«Лесные и домовые мыши» По сказкам В.Бианки. Старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Писарева Ирина Витальевна

Уточнить представления о лесных и домовых мышах, где живут, чем кормятся, кто на них охотится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_skazkam_bianki.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Лесные и домовые мыши»

Старшая группа

Программное содержание. Уточнить представления о домовых и лесных мышах - где живут, чем кормятся, кто на них охотится; упражнять в использовании обобщенных представлений о домашних и диких животных, учить по комплексу признаков определять, к какой группе животных относятся мыши; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы; развивать интерес к сказке, желание слушать, инсценировать.

Материал. Игрушечная мышь или картинка, на которой изображена мышь; фланелеграф, фигурки лисы и мышонка, модель подземной части почвы - мышиная нора с двумя выходами на поверхность; карточки-модели с изображением признаков домашних животных.

Ход занятия

Первая часть

Детям предлагается загадка. Маленькие зверьки, серенькие шубки, Длинные хвосты, остренькие зубки. (Мыши.)

Воспитатель. Сегодня разговор пойдет о мышах - домовой и лесной (показывает картинку или игрушку). Где живет домовая мышь? а где лесная? Чем они питаются? Чем отличаются друг от друга? (Ответы.) Верно, это разные мыши. Домовые живут в домах, возле человека, чаще всего под полом или в сарае. Ведут ночной образ жизни, питаются любой едой, которую находят в доме у человека: зерном, крупой, хлебом, сыром, салом, яйцами. Домовые мыши хорошо чувствуют разные запахи, легко лазают по перекладинам, прогрызают острыми зубами деревянный пол. Лесные мыши живут в лесу, в лесной подстилке, роют норки в земле, питаются семенами разных трав. В зимнее время они проделывают ходы в толще снега, отыскивают на полях семена злаков, которые выращивает человек: пшеницы, ржи, овса, гречихи.

Воспитатель говорит, что и у домовых, и у лесных мышей есть враги - животные, которые за ними охотятся. Предлагает детям рассказать, кто ловит лесных мышей, а кто охотится за домовыми мышами. Ставит задачу определить, к какой группе животных - домашних или диких -относятся домовая и лесная мышь. Выставляет карточки-модели, обозначающие признаки домашних животных.

Воспитатель. Все домашние животные живут вместе с человеком, не боятся его и приносят ему пользу. Хозяин заботится о них: кормит, поит, строит теплое жилище для них, ухаживает за ними. По этим признакам можно узнать, домашнее это животное или нет. А диких животных можно узнать по таким признакам: живут в природе, далеко от человека, боятся его; о них никто не заботится - они приспособлены сами находить пищу и летом и зимой, строить себе убежище. По этим признакам можно определить, дикое это животное или нет. Давайте поговорим о лесной мыши. Какое это животное - домашнее или дикое? (Учит строить объяснение с доказательством, опираясь на обобщенные признаки.) Надо говорить так: «Я считаю, что лесная мышь - это такое-то животное, потому что...» (назвать признаки, почему ребенок так считает).

Воспитатель следит за тем, чтобы были названы все признаки, а вывод был сделан на основе всего комплекса признаков. Затем предлагает точно таким же способом поразмышлять о домовой мыши. Это более трудный вопрос, поэтому дети сначала должны делать выводы отдельно по каждому признаку, а уже потом общий вывод по комплексу признаков. Рассуждения могут быть построены примерно следующим образом:

  • домовая мышь живет вместе с человеком, она живет в его доме - по этому признаку она должна относиться к домашним животным;
  • домовая мышь боится человека, прячется от него, убегает - так ведут себя дикие животные;
  • домовая мышь не приносит никакой пользы, а, наоборот, приносит вред - портит и поедает продукты у хозяина, грызет пол -значит, это не домашнее животное, а дикое;
  • о домовой мыши хозяин не заботится; более того, он борется с ней - например, заводит кошку, чтобы она ловила мышей в его доме. Значит, это не домашнее животное, а дикое.

Воспитатель (сам или вместе с детьми делает вывод). Домовая мышь хотя и называется «домовая», но это не домашнее животное, потому что человека боится, приносит ему вред, он не заботится о ней, а борется с ней, изгоняет. Значит, это дикое животное, которое приспособилось жить возле человека. Вот как интересно: домовая мышь не домашнее животное!

Вторая часть

Воспитатель ставит на фланелеграф модель почвы и мышиной норы, приглашает двух детей, дает им в руки игрушки - одному мышку, другому лису. Предлагает послушать короткую сказку В. Бианки «Лис и Мышонок», выбранных детей просит запоминать слова.

  • Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
  • Землю копал.

: - Для чего землю копал?

  • Норку делал.
  • Для чего норку делал?
  • От тебя, Лис, прятаться. Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
  • А у меня в норке спаленка.
  • Кушать захочешь - вылезешь!
  • А у меня в норке кладовочка.
  • Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.
  • А я от тебя в отнорочек - и тю-тю!

Воспитатель предлагает вызванным детям сначала сказать, о каком мышонке -домовом или лесном - идет речь в сказке, а затем разыграть ее: на фланелеграфе показать, как Мышонок прячется в норке и как потом убегает в отнорочек, подсказывает им слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лесной Колобок - колючий бок». По сказкам В.Бианки. Средняя группа.

Программное содержание. Познакомить с внешним обликом ежа, его образом жизни в летнее и зимнее время; дать представление о том, чем он питается, кто на него охотится в лесу, как он защищается от враго...

Проектная деятельность Тема: «По дороге в сказку», по мотивам сказки «Теремок » в старшей группе

Проектная деятельность является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей в детском саду....

«Как лесные звери готовятся к зиме». Конспект открытого занятия старшей группы «Снегурочка»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие...

Сценарий экологической сказки для детей старшей группы "Мышонок Пик" (по рассказу Виталия Бианки "Мышонок Пик")

Материал предназначен для экологического воспитания детей, будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп. Цель: формирование экологической культуры детей....

Инсценировка сказки для детей старшей группы «Зимовье зверей». (сценарий) материал (старшая группа)

Познакомить с животными крестьянского подворья ; показать значение дружбы в жизни   -нужно действовать сообща ради достижения поставленной цели....