Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и экспериментированию «Почва - живая земля» (Подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кутузова Светлана Васильевна

Открытое  занятия по ознакомления с окружающим миром "Почва -живая земля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pochva_na_sayt.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению

с окружающим миром и экспериментированию

«Почва - живая земля» (Подготовительная группа)

Цель: Формирование представлений о функциональном значении почвы и ее охране.

Задачи:

1. Обучающие

- Обогащать и систематизировать знания детей о почве, ее важности и значимости для жизни на земле.

-Дать представление об образовании почвы.

-Уточнить знания детей о составе и ранее изученных свойствах почвы.

-На основании опытной деятельности формировать понимание о вреде деятельности человека для почвы.

- закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, насекомых, кроте и др.

-Расширять элементарные представления детей об источниках загрязнения почвы и ее охране.

2.Развивающие:

Развивать наблюдательность, любознательность, умение анализировать сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

3. Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности.

Воспитывать доброжелательность и взаимопомощь.

Предварительная работа:

Рассмотрение иллюстрации «Почва».

Опытно-экспериментальная деятельность по изучению состава и свойств почвы.Работа с макетом почвы, рассмотрение почвы в цветочных горшках в процессе труда и песка из песочницы.Наблюдение за прорастанием семян в песке, глине и плодородной почве.Просмотр презентации и ИЗО «Обитатели почвы».Чтение «Экологическая тревога» из книги «Почемучка» А. Дитриха, Г. Юрмина.

Методы и приемы:

Словесный, наглядный, практический.

Материалы и оборудование:

- плакат с изображение земли; схема- картинка «Состав почвы», макет дерева с корневой системой, картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь);

- для игры – мяч;

- для опытов - образцы почвы (песок, глина, чернозём), сосуды с водой, пустые сосуды, салфетки;

-для опытов на 2-х детей: стакан с водой, пустой стакан, образцы почвы (песок, глина, чернозём) на лотке, палочки, пластиковые ложечки, салфетки.

 Краткое описание

Начало.

Организационный момент.

Основная часть

Мотивация деятельности воспитанников.

Просмотр познавательного видео «Как образуется почва».

Повторение состава почвы, ее свойств и обитателей.

Опытно-экспериментальная деятельность «Загрязнение почвы».

Беседа «Как сохранить почву?»

Игра «Мяч по кругу).

Заключительная часть

Ход занятия:

- Вос- ль: Ребята, прослушайте, пожалуйста, мою загадку.

Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете

И так красива на рассвете!        

И кормит всех людей на свете.

Что это? Скажите, дети…

- Дети: ответ- земля.

(Выставить плакат с изображением планеты Земля.)

- Вос-ль: Правильно, ребята. Мы живём на замечательной планете Земля. Строим дома, в которых живём; изготавливаем машины, на которых ездим; выращиваем растения, плодами которых питаемся. Ребята, а вы знаете как называется плодородный слой земли, на котором растут растения? Послушайте ещё одну загадку:

Самый верхний слой земельный-

В ней растут трава, деревья,

Плодородьем обладает,

Как её называют?

- Дети: ответ- почва

- Вос-ль: Правильно. Этот слой называется почва. И сегодня мы с вами продолжим знакомиться с ней.

Без почвы жизнь на земле не возможна. Не будет почвы, не будет растений, не будет тогда травоядных животных, насекомых, птиц, а не будет травоядных не будет и хищников. И люди исчезнут.

Что же такое почва? Как вы думаете дети? (ответы детей)

Зачем нужна почва? Может ли на земле быть жизнь без почвы?

Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

Вы спросите зачем?

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.

Как же это происходит?

Давайте посмотрим видео

(Комментарий к началу видео) . У нашей планеты Земля есть земная кора, твердая каменная оболочка. Вся наша поверхность земли представляет собой каменную равнину или каменные горы. На голом камне ничего не растет. Кажется, что горы могут стоять вечно, но это не так. Камни разрушаются.

(После просмотра.)

И так, как же образуется почва?

Ребята, давайте вспомним из чего состоит почва? (песок, глина, перегной).

Рассматриваем схему- карточку «Состав почвы»)

Какими свойствами почва обладает? (Пропускает воду и воздух, ими питаются и дышат растения, а также почва-это дом для животных).

А каких обитателей почвы вы помните? (Заранее приготовить и вывесить картинки).

А посмотрите на этого червя и крота? Как вы думаете, что с ними случилось? Они заболели? А почему это могло произойти? (Почва вокруг них загрязненная).

Сегодня мы с вами проведем опыт «Загрязнение почвы», а после опыта давайте обсудим возможные последствия этого.

Опыт «Загрязнение почвы»

Содержание опыта: ребята давайте посмотрим, как происходит загрязнение почвы ,у вас есть два емкости в водой .Чем они отличаются? В одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Как вы думаете : что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и сравните образцы почв после полива.

Ребята, какой вывод можно сделать после проведенного опыта, от чего загрязняется почва?

Конечно главным источником загрязнения почвы являемся мы люди. Сейчас все ученые экологи бьют тревогу, наша планета Земля в опасности! Мы люди часто моемся сами гелями, мылом, моем посуду, машины разными мыльными растворами, стираем белье, все это попадает в почву и наносит ей большой вред, отравляет ее. Также мы люди мусорим. Мусор накапливается в почве, лежит там много лет, отравляет почву и мешает ее обитателям (например, пакет может пролежать в земле 15 лет!). Люди строят заводы, фабрики и часто ядовитые отходы выбрасывают в землю. А эти яды не только вредят почве и убивают ее обитателей, но также накапливаются в овощах и фруктах, что растут на земле, а это очень опасно для самого человека.

Какой сделаем вывод? (Нам нужно бережно относиться к земле, стараться её не загрязнять).

Какие правила люди должны соблюдать чтобы заботиться о чистоте почвы?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не мусорить, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» -ведь они нужны почве).

Ребята, вы уже много что узнали про почву и сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Мяч по кругу».  Вам нужно назвать любое слово, связанное с почвой и передать мяч другому по кругу.

Игра «Мяч по кругу»

Сегодня мы с вами узнали, как образуется почва, о ее важности для жизни живых существ, как почва загрязняется и как мы можем ее сберечь.

Спасибо вам, что внимательно слушали, играли, отвечали на вопросы. А в подарок вам настольная игра «Когда Земля грустит, когда Земля радуется».

 Подготовила и провела :

воспитатель Кутузова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности и математике в средней группе детского сада, тема: «Профессии»

Расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий.Упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию во второй младшей группе "В мире животных"

Интегрированное занятие для детей 2 -ой младшей группы, в котором дети закрепляют знания о диких и домашних животных, с использованием различных игр....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию бумагой во второй младшей группе «Бумажная фея» (тема недели: «Что из чего сделано)

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).Познакомить детей с использованием...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе.Программные задачи:1.    Расширять представления о лесе, его обитателях и растительности.2....