"Что мы знаем о зиме?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Петрова Римма Кяримовна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_zime.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи.

Тема: «Что мы знаем о зиме?»

Воспитатель: Петрова Р.К.

Саратов 2022

НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗИМЕ?» 

Базовый вид деятельности: развитие речи
                                                                                                                         

                                                                                             

Возрастная группа: средняя
Цель:

Способствовать формированию знаний и развитию речи по теме «Зима»
Задачи:

1. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд,  

2. Развивать связную речь и формировать словарь по теме. 
3. Закрепить грамматические категории: 
• Навыки подбора прилагательного к существительному.
4. Развивать общую и мелкую моторику. 
5. Воспитывать любовь к природе родного края. 

Оборудование:  картинки с изображением снегопада, метели, замершей реки (озера), "зимние развлечения", "снежки" из поролона, осенние листочки и снежинки из бумаги, дерево- фланелеграф,  диск с записью вьюги, снежинки с зимними словами.

Предварительная работа: изготовление снежинок из бумаги, рассматривание иллюстраций с изображением зимы. 
Ход НОД. 
Организационный момент. 
Воспитатель.
 Дети, я сегодня хочу рассказать вам о мальчике, который любит хвастаться, а сам ни чего не знает. Он – коротышка, ростом с огурец и живет вместе с другими коротышками в Цветочном городе. А зовут его? 
Дети. Незнайка. 
Воспитатель. Правильно! Недавно Незнайка узнал, что в других городах бывает зима, идет снег. А в его городе всегда тепло и растут цветы. Незнайка захотел увидеть снег, узнать, что такое зима, но отправиться в путешествие не смог, так как не знает, на каком транспорте можно совершить это путешествие. Но сегодня он попросил меня рассказать о зиме.  Я хочу что бы вы мне в этом помогли.
Основная часть. 
Телефонный звонок.
Незнайка. А вот и я! Здравствуйте мои друзья. 
Дети здороваются с Незнайкой. 
Незнайка. Я так рад, что вы согласились мне помочь. Я очень хочу узнать у вас, что такое зима? 
Воспитатель. Дети, расскажем Незнайке о зиме? Посмотрите на картинки. Они помогут нам рассказать о зиме. А ты, Незнайка, слушай внимательно и запоминай. 
Дети садятся на стульчики и смотрят на картинки с изображением зимних явлений.
Вопросы. 
• Что бывает зимой? 
• Как можно назвать погоду, когда падает снег? (Снегопад) 
• Как называется зимний ветер? (Метель, вьюга, пурга.) 
• Почему зимой можно кататься на коньках? (Озера и реки покрыты льдом. Он гладкий, похож на стекло.) 
Незнайка. Большое спасибо, дети. Сколько интересного, я узнал о зиме. 
Воспитатель. Наши дети знают много зимних слов и, сейчас, мы поиграем в игру «Узнай зимнее слово», чтобы Незнайка тоже их запомнил. 
Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте их, и когда услышите «зимнее» слово, хлопните в ладоши.

Воспитатель  называет слова:  снег, лето, мороз, холод, дом, лед, ромашка, цыпленок, снежинка, вьюга,  дождь,  листья, радуга, снегопад. 
Незнайка. Теперь я знаю, что зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А вам не холодно зимой? 
Воспитатель. Нет нам не холодно зимой,  мы носим теплую одежду, которая нас согревает. Ребята давайте назовем зимнюю одежду. Отвечайте полным ответом. 
Дети.  Зимой мы носим теплую шапку, варежки, шарф, шубу, теплую куртку,  штаны, сапоги, валенки. 
Незнайка. У нас все время лето и очень тепло. Мы купаемся, загораем, играем в футбол, катаемся на велосипедах. А у вас зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть дома? 
Воспитатель. Нет, Незнайка, нам не грустно. Ведь зимой можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой. 
Дети. Мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строим крепости, горки, лепим снежки. Играем в хоккей. 
Воспитатель. Ребята давайте покажем Незнайке, как мы играем в снежки. 
Игра «Снежки» 
Воспитатель предлагает детям взять по снежку (из поролона). Дети бросают снежки друг в друга, а потом собираем в корзину.

 Незнайка. Ой, как весело! Мне понравилась ваша игра, обязательно научу коротышек в нее играть. Только я не умею лепить снежки. 
Воспитатель. Не огорчайся Незнайка, мы с ребятами тебя научим лепить снежки. 
Пальчиковая игра-упражнение «Снежок»  
(Координация речи с движением) 
Раз, два, три, четыре--- загибают пальчики, начиная с большого. 
Мы с тобой снежок слепили ---лепят, меняя положение ладоней. 
Круглый, крепкий, очень гладкий ---показывают круг, сжимают ладонь, 
гладят одной ладонью другую. 
И совсем – совсем не сладкий--- грозят пальчиком. 
Раз – подбросим, ---смотрят вверх, подбрасывают 
воображаемый снежок. 
Два – поймаем,--- приседают, ловят воображаемый снежок. 
Три – уроним ---встают, роняют снежок. 

И сломаем. ---топают на месте.

Воспитатель. Дети  садитесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу. (Звучит запись вьюги.) 
В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном под снежным одеялом. Ветки деревьев покрыты инеем и серебрятся на холодном зимнем солнце. Вьюга поет свою заунывную песню… 
Дети открывают глаза. 
Незнайка. Мне очень понравилась песенка вьюги. 
Воспитатель. Незнайка, у нас в группе тоже есть дерево. Мы тебе его сейчас покажем. 
Воспитатель вместе с детьми подходит к дереву, на котором весят желтые листья. 
Воспитатель. Дети , мне кажется, что с нашим деревом что-то не так? 
Дети. На дереве желтые листья, а зимой на деревьях нет листьев. 
Воспитатель. Я предлагаю украсить дерево в зимний наряд. Отстегните осенние листочки и пристегните снежинки. 
Дети выполняют задание. 
Незнайка.
 Какие у вас ловкие пальчики. Вот как быстро украсили дерево снежинками. 
Воспитатель.
 Пока мы украшали дерево в зимний наряд, к нам прилетели снежинки, но снежинки не простые на них что–то написано, давайте прочтем

Я предлагаю поиграть в игру «Подбери словечко».

Зима (какая?)

Снег (Какой?)

Лед (Какой?)

Сосулька (какая?)

 Снежинка (Какая?)

Итог  НОД.  

Воспитатель. Незнайка, тебе понравилось у нас? 
Незнайка. Да! Я так много узнал о зиме. Теперь я расскажу своим друзьям, коротышкам, что такое зима. 
Воспитатель. На память о нашей встречи, мы с ребятами, хотим подарить тебе снежинки. Эти снежинки ребята сделали сами,  мы сложим в конверт и отправим тебе по почте. 
Дети складывают снежинки в конверт. 

Незнайка. Я буду с нетерпением ждать вашего письма. Спасибо ребята! До свидания!

Список используемой литературы.

  1. Развитие речи детей 4-5 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. Авторы-составители: О.С. Ушакова, Е.М.Струшена.- М.: Вентана –Граф, 2008.
  2. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. Авторы- составители:  М.П. Костюченко.- Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). Авторы- составители: Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.   -М.: ВАКО, 2005.
  4. Пальчиковая гимнастика. Авторы- составители: О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.- М.: АСТ: Астрель, 2005.
  5. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста.  Учебно- методическое пособие. Под редакцией Козиной И. В. – М.: Центр педагогического образования. 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знаем, помним, гордимся"

Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."

Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....

это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?

буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....