Проект «Экологическая тропа» в младшей разновозрастной группе.
проект по окружающему миру (младшая группа)

 Вид проекта: познавательно-информационный.

Цель проекта: Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.Знакомство с разными объектами живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_plan_raboty_na_ekolog._tropeproekt.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Фокинский детский сад №11 «Волжанка»

Познавательно - информационный проект «Экологическая тропа»

в  младшей разновозрастной группе.

Воспитатели: Лебедева Н.В.

Кокорина Е.Г.

                                                            2021г.

Содержание

Актуальность проекта……………………………………………………..………....3

Вид проекта……………………………………………………………………….…..3

Цели проекта……………………………………………………………………….…3

Задачи проекта……………………………………………………….……………….3

Этапы проекта…………………………………………………………………..…….4

План реализации проекта………………………………………………………...….6

Приложение 1…………………………………………………………….………......8

Приложение 2………………………………………………………………………...9

Приложение 3……………………………………………..………………...........…..9

Приложение 4…………………………………………………………….………....11

Приложение 5…………………………………………………………….…………12

Приложение 6…………………………………………………………….…………13

«Изучение и наблюдение природы породило науку» 

Цицерон

Актуальность:

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Вид проекта: познавательно-информационный.

Цель проекта: Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей. Знакомство с разными объектами живой природы.

Задачи:

  • Развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.
  • Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
  • Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
  • Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Участники проекта:

  • Воспитатели
  • Дети  младшей  группы
  • Родители

Предполагаемые результаты:

  1. Знание детьми названий деревьев и их характерных особенностей.
  2. Бережное отношение детей к природе. Интерес детей к объектам и явлениям природы.

Продолжительность: среднесрочный (лето)

Этапы создания и оформления тропинки:

- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

- Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа.

- Составление паспорта всех точек тропинки.

- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

На экологической тропинке детского сада:

  • Точка «Дерево... (берёзка)»

Обращается внимание на то, что дерево – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его окраске коры, форме листа.

  • «Волшебная клумба»

Познакомить с садовыми цветами, уход за ними; рассмотреть их красоту.

  • «Царство удивительного пенька»

Здесь предоставляется возможность для психологической разгрузки и игр.

  • Точка «Дерево... (ель)»

Обращается внимание на то, что ель – хвойное растение. Особое внимание уделяется иголкам, шишкам.

  • Точка «Цветок... дикий уголок (льнянка, клевер и др.)»

Рассказать, чем дикорастущие растения отличаются от посаженных человеком.

  • Точка «Рябинка»

Рассмотреть ствол, отличительные особенности листьев, плоды, польза для птиц.

Наблюдение и рассматривание

  •  «Зеленая зона в детском саду»

Объектом для наблюдения являются растения уголка природы. Наблюдения и уход за ними.

Продукты проекта:

Фотографии природных объектов, пластилинография «Цветок», оформление уголка по экологии и создание Лэпбука «Эколята».

Этапы проекта:

Проект включает три основных этапа:

  • 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
  • 2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
  • 3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Предварительная работа:

  • подбор иллюстративного материала по теме;
  • подбор литературы по теме;
  • подбор дидактических игр по экологии; экологических сказок для оформления Лэпбука.
  • оформление уголка «Эколята» в группе;
  • создание экогусеницы с фото посещения всех точек тропинки;
  • наблюдение в природе на прогулке.

Сотрудничество с семьёй:

  • Анкетирование родителей по теме.
  • Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
  • Совместное творчество родителей с детьми из природного материала.

План реализации проекта:

Вид деятельности

Цель

Форма отчета

Экологическая тропа

Прогулка «Деревья» (береза, ель)

Анкетирование родителей

 «Отношение родителей

к проблеме экологического

воспитания»

Формирование знаний о

 деревьях, умения

 различать деревья по их

 характерным признакам

Формирование

сотруднических

отношений с

родителями.

Конспект

Непосредственно-  

образовательной деятельности

Анкеты

«Волшебная клумба»

Рассмотреть садовые растения, уход за

ними

Экогусеница с фото

«Царство удивительного пенька»

Психологическая разгрузка и игры

Картотека игр,

экогусеница

«Цветок... дикий уголок (льнянка, клевер и др.)»

Рассказать, чем дикорастущие растения отличаются от посаженных человеком.

Экогусеница

«Рябинка»

Рассмотреть ствол, отличительные особенности листьев, плоды, польза для птиц.

Экогусеница с фото

Результаты прохождения экотропы

Пластилинография «Цветок»

Вызвать интерес к

творчеству, учить

рисовать лепить цветок

из пластилина на бумаге

Поделки детей из

пластилина

Фотографии

НОД «Комнатные растения».

Формирование навыков

 по уходу за растениями. Посещение зеленого

уголка д/с.  

Конспект

образовательной деятельности.

Собрание коллекции природного материала

с родителями

Формирование желания

 изучать объекты живой природы

Коллекции

 природного материала

Настольные игры:

 «Времена года», «Растения» (пазлы)

Формирование

представлений детей об

окружающем мире,

развитие

коммуникативных

навыков

Фотографии

Беседа: «Правила

поведения на участке д/сада во время прогулки»

Закрепление знаний об окружающем мире

Конспект

Подвижные игры:

«Кто больше соберет», «Найди свой домик»

Закрепление знаний о лесных обитателях

Картотека

«Путешествие по

 экологической тропинке»

Повышение уровня

 экологических знаний,

познавательной и речевой

 активности детей

 дошкольного возраста

Конспект

образовательной

деятельности

Участие в конкурсах

Выставках и т.д.

Приложение 1

Анкета «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

1 .     Что такое  экология?

_____________________________________________________________________

2.        Есть ли у Вас комнатные растения  и какие? Если нет, то почему?

_____________________________________________________________________

3.        Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4.        Посадили ли Вы дерево?

5.        Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6.        Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7.        Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

8.        Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9.        Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10.      Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

11.      Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12.       Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

13.       Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14.    Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?  

                                       

Приложение 2

Дидактические игры по ознакомлению с деревьями и растениями во второй младшей группе.

Название

Цель

«Найди листок, какой покажу»

Учить детей находить листочки по показу.

«Сложи картинку» (пейзажные)

Учить собирать из частей целое изображение.

«Такой листок, лети ко мне»

упражнять в нахождении листьев по сходству.

«Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, рябина)

Повторить, закрепить названия деревьев.

«Собери дерево из частей»

Учить собирать из частей целое (синтез.)

«Научи мишку мыть растение»

Учить детей ухаживать за растениями.

«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки)

Учить по описанию выбирать нужные картинки,

собирать пазлы.

Приложение 3

Прогулка «Деревья» (сравнение берёзы и ели)

Цель: развитие слуховой  и образной памяти, связной речи, фантазии.  

Задачи:

  1. Формировать умение распределять внимание, устанавливать соответствия  между предметами;
  1. Развивать мелкую моторику, самоконтроль;
  1. Воспитывать творческий подход к делу, чувство взаимоподдержки.

 Оборудование: набор листиков.

Ход:

 Воспитатель:

                - В летний сад на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья,

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

Мы пойдем гулять.

Дети становятся змейкой и идут за воспитателем по дорожкам, тропинкам. Называем деревья, дети собирают листья.

Воспитатель подводит к берёзе.

             

 Воспитатель:

А вот и берёзка.

                             Берёзка белый сарафан надела,

                             Кудри завила, косы заплела.

                             До чего же хороша,

                             Словно девица – душа!

Ребята, посмотрите, как на берёзке шелестят листочки, кажется, она зовёт нас к себе в гости.  А что это берёзка держит в своих «руках – веточках»? Давайте посмотрим?

Да это же письмо! И адресовано нам. Сейчас прочитаем. (Чтение письма Берёзки, выполнение её заданий).

Письмо Берёзы

Дорогие ребята!

Наконец – то вы ко мне пришли,  уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела,  чтобы вы меня услышали. Я вам подарю свои листочки, но сначала выполните мои желания и задания.

Погладьте мою кору, понюхайте её и скажите: чем мы с моей соседкой сосной похожи, а чем отличаемся. А как вы узнали, что мы с сосной деревья? Может, мы травинки? Докажите мне, что я – дерево!

Спасибо вам, ребята, за  все! Возьмите мои листочки на память.

Приходите ко мне ещё, не забывайте меня!

                                                                                                   Ваша Березка.

- Погладить, понюхать.

- Рассказать, чем похожи и чем отличаются с соседкой елью.

- Доказать что она дерево.

  ( объясняю, что у дерева - один ствол. Он твердый, а у кустарников -  много стволиков растущих из земли. У травинок не бывает больших стволов).

Чтение письма до конца.

Игра «С какого дерева лист?».

Воспитатель показывает найденный лист, дети, называют с какого дерева, какого цвета лист.

 Воспитатель предлагает детям поднять опавшие листочки, напоить березу и взрыхлить землю под ней, чтобы её корешки лучше дышали.

Приложение 4

Подвижные игры

Кто больше соберет.

 На площадке разложить шишки. Дети расходятся врассыпную, не задевая предметы и друг друга. На сигнал «Бери!» стараются быстро поднять предметы и сложить в корзину.

Ножки, ножки.

 Дети бегут друг за другом под слова воспитателя «Ножки, ножки бежали по дорожке. Топ-топ-топ-топ! Прыг!» На последнее слово прыжком быстро поворачиваются в другую сторону.

 «Ежик».

Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 80-100 см. Взрослый читает стихотворение и показывает движения, которые ребенок повторяет.

Как-то мы в лесу гуляли,

И ежа мы повстречали.

Шагают на месте, энергично взмахивая руками.

На полянке, на лесной,

Под пушистою сосной.

Выполняют наклоны вправо-влево, руки на пояс.

Он сидел с ежатами.

Малыми ребятами.

Хлопают в ладоши.

На его спине иголки,

Как хвоиночки у елки

Выполняют два наклона вперед, при наклоне руки назад - вверх.  

Ты не бойся, ежик, нас,

Мы подружимся сейчас.

Выполняют повороты вправо-влево, руки на пояс.

Будем вместе мы играть,

Песни петь и танцевать.

Выполняют «пружинку», руки к плечам.

Вышел ежик из-под елки,

Распушил свои иголки,

Хлопают в ладоши.

Вместе с нами стал играть,

Песни петь и танцевать!

Прыгают на месте на двух ногах, руки вниз.

«Мы с друзьями».

Взрослый и ребенок встают друг напротив друга, берутся за руки, затем идут по кругу хороводом. При этом взрослый произносит:

«Мы с друзьями круг за кругом

Дружно ходим друг за другом.

Стой на месте!

Дружно вместе.

Сделаем вот так!»

Игроки останавливаются, взрослый выполняет какое-либо движение или показывает фигуру, ребенок повторяет. Например:

«Петушок» - ходьба на месте с высоким подниманием коленей и взмахами рук;

«Гуси» - наклоны вперед, руки в стороны - назад, при наклоне поизносить «ш-ш-ш-ш»,

«Цыплята» - присесть на корточки, пальцами рук имитировать клевание корма (постукивать по ботинкам, произносить «клюю – клюю - клю»).

Приложение 5

Стихи о природе

***

У задумчивой березки

На ветвях висят сережки.

Ты, березка, не грусти,

Почки в листья распусти.

***

Ароматна,  как  весна

Эта стройная сосна!

Золотистые стволы

Полны пахнущей смолы!

Ты найдёшь под сосной

И здоровье, и покой.

(И. Наумов)

Лес

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

(С. Погореловский)

***

Да, грибы искать не просто -

Они маленького роста.

Прячутся под ёлками,

Засыпаны иголками.

(Н. Нехаева)

***

Жёлтый одуванчик

Снял свой сарафанчик,

Сменил он платье скучное

На белое воздушное.

Приложение 6

Беседа с детьми

Тема: «Осторожно! Растения на участке д/с»

Цель: Познакомить с  растениями нашего участка. Научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

Материал: Игра «Распутай путаницу», «Гербарий».

Ход:

Игра «Распутай путаницу»

На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.

Можно показать детям на картинке ребенка, который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.

 Спросить у детей, какие растения на участке нашего д/с им знакомы.

Показ растений из «Гербария».

Обсудить с детьми, какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки. Обсудить с детьми, чем может быть опасно растение или гриб.

-У некоторых детей есть привычка - покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью.

Запомните!

-Лучшее средство защиты от ядовитых растений - не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

Сбор грибов - увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.

Запомните - грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны.. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада - не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям.

- Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию для разновозрастной группы "Золотая осень"

Конспект интегрированой непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и аппликации для детей разновозрастной группы детского сада...

Проект по экологии "Экологическая тропа" в разновозрастной группе ( 5 - 7 лет)

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной дея...

Музыкально-экологическое занятие для разновозрастной группы "Путешествие в лес"

Данное мероприятие формирует у детей дошкольного возраста бережное отношение к природе....

Доклад на тему «Примеры экологических сказок в разновозрастных группах»

Доклад и презентация на тему «Примеры экологических сказок в разновозрастных группах»...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей старшей разновозрастной группы «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопережи...

Экологический проект «Первоцветы» в старшей разновозрастной группе.

Экологический проект «Первоцветы»в старшей разновозрастной группе....

Проект по экологическому воспитанию в разновозрастной группе на тему "Животный мир нашего края"

Проект по экологическому воспитанию в разновозрастной группе на тему «Животный мир нашего края» Цель проекта: обобщение и расширение знаний о диких животных с учётом региональных особ...