"В гости к первоцветам"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Алексеева Анна Алексеевна

Интегрированное занятие в старшей группе "В гости к первоцветам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatiya.doc884.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Бежаницкий детский сад «Светлячок»

                                       

Интегрированное занятие в старшей группе

Тема: «В гости к первоцветам»

               

Воспитатель: Алексеева А.А

п. Бежаницы 2019г

Интеграция образовательных областей:

«Социально- коммуник., позновательное разв., физическое разв, художественно-эстетическое разв., речевое разв. 

Цель: Расширить преставления детей о появлении первоцветов.

Задачи.

Образовательные: 

- познакомить детей с первоцветами – подснежник, ландыш, медуница;               - закрепить знание первоцветов: мать-и-мачеха, медуница.

Развивающие: 

- формировать опыт в умении устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями природы и растительным миром;

- развивать у детей стремление к познанию природы, через познавательную и продуктивную деятельность;

- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, словесно – логическое мышление;

- стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности. Воспитательные:

- воспитывать любовь к своей Родине;

- формировать осознанно-правильное отношение к окружающей природе,           прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам

Предварительная работа.

Взаимодействие с родителями – подготовка проектов на тему первоцветы, наблюдение, чтение художественной  и познавательной литературы.

 Планируемые результаты:

-  проявления  интереса к природе родного края;

- дети обладает начальными знаниями о первоцветах (, медуница, подснежник. ландыш);

-  понимают  ценность природы и бережно к ней относится;

- дети способены выражать собственные мысли и чувства, включаться в обсуждение;

- ребенок способен анализировать свою деятельность.

- активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками

Материал и оборудование:

схемы, железная дорога, станции, фотографии цветов: первоцветов, ландыш, мать-и-мачеха, подснежник. Д\ игры,  диск с записью Чайковского «Вальс цветов, красная книга.

Ход ООД

Организационный этап.

В-ль: Ребята посмотрите… ( в группу влетает возд.шарик с конвертом), что это? Давайте подойдем и посмотрим? На конверте надпись.

Земля - наш дом.

Её природа – дом наш.

Здесь каждый знает ты и я –

Природу обижать нельзя.

В-ль: Как вы думаете кто же вам прислал письмо?

Эколята  принесли вам письмо, в котором они предлагают  вам узнать, что то для вас новое и интересное.

В-ль: Ребята посмотрим что же в конверте?

Загадка о весне:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

- Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (ответы детей)

А может кто из вас желает рассказать о весне? В помощь вам эколята приготовили вам вот такую таблицу.

Расскажите о весне.( Рассказ по мнемотаблице?) (на мольберте). №1

(Предлагаю подойти к мольберту и вызываю ребенка по желанию для рассказа)

 

В-ль:  Правильно. Весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Все живое тянется к теплу, к солнечному свету.

Ребята, сегодня мы поговорим о цветах, и не просто о цветах, а о первоцветах. А, как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Мотивационный  момент

В-ль: Ребята смотрите, у нас в группе есть железнодорожная станция и поезд.

А давайте мы с вами отправимся в путешествие по железной дороге в гости к первоцветам.

(На столе приготовлена «железная дорога», вдоль которой расположить остановки – станции  под номерами. С другой стороны – задания и вопросы для детей.)

- Путешествуя по железной дороге я вам предлагаю по очереди становятся машинистами и проезжать путь от станции до станции меняя машинистов.

Основная часть

И так отправляемся в путь за новыми знаниями о первоцветах.

Первая остановка - №1 «Сказочная».

(Переворачиваю домик - картинка Иван царевич и Баба Яга.)

    Читаю сказку «Как появились цветы на земле»(дети сидят на стульчиках)

Возвращался Иван-Царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были полезные – от следов Ивана-Царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала. Интересная сказка?

В-ль: Отчего появились полезные и ядовитые цветы?

Предварительная работа.

Маленькие семена цветов посадили в землю. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Зеленые листики подросли, стебель стал крепким, он тянетесь к свету, к солнцу. Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок. Когда цветок отцветет и завянет, появятся семена.                                                       В-ль: Сейчас я предлагаю немного поиграть, разделитесь поровну и пройти к столам. Пред вами лежат карточки и ваша задача в  правильной последовательности разложить карточки.

Дидактическая игра «Происхождение цветка» 

(Дети выкладывают последовательно карточки за столами.)

Молодцы быстро справились. Едем дальше.

Вторая остановка – №2 «Волшебная».

Из- под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

А почему этот цветок называют подснежником?

(Дети рассказывает о подснежнике.)

В-ль: А я вам предлагаю послушать легенду о этом цветке.

Существует одна давняя история, которая похожа на волшебную сказку. Жили-были брат и сестра. Родители их умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра хозяйничала по дому. Однажды, когда брата не было дома, решила сестра вымыть полы в горнице. Взяла она два ведра и пошла в лес за снегом, белым и чистым. Забрела она довольно далеко от дома. Девушка хорошо знала родные места, поэтому не боялась заблудиться, но тут ее подстерегла другая беда. Старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, заприметил девицу, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала, схватил ее и повез в свое жилище. Но девушка не растерялась – рванула веревочку бус из речного жемчуга, которые остались ей от матери, и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко, над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы – подснежники. Они – то и указали брату дорогу к лешему. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

А сейчас давайте немного разомнемся и встанем в круг. (присаживайтесь)

Физкульминутка -  подснежник. 

Вырос маленький подснежник, (дети сидят в кругу медленно поднимают руки)

Лепесточки распустил, (разводят руки в стороны)

Цветик белый, цветик нежный (гладят себя по плечам руками)

Он конечно очень мил  (выполняют повороты) 

Первоцветыпервоцветы (держатся за руки, покачивают ими)

Не боятся холодов  (вперед- назад, качают головой)

Из-под снега прорастают, (поднимаются на носочки)

И в лесу, и у домов.  (руки вверх)

В-ль: Поехали дальше.

Третья остановка №3 – «Солнечная».

Переворачиваю станцию – Загадка. Не показывая ответа. (цветок мать-и-мачеха.)

А вот еще одна остановка, а как она называется, догадайтесь сами.

Загадываю загадку:

На откосе, на лугу,

Босиком по снегу 

Первые цветочки -

Желтые глазочки! (мать - и - мачеха)

Может кто то знает и хочет рассказать об этом цветке? Опишите его какой он?

(Рассказ детей о мать-и-мачехе).

(Вос-ль: дополняет детей рассказом о мать – и – мачихе)

Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нактаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, ( Как из сказки золушка, помните там была мачеха у которой было 2 дочери, а тудиться  заставляла золушку) отсюда и название цветка.

Ребята это еще и лекарственное растение, его отвар помогает лечить кашель.

Едим дальше.

Четвертая остановка №4- «Музыкальная». №5

Посмотрите, какая у нас красивая клумба из первоцветов, одевайте шапочки, теперь вы цветы, и я вас приглашаю на вальс под музыку Чайковского « Вальс цветов»

Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского и танцуют под музыку.

Поедим  дальше?

Пятая остановка №5– «Белоснежная ». 

(Педагог предлагает детям отгадать загадку)

-«Белые горошки на зелёной ножке».

-Цветок душистый каждый знает, 
Он расцветает только в мае — 
Зеленый тонкий стебелёк, 
Где белых бусинок рядок. 

Правильно это ландыши. Посмотрите какая красивая полянка у нас расцвела.  Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды, но они  – ядовиты.

А как вы думаете почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

Продолжим  наше путишествие.

Шестая остановка №6 –« Медовая»

Д/И» Собери картинку»

На станции лежит конверт с разрезными картинками. ( дети собирают картинку и узнают отгадку)

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают

Медом угощают. (Медуница)

Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие сиреневые, третьи ярко - сини. А как вы думаете от какого слова происходит название этого цветка. (мед) Почему? ( Эти цветки наполнены ярким душистым нектаром) А для каких насекомых нужен этот цветок?

Когда мед в цветке накапливается, цветок становится сиреневым., а когда увядает синим.

Поехали дальше.

Седьмая остановка №7– «Знак берегите цветы»

На станции  знак: букет цветов, перечеркнуто красной линией.

Почему надо беречь первоцветы? Почему нельзя их собирать?

Ответы детей – лекарственные растения, пчелки нектар собирают, красиво, когда они растут.

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.

Показываю Красную книгу.

- В Красной книге записано«Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Ребята, почему эта книга называется Красной?

Красной книга называется, потому что красный - цвет опасности.

Он как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет!»

Ребята, что можем сделать мы с вами, чтобы спасти их.

Мы не должны собирать большие букеты, без надобности срывать цветы, топтать их. Мы должны любоваться ими.

Ребенок: Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать

Ведь цветы, леса, поля и речки.

Это все для нас навечно!

Заключительная часть.

Анализ. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие. Интересное путешествие нам приготовили Эколята? Много мы нового узнали о растениях?   Вам понравилось, что делали, а трудно было?  Как называются цветы которые появляются ранней весной? А как называется книга, где вписаны редкие растения.? Я вас хвалю, вы все молодцы!

Ребята посмотрите, а что же это нам оставила Ёлочка? Эта книга, которую мы прочтем и узнаем много нового и интересного.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гости к первоцветам"

Занятие по экологическому воспитанию  детей подготовительной группы компенсирующей направленности...

В гости к первоцветам

Конспект экскурсии на луг для старших дошкольников"В гости к первоцветам"...

«В гости к первоцветам»

Детям о первоцветах...

Конспект занятия в старшей группе «В гости к первоцветам».

Закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по описанию, познакомить с ландышем.   Продолжить работу по обогащению словаря (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, пер...

Конспект развлечения «В гости к первоцветам». Подготовительная к школе группа.

Материал будет полезен для педагогов ДОУ при организации работы по игровой деятельности, при проведении вечера развлечения. В данном материале представлен опыт работы по лексической теме «Первоцветы»....

Интегрированное занятие в средней группе "В гости к первоцветам"

Непосредственно образовательная деятельность в средней группеТема:  «В гости к первоцветам» Приоритет: образовательная деятельность «Познавательное развитие»Интеграция: образовательная облас...