нет, не сможет готовить, кушать)

8 Презентация «История посуды»

В: А вот когда то, давным-давно, у человека не было посуды. Садитесь на коврики, подушки я вам сейчас расскажу.

 Новый материалНа экране изображение первобытного человека в пещере у костра. На столике лежат листья и деревянные ложки, стоит таз с водой. 

1слайд Давным-давно люди сидели прямо на земле, одевались в шкуры животных и не умели делать посуду. Посмотрите

Слайд2 «А когда-то человек жил в глухой пещере

На огне варил обед

Ну а чем же ел он?

Вы, представьте, человек пищу ел руками

Проходил так целый век

Удивитесь сами

Слайд3 Приготовленную горячую пищу клали на большие листья деревьев и ели руками. Так листья заменяли им тарелки. Воду тоже набирали из реки с помощью листьев.

В: Ребята, попробуйте набрать листочком воду. (экспериментальная деятельностьвызвать 3-4х детей ) Удобно вам? Почему нет?

Дети: Вода проливается, листочек может порваться.

4-8 слайд В: Вот и тогда люди придумали делать тарелки из камня. Такими же каменными были и ложки. (показ картинки).

В: Как вы думаете, удобна ли такая каменная посуда? Почему?Да, каменные тарелки были тяжёлые и неудобные.

Слайд 9 В: Вот тогда человек придумал вырезать тарелки и ложки из дерева.(показ деревянного ковша и ложки). Как вы думаете, что легче дерево или камень? Дерево легче. Да, конечно, деревянная посуда легче и удобнее, чем каменная . А попробуйте набрать ковшиком и ложкой воду. Удобно набирать воду деревянной посудой? Как вы думаете, можно поставить на костёр деревянную посуду? Почему нельзя? Дерево сгорит. Да, конечно деревянная посуда хорошая, удобная, но её нельзя ставить на огонь.

Слайд10 В: Вот однажды так и случилось Человек научился делать плетенную деревянную посуду из веточек деревьев. А чтобы она была прочная, обмазывал её внутри глиной. Однажды такая тарелка упала в костер. Дерево сгорело, а глина наоборот, стала еще тверже и прочнее. При этом она была легкая.

Слайд11-13 В: С тех пор человек стал делать посуду из глины.

Слайд 14-16  Деревянной и глиняной посудой человек пользуется до сих пор. Только она стала гораздо красивее.

Слайд 17, 18, 19 Потом появилась металлическая посуда.

Слайд20 А еще стеклянная

Слайд 21 И даже пластмассовая.

В: Вот видите ребята сколько много времени прошло прежде чем человек научился делать такую разнообразную красивую посуду. И поэтому к ней нужно относиться бережно. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал.

Ф: А я ведь ребята решила исправиться! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду, и любить, и уважать. А сейчас я буду дорогих гостей угощать. Я вам что то вкусненькое приготовила. Поможете мне накрыть на стол?

9 Игра «Найди пару»

В: Давайте посмотрим, что приготовила  Ф. (Сахар, соль, хлеб, конфеты, масло, чай, молоко, салфетки) возьмите продукты и разложим их в специальную посуду. (словообразование существительных с помощью суффиксов)

Ответы детей: «Хлеб мы кладем в хлебницу. Салат мы кладем в салатницу. Перец мы насыпаем  в перечницу и т.д.)

10. Подведение итогов занятия. Чаепитие с баранками

Ф: Ну что ж стол накрыт. Все так аппетитно. Прежде чем пригласить вас ребята к столу я хочу сказать

                           Помогать готова всюду нам различная посуда.

                           На неё еду кладут ,из неё едят и пьют;

                           Сохраняют в ней продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты;

                           В ней готовят сотни блюд- варят, жарят и пекут.

                           Благодарны мы посуде, и её за это будем

                           Чисто мыть и протирать и на место убирать!

Согласны со мной? А вы ребята дома помогаете маме мыть посуду, убирать на место? Молодцы. А теперь пора пить чай.  И чтобы ваш чай был вкуснее, дарю вам эти баранки.

Федора достает угощение и приглашает детей на чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности взрослого и детей по социально-коммуникативному развитию "В гостях у Федоры Егоровны".

Данное мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно позволяет в игровой форме закрепить умение детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения....

Конспект НОД по образовательной области: "Социально - коммуникативное развитие" для детей 5 - 6 лет. Тема: "Приключения с дядей Федором и его друзьями."

Целью данного занятия является формирование навыков безопасного поведения дошкольников. На протяжении всего занятия дети в игровой форме вместе с героями из "Простоквашино" выполняют различные задания...

«Научно-методическое обеспечение реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» по трудовой деятельности «Поможем Федоре Егоровне» (средняя группа)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеДетский сад № 1 г. Санкт-Петербург   «Научно-методическое обеспечение реализации образовательной области «Социально ...

Конспект НОД по социально- коммуникативному развитию (самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание) «В гостях у Федоры» в средней группе

Программное содержание:- формировать  умение детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (КГН);- закрепить умение правильно сервировать ст...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Поможем Буратино»

Цель: Обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Образовательные задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев; закрепить в памяти де...