КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема «Пернатые друзья» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Викторовна Стародумова

 Конспект НОД по реализации образовательной области « Познание» 

Тема «Пернатые друзья» старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pernatye_druzya.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад «Сказка»

 МБОУ  «Быстрянская СОШ им.О.Суртаева»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тема «Пернатые друзья»

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области: познание

 (формирование целостной картины  мира – ознакомление с природой).

Старшая группа

                                                                         Воспитатель:    

                                                                                      Стародумова Татьяна Викторовна        

                                     

                                                                                     

с. Быстрянка

2022

Конспект НОД по реализации образовательной области « Познание»

Цель: Способствовать формированию представлений детей о зимующих  и перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные: - расширять представления детей о птицах; закрепить название зимующих и перелентных птиц;  дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;

Развивающие: - активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;

Воспитательные: - воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»; 

- вызывать стремление беречь птиц, помогать им.

Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.

Материал и оборудование: проектор, экран,  силуэты птиц, помпоны из салфеток, клей, кормушка, плакат с деревом, корм для птиц

Словарная работа:  мороз лютует, невмочь,  всеядны, грызуны, пустыня.

Интеграция: Речевое развитие, Художественно-эстетическое

Продолжительность: 25 минут

 Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Этапы и методы, приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть

Проблемная ситуация

2.Основная часть

Игра «Угадай птицу».

Физкультминутка «Скачет шустрая синица»

Дидактическая игра «Кто лишний?»

 Подвижная игра «Вороны»

Чтение стихотворения

Дидактическая игра «Представьте, что будет, если птиц не станет»

Продуктивная деятельность

Рефлексия

-Ребята, сегодня у нас очень  много гостей. Давайте поздороваемся

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем,
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.

 Ребята мне так захотелось побывать в зимнем лесу. А вам?
Давайте, ребята закроем глаза и, представим что мы с вами находимся в зимнем лесу. Представили?
Звучит аудиозапись: «Голоса птиц»
Дети, открываем глаза вот мы и оказались с вами в чудесном, красивом зимнем лесу. Давайте с вами присядем на полянку, отдохнем. Что вы услышали?  (голоса птиц) (слайд 1)

Смотрите, ребята к нам прилетела синичка. И не знает, что ей делать. Улететь в теплые края или оставаться. Поможем синичке?

Воспитатель: О ком же мы сегодня с вами будем говорить?  

Беседа

Птицы делятся на две большие группы. Какие? Перелетные и зимующие.

-А почему птицы называются зимующими?

-А почему же они не улетают?

- Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

- Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей. Проверим, как вы знаете зимующих птиц.


1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.) слайд-2

2. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.) слайд -3

3. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.) слайд-4

4.В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …(синички) слайд -5

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.


Вот присела на минутку,


Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири,  Тень-тень-тень!

- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

- Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).

- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

- Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте их назовём.

( На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).

- Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.  – слайд-6

Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму?) – выставляются картинки.    – слайд 7

слайд- 8,9

А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

- Молодцы,  справились с заданием.

Вот под елочкой зеленой

 Скачут весело вороны

 Кар-кар-кар

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Только к ночи умолкают

 И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар

Ребята, а как живется птицам в холодное время? Как мы можем им помочь?

Послушайте. ( Кормушка)

Покормите птиц зимой,
Бросьте горстку крошек,
И пускай снуют порой
Стайки у окошек.
Бросьте горсточку зерна.
Много им не надо.
И зима не так страшна
Будет для крылатых.
Им не дайте в лютый час
Гибнуть от болезней,
И весна одарит вас
Праздничной их песней.

Воспитатель. Правильно, дети зимой птицам приходится тяжело им голодно, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Ребята, а как вы думаете, как можно импомочь?

А какой корм мы им положим в кормушку?

Смотрите, что у меня есть .Давайте назовем и насыпим в нашу кормушку.

слайд-10,11,12,13

- Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)

- Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?

- Давайте вместе подумаем.

Посмотрите, как красиво:

 

 слайд – изображение  леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях,  в небе, на водоёме, другие обитатели).

Представим, что исчезли птицы.

 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.

Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.

 слайд – растительности почти нет, появились овраги.

Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.

4слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.

Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.

Воспитатель вместе с детьми делает вывод:

выполнение коллективной аппликации. На готовый шаблон наклеить помпон из салфеток. ( снегири и синицы)

Выполнение коллективной аппликации.  (Показ) На готовый шаблон наклеить помпон из салфеток ( снегири и синицы)

-Давайте вместе полюбуеся нашей аппликацией. Каких птиц мы с вами сделали?  Давайте сприсим, нашу синичку .Останется она с нами или улетит?

-Здраствуйте!

-Птица поет

-О  птицах

-Перелетные и зимующие

-Питаются семенами растений и насекомыми

-снегирь

-сорока

-воробей

-синичка

Прыжки на месте на двух ногах.
Прыжки на месте на левой ноге.
Прыжки на месте на правой ноге.
Кружимся на месте.
Присели.

Встали, наклоны головы влево-вправо.

Прыжки на месте на двух ногах.

-Птицы, которые улетают в теплые края.

-Холодно, голодно , нет пищи

-Скворец, журавль, ластички, ястреб, аист

- Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел

-Лишняя птица журавль, потому что это перелетная птица, остальные зимующие

ноги вместе руки на пояс

прыжки на двух ногах

хлопки над головой

повороты туловища влево – вправо)

Дети машут руками, словно крыльями.)

   дети приседают на корточки, руки под щеку

-Сделать кормушку

Надо сделать для них кормушки и положить туда корм.

-Хлебные крошки, нежареные семечки, пшено, тыквенные семечки

Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.

птицы  нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.

-Зимующих ( синиц и снегирей)

-останется

Самоанализ открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

«Пернатые друзья»

Занятие проводила на старшей группе, присутствовало 10 человек. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.

 Тема занятия «Пернатые друзья». Разрабатывая данный конспект занятия, прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей старшей группы.

 Цель занятия: расширить знания детей о птицах.

Мною были поставлены Задачи:

-способствовать формированию представлений детей о   зимующих и перелетных птицах,

-  учить отгадывать загадки,

- развивать интерес к миру пернатых, с использованием дидактических игр,

  - дать представление  о значении птиц для окружающей природы,

-  формировать желание заботиться о птицах      

Все этапы занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены  заданной теме и цели занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость. Дети динамично переключались со словесных игр на подвижные и беседы.  

 Различные виды деятельности : игровая, восприятие художественной литературы позволила разнообразить занятие.

 Используемые методы: словесный, наглядный. Приемы: беседа, подвижная игра «Вороны», физкультминутка  «Шустрая синица».

Во время всей образовательной деятельности использовала позитивный психологический настрой, доброжелательный тон. Обращаясь к детям , использовала доступные лаконичные вопросы. Предоставляла детям высказывать свое мнение. Мне удалось наладить  живое общение с детьми, считаю, что с поставленными целями и задачами справилась успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность Тема: «Дерево для Белочки» (старшая группа) Воспитатель Колчева Светлана Владимировна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Непосредственно-образовательная деятельность Тема: «Дерево для Белочки»(старшая группа)Воспитатель Колчева Светлана ВладимировнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в космос» (старший дошкольный возраст )

Образовательная область «Познавательное развитие»:·        Закреплять умение пользоваться картой и схемой,·...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Тема: "Наши пернатые друзья". (старшая разновозрастная группа)

Цели:Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Закрепить знания детей о последовательности в развитии птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Птицы – наши друзья!»

Образовательная область: Познавательное развитие.Вид деятельности воспитателя: образовательная.Возраст, количество детей: подготовительная к школе группа 6-7 лет, количество 11 человек. Длительность 3...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №103" Заводского района г. Саратова Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: "Моя семья" в общеобразовательной группе младшего дошкольного воз

Цель: создать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности.Задачи:Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. 2. Закреплять ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема "Лучики здоровья" в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Лучики здоровья" в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий...