Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми 6-7 лет «Что такое шоколад?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Давиденко Ирина Александровна

      Цель: познакомить детей со свойствами шоколада и какао посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  •  Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, о свойствах какао и шоколада, о том откуда к нам пришел шоколад и как его производят
  • Познакомить детей с новой профессией шоколатье.
  • Показать принцип приготовления жидкого шоколада, полезной шоколадной конфеты.
  • Отрабатывать умение выполнять общеукрепляющие упражнения;
  • Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, выполнять движения в заданном направлении;
  • Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_isl._deyatelnosti_shokolad_.docx49.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

совместной познавательно-исследовательской деятельности

педагога с детьми 6-7 лет «Что такое шоколад?»

      Цель: познакомить детей со свойствами шоколада и какао посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, о свойствах какао и шоколада, о том откуда к нам пришел шоколад и как его производят
  • Познакомить детей с новой профессией шоколатье.
  • Показать принцип приготовления жидкого шоколада, полезной шоколадной конфеты.
  • Отрабатывать умение выполнять общеукрепляющие упражнения;
  • Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, выполнять движения в заданном направлении;
  • Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях 
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов
  • Развивать логическое мышление, память;
  • Развивать двигательную активность.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи

Приемы руководства деятельности детей в ДОУ:

1. Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей: появление Незнайки с просьбой помочь.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: рассматривание презентации, игра, рассматривание какао и шоколада, опыты с какао и шоколадом, изготовление полезной конфеты.

3. Приемы организации практической деятельности детей: игровой, наглядный, словесный.

4. Приемы поддержания интереса у детей: пазл-карта, физминутка,

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, подведение итогов.

Создание среды для организации и проведения занятия:

             Фартуки для детей, ноутбук, проектор, молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, тарелочки, ложечки, салфетки, 2 стакана, клеенка на стол, плитка шоколада, вода, подносы, одноразовые тарелки, палочки для канопе, 10 одноразовых ложек,  посуда для нагревания, чашка для горячего шоколада, подставка, свеча, ингредиенты для приготовления шоколада, фрукты.

Виды детской деятельности в занятии:

Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Речевая

Двигательная

Продуктивная

Планируемые результаты:

Эмоциональная отзывчивость, любознательность;

Развитие речевой активности, мышление;

Расширение и активизация словарного запаса;

Активное участвуют во всех видах деятельности совместно с педагогом.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

1.Активность  

2.Самостоятельность.

3.Взаимодействие со сверстниками и взрослым.

4.Эмоциональность.

Интеграция образовательных областей

Области

Интеграция

Решение задач

Социально-коммуникативное развитие

Приветствие.

Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение, наблюдательность; 

Познавательное развитие

Рассматривание презентации.

Рассматривание какао и разного вида шоколад

Опыты с какао

Опыты с шоколадом

Игра «Собери пазлы»

Изготовление полезной конфеты.

Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, о свойствах какао и шоколада, о том откуда к нам пришел шоколад и как его производят

Познакомить детей с новой профессией шоколатье.

Показать принцип приготовления жидкого шоколада, полезной шоколадной конфеты.

Речевое развитие

Приветствие

Рассматривание презентации.

Рассматривание какао и разного вида шоколад

Опыты с какао

Опыты с шоколадом

Игра «Собери пазлы»

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов

Физическое развитие

Физминутка.

Игра «Собери пазл»

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, подражательность. Совершенствовать, выполнять движения в заданном направлении, ориентироваться на ограниченной плоскости;

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность «Изготовление конфеты»

Развивать эстетический вкус при изготовлении конфеты.

 Развивать моторику рук.

План занятия

  1. Вводная часть

        Приветствие                                                                                           5 мин

Сюрпризный момент

Создание проблемной ситуации

Определение цели

2. Основная часть                                                                                             20 мин

                      Рассматривание презентации.

                      Рассматривание какао и разного вида шоколад

                      Физкультминутка

                       Опыты с какао

                       Опыты с шоколадом

                       Игра «Собери пазлы»

                       Изготовление полезной шоколадной конфеты

3. Заключительная часть                                                                             5 мин

Оценка деятельности детей и самооценка

Подведение итогов занятия

Длительность занятия                                                                                 30 мин

Ход занятия

Части занятия

Содержание

Области

Вводная часть.

Формирование положительной мотивации к участию в занятии.

(Дети заходят в зал и встают в полукруг). СЛАЙД 1

Вос-ль: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и встанем в круг, чтобы поприветствовать друг друга.

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

День мы весело начнем.

Незнайка-Здравствуйте ребята.

Дети- Здравствуйте.

Незнайка- Я Незнайка из Цветочного города. Ребята я пришел к вам за помощью. Мы с мальчишками готовим подарки к 8 марта для девочек.  Наши девочки попросили в подарок   полезные шоколадные конфеты. Но в Цветочном городе нет шоколада, и даже Знайка не знает, что такое шоколад и где взять полезные шоколадные конфеты. Помогите нам узнать, что такое шоколад? Откуда он к нам пришел? Шоколад — это вредно или полезно?

Вос-Ну что ребята поможем Незнайке.

Дети- Да

Присаживайтесь ребята на стульчики и ты Незнайка.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

Основная часть.

Рассказ с использованием слайдов презентации

Рассматривание какао и разного вида шоколада

Выводы о шоколаде и его пользе

Физминутка

Опыт 1. Свойства какао.

Опыт 2. Свойства шоколада.

Игра «Собери пазлы»

Изготовление полезной конфеты.

Вос-Ребята, вы любите шоколад? (Да) – Я тоже очень люблю его.  (слайд 2) 

Шоколад любимое лакомство детей и взрослых.

Вос- Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так (слайд 3).

Вос - Дерево какао боится холода и растет там, где нет зимы. Родина шоколадного дерева — тропическая Америка

 Вос - На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на большой лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы (слайд 4 ).

Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета, их очищают от кожуры и достают бобы какао. Бобы какао сушат и складывают в мешки (слайд 5). 

Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы (слайд 6). 

На фабриках высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалываются в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд 7). А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао». (показать какао в тарелочке и шоколад)

 А шоколад делают так. В какао – масло наливают молоко или сливки, сыплют какао – порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и все перемешивают. (слайд 8).

Вос- Итак, мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад и как его производят.

Вос-  О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.

Незнайка- А давайте с вами выясним, так ли полезен наш шоколад?

Польза

— Шоколад поднимает настроение

— Шоколад – источник энергии, поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом (слайд 9).

—В шоколаде содержится целая кладовая минералов (железа, натрия, кальция, магния, калия и др.), а также витаминов 8 (слайд 10).

— Шоколад полезен для сердца и мозга (слайд 11).

— Шоколад способствует повышению иммунитета, если употреблять высококачественные горькие сорта (слайд 12).

— Каждый раз, съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память, что очень важно для занятий в школе (слайд 13).

— А всегда ли шоколад полезен? В каких случаях он может навредить человеку?

— Шоколад виновник лишнего веса (слайд 14).

— Шоколад может вызвать аллергию (слайд 15).

— Шоколад обладает возбуждающим действием. Его не следует есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу (слайд 16).

Выводы:

Итак, чего же больше приносит шоколад: пользы или вреда?

(Больше пользы)

Кто запомнил, в чем его польза?

— Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве!

— Самый полезный – это горький шоколад.

— Для нормального развития детям необходимо употреблять по 2-3 шоколадных маленьких плитки в день.

— Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем.

Незнайка -О шоколаде можно говорить долго и бесконечно, а мы с вами отдохнем и немного шоколада соберём.

Физминутка

Посмотри налево, посмотри направо,

Мы с вами в стране феи шоколада!

Здесь растут деревья невиданной красы,

Посмотри внимательно – там висят плоды.

Мы их собираем – раз, два, три.

Как сорвал с макушки – в корзину убери!

Тянемся – срываем, в корзину убираем!

Тянемся – срываем, в корзину убираем!

Все плоды мы разложили

Хорошо все просушили.

Потом сложим все в мешок

И отправим на завод.

Удалось нам все собрать!

Теперь можно отдыхать!

 Воспитатель- Приглашаю вас в Шоколадную лабораторию. Чтобы познакомиться со свойствами шоколада.  Чтобы не испачкать свою одежду в лаборатории принято носить спецодежду. Надевайте, пожалуйста, фартуки.  Помогите друг другу.

Проходите к лабораторным столам, рассаживайтесь. Дети рассаживаются.

Воспитатель- Прежде чем мы начнем проводить опыты. Я хочу вас познакомить с правилами поведения в нашей лаборатории.

- Внимательно слушать, отвечать на вопросы.

- Ничего руками не трогать без разрешения.

- Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

-Бережно обращаться с оборудованием.

Опыт 1. Свойства какао.

— Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.

— Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)

— А какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? (Нужно его попробовать.)

— Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький) Так считают все наши коллеги? Или, быть может, кто-то считает иначе?

— Совершенно, верно, какао имеет горький вкус.

— А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао.)

Итак, к какому выводу мы пришли: наше какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.

Опыт 2. Свойства шоколада.

— А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)

— У нас кусочки молочного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?

Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.

— А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек молочного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).

— А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).

— Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?

— Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)

— Ребята, чем больше в шоколаде какао — порошка, тем он более горький на вкус.

— А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть.

— Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Какой делаем вывод?

Вывод: Мы пришли к еще одному выводу, что наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.

— Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, форме. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Шоколад бывает разный на вкус, по форме. Шоколад может быть в жидкой форме и в твердой. Шоколад может ломаться, он хрупкий.

Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь

– Работа в лаборатории закончена, вытирайте руки.

Ребята и ты Незнайка для вас приготовила интересное задание. Игра «Собери пазлы».

Игра с Незнайкой. (музыка 3)

— Ребята я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению шоколада. Теперь вы как настоящие мастера — шоколатье. Ребята, а вы знаете, как такие шоколатье? Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада. (слайд 17)

— Я вам предлагаю побыть шоколатье и приготовить полезный шоколадные конфеты.

(слайд 18)

Фрукты в шоколаде

Предлагаю взять любые фрукты (бананы, мандарин, виноград, яблоко, груша). Наколоть фрукты на палочку обмакнуть в наш приготовленный шоколад, затем сразу в кокосовую стружку и оставить застывать.

После того как они застынут, и вы сможете принести домой показать и попробовать вместе со своим мамами и папами. (музыка 4)

 Наша мастерская закрывается, вытирайте руки.

Снимаем фартуки и садимся на стульчики.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

3. Заключительная часть.

Оценка деятельности и самооценка.

Подведение итогов занятия.

Художественное слово.

— Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?

— Молодцы, ребята! Вы настоящие мастера шоколатье.

-Спасибо ребята. Теперь я знаю, что такое шоколад и шоколатье, какие его свойства, и когда шоколад полезен. Пойду все это расскажу мальчишкам из цветочного города. Мне так не терпеться поскорее начать делать полезные шоколадные конфеты. (уходит)

Придумал кто его – тому спасибо!

Он выглядит и аппетитно, и красиво,

И пахнет ароматнее всего –

Вкуснее нет на свете ничего!

Сумеет он порадовать, взбодрить,

Вкус праздника и детства подарить!

Подать прилив энергии, заряд –

Такой вот всемогущий шоколад!.

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"

Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...

Конспект совместной познавательно-речевой деятельности педагога с детьми " Что растет на грядке"

Материал предназначен для работы  воспитателей с детьми  раннего возраста...

Конспект совместной познавательно-развивающей деятельности педагога с детьми. «Песочная фантазия»

Интерактивное занятие для детей с использованием элементов песочной анимации...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "В поисках пропавших игрушек"

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми  "В поисках пропавших игрушек"...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "Что такое флот"

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми  "Что такое флот"...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "Снежинки"

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми  "Снежинки"...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "Крахмал и его свойства"

Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "Крахмал и его свойства"...