ОД в старшей группе по окружающему миру "Прощай зима! Здравствуй весна!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Образовательная область: «Познавательное развитие.
Интегрированные образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма деятельности: совместная взрослого и детей.
Виды деятельности:  игровая, музыкальная, познавательная, коммуникативная.
Цель: систематизировать знания детей о о зиме как времени года.
Задачи:

Социально-коммуникативное развитие.

Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослым деятельности, охотно откликаться на предложенные ситуации общения.

Познавательное развитие.        

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в растительном и животном мире в зимний период, о зимних играх и забавах людей.

Способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового внимания.

Развивать любознательность и интерес к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_proshchay_zima-zdravstvuy_vesna.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Прощай – зима!
      Здравствуй, весна!» 

Образовательная область: «Познавательное развитие.
Интегрированные образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма деятельности: совместная взрослого и детей.
Виды деятельности:  игровая, музыкальная, познавательная, коммуникативная.
Цель: систематизировать знания детей о о зиме как времени года.
Задачи:

Социально-коммуникативное развитие.

Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослым деятельности, охотно откликаться на предложенные ситуации общения.

Познавательное развитие.        

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в растительном и животном мире в зимний период, о зимних играх и забавах людей.

Способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового внимания.

Развивать любознательность и интерес к природе.

Речевое развитие:

Продолжать учить слушать обращенную к ребенку речь.
Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, в составлении предложений по схеме на заданную тему.

Активизировать словарь по теме «Зима».

Физическое развитие.

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами здоровьесберегающих технологий.

Предварительная работа: наблюдения неживой и живой природы зимой; беседа о зиме, зимних месяцах; чтение познавательных рассказов и рассматривание иллюстраций на темы «Зимний покой деревьев», «Как звери зимуют», «Как птицы зимуют», «Люди зимой. Зимние игры и забавы»; детское экспериментирование «Следы на снегу», знакомство детей со следами диких животных наших лесов.

 Ход занятия:

В: - Здравствуйте, ребята! поприветствуем друг друга,

Тому, кто справа, улыбнись, (выполнить движения по тексту.)

Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа, поклонись,

Тому, кто слева поклонись,

Тому, кто справа, руку дай,

Тому, кто слева, руку дай,

Тому, кто справа подмигни,

Тому, кто слева, подмигни!

И скажем вместе: ты и я-

Вместе дружная семья,

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся!

Здравствуйте, гости!

В: - Какой дружный круг у нас получился! Вы чувствуете тепло рук ваших товарищей? Вам приятно? Отлично! И постарайтесь сохранить тепло и поддержку рук ваших друзей до конца нашей встречи. Можете садиться на стулья.

Воспитатель: я прочитала загадку, но отгадать не смогла. Может вместе мы, угадаем, от кого она? Вот эта загадка:

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

Кто это?

Дети: Зима!

Воспитатель :

  • Как вы узнали, что это зима?
  • Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).
  • А сейчас какой месяц? (Февраль.

Теперь давайте вспомним:

  • Что бывает зимой? Какие природные явления? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).
  • Каким бывает ветер? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).
  • Что происходит зимой на водоёмах?
  • А что бывает только зимой? (Снег).
  • Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).

Воспитатель: Мы сегодня зиму вспоминаем, с зимой прощаемся, да весну красну встречаем!

Слышится звук метели. Приходит электронное письмо от Зимы.

Зима.

Вот, придумали! Прощаться они захотели! А я, может быть, уходить и не собиралась! Есть у меня волшебная книга, и пока все ее страницы вместе не соберутся, не уступлю свое место весне! А волшебные страницы я очень хорошо спрятала в моем лесу. Никогда не найдете! Никогда весну не встретите!

Воспитатель. Ребята, что же делать? Как же быть? Неужели зима не уступит место весне?! Давайте отправимся в зимний лес и найдем все страницы волшебной книги Зимы. Только как же мы туда попадем?

/Ответы детей./

Воспитатель: Я предлагаю стать на волшебные лыжи, и мы окажемся в зимнем лесу. (под зимнюю музыку дети имитируют движение на лыжах)
«Ты на лыжи становись,
В зимнем лесу окажись!»

Воспитатель: Сколько здесь деревьев

Гимнастика для глаз «Елка»

Вот стоит большая елка

Вот такой высоты!                                      посмотреть снизу - вверх

У нее большие ветки

Вот такой ширины!                                      посмотреть слева - направо

Есть на елке даже шишки,                         посмотреть вверх

А внизу - берлога мишки.                           посмотреть вниз

Зиму спит там косолапый                         зажмурить глаза

И сосет в берлоге лапу.                               поморгать  несколько раз.

Воспитатель:  Посмотрите, там за деревом кто-то прячется.

Белочка. Я ловкая белочка. Я в зимнем лесу все деревья знаю. А вы?

Игра «Сложи картинку».

Воспитатель: ребята, разделитесь на 4 команды. Каждая команда получает разрезную картинку с изображением дерева, собираете ее и говорите название дерева.

На экране появляются изображения деревьев зимой и схема «Зимний покой деревьев».

Воспитатель просит детей назвать все деревья по порядку и рассказать, как деревья зимуют (Деревья и кусты стоят голые, без листьев. Только ели и сосны зеленеют. Все деревья зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.)

Воспитатель: Белочка, а ты страницы волшебной книги Зимы не видела?
Белочка.

Нет, только лес-то волшебный. Вы волшебные слова скажите, страница и появиться.

Дети прощаются с белочкой, говорят волшебные слова («1, 2, 3, страница появись!»), получают первую страницу.
Воспитатель: - Как вы думаете, кто оставил эти таинственные знаки?

Дети: животные, птицы.

Игра «Отгадай, чей след».

На экране появляются изображения зайца, волка, лисы и др. зверей. В окошке появляется изображение звериного следа. Дети отгадывают, чей след. /Например, лисий и т.д./

На экране появляются изображения диких животных наших лесов зимой и схема «Как звери зимуют».

Воспитатель: посмотрите на экран и назовите всех зверей по порядку и расскажите, как звери зимуют (У некоторых зверей меняется цвет меха. Все звери покрыты густым и тёплым мехом. Они укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег. Зимой им голодно и холодно.)

Воспитатель: - Скажите, а почему среди этих следов мы не нашли следы ежа, медведя, хотя они тоже живут в этом лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: - Да, ребята, в зимнем лесу нельзя увидеть следы ежа, медведя, так как эти животные зимой впадают в спячку. Иногда в лесу зимой появляется медведь- шатун, которого кто-то поднял из берлоги. Встречи с таким животным лучше избежать, так как они обычно очень злые, из-за того, что нарушили их зимний сон.

Воспитатель: говорим волшебные слова. Вот еще одна страница волшебной книги

Воспитатель: прекрасно! Мы с вами отдохнём и поиграем. 

Пальчиковая гимнастика  « Кормушка» Я зимой кормлю всех птиц

Сколько птиц к кормушке нашей

( Ритмично сжимают и разжимают  кулаки)

Прилетело? Мы  расскажем

Две синицы, воробей,

( На каждое  название  птицы  загибают по одному пальчику

Шесть щеглов и снегирей,

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек.

( Ритмично сжимают и разжимают кулаки).

На экране появляются изображения зимующих птиц и схема «Как птицы зимуют».

Воспитатель: ребята назовите всех зимующих птиц по порядку и расскажите, как птицы зимуют (Птицам зимой голодно и холодно. Они прилетают поближе к жилью человека, чтобы найти корм и тепло. Люди делают кормушки и подкармливают зимующих птиц.)

Дети говорят волшебные слова («1, 2, 3, страница появись!»), получают третью страницу.

Воспитатель. Посмотрите-ка, ребята, а в лесу-то снеговик стоит.

Снеговик. Я снеговик. Совсем скоро солнышко пригреет, я растаю, потеку ручейками весну встречать.

Игра «Да – нет».

На экране по очереди появляются изображения предметов для игр и забав в разное время года (лыжи, велосипед и т.д.). Если предмет подходит для зимних игр и забав, то дети говорят «Да», если не подходит, то «Нет».

На экране появляются изображения предметов для зимних игр и забав и схема составления предложения «Зимой я люблю …».

Дети составляют предложение по схеме (например, Зимой я люблю кататься на лыжах и т.д.).

Дети прощаются со снеговиком,  говорят волшебные слова («1, 2, 3, страница появись!»), получают четвертую страницу.

Слышится звук метели, и голос за кадром говорит: «Молодцы, ребята! Все задания выполнили, нашли все страницы волшебной книги зимы. Зиме теперь – конец! Весне – начало!».

Появляется  Весна.

Весна.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к вам пришла … весна.
/Автор: Е. Карганова./

Весна проводит хороводную игру «Веснянка».

А уж ясно солнышко
(Дети идут в круг, взявшись за руки.)
Припекло, припекло
(Медленно поднимают руки.)
И повсюду золото                            
(Дети идут из круга, взявшись за руки.)
Разлило, разлило.                             
(Медленно опускают руки.)
Ручейки на улице                             
(Бегут по кругу на носках, руки на поясе.)
Все журчат, журчат.                         
Журавли курлыкают                       
(Идут по кругу с высоким подниманием колен, руками изображают взмахи крыльев.)
И летят, летят.  

4. Итог.

Расскажите, ребята, где мы были? Кого вы там встретили? Трудные ли задания приготовила вам Зима? Как вы с ними справились?
Пожалуйста, выберите себе карточку. Если вам сегодня на занятии было легко и интересно – солнышко, если было интересно, солнышко с тучкой, если было скучно и совсем неинтересно – тучку. (Дети выбирают соответствующую карточку.)

Воспитатель: А нам, ребята, пора возвращаться в детский сад.
Ты на лыжи становись, в детском саду окажись.

Теперь я вижу, что у всех настроение, весеннее, радостное, светлое.
Сегодня вы все  МОЛОДЦЫ! Занятие  закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия для микрогруппы "Прощай, зима! Здравствуй, весна!"( в условиях логопункта)

По конспекту интегрированного логопедического занятия для микрогруппы "Прощай, зима! Здравствуй, весна!"  было проведено очередное занятие, в котором получилось соединить не только работу над свя...

"Прощай,Зима!Здравствуй.Весна!"

Праздник встречи весны с элементами русского фольклора....

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Прощай, Зимушка-Зима! Здравствуй, Весна красна!» в старшей комбинированной группе для детей с ОНР.

Цель.Систематизировать представления детей о зиме как времени года. Задачи.Социально-коммуникативное развитие.Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослым деятельности, охотно ...

Занятие по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "До свидания, зима! Здравствуй, весна!"

Цель: Закрепление и обобщение представлений о признаках ранней весны, на основе систематизации сформированных представлений. Образовательные:1. Формировать представления о признаках ранней весны....

КОНСПЕКТ открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру в группе раннего возраста На тему: «Здравствуй, Весна!»

КОНСПЕКТ открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру в группе раннего возраста На тему: «Здравствуй, Весна!»...

конспект по окружающему миру в старшей группе:Тема: « Прощай – зима! Здравствуй, весна!»

Активизировать словарь детей: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями: подбирать прилагательные к существительным, употреблять в речи ум...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе среднего дошкольного возраста « Прощай – зима! Здравствуй, весна!»

Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны.Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны....