Занятие перелетные птицы средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Третьякова Елена Владимировна

Цель: Обогащать знания детей о перелётных птицах;   

Задачи: Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

 Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pereletnye_ptitsy_srednyaya_gruppa.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

г. Горняк, Локтевский район, МБДОУ «Детский сад «Сказка»               

        Занятие «Перелетные птицы»

                              (средняя группа)

                                                           Воспитатель: Третьякова Е. В.

                                                2020г.

                                        Занятие

                              «Перелётные птицы».

                            (средняя группа).

Цель: Обогащать знания детей о перелётных птицах;   

Задачи: Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

 Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).

Воспитывать чувство любви к родной природе;

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;

Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивать интерес к жизни птиц;

 Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;

 Развивать речь детей, обогащать их словарь

Продолжать развивать связную речь детей;

Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;

Учить строить высказывания типа рассуждений;

Развивать умение строить причинно-следственные связи;

Учить понимать образный смысл загадок.

       Ход занятия:

Если снег повсюду тает,

День становиться длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла (Весна) (2 слайд)

Прослушивания записи «Голоса весеннего леса»(3 слайд)

Что вы слышали? (ответы: пение птиц).

Где и когда так поют - заливаются птицы? (ответы: в рощах, в лесу, парках; весной)

(4 -6 слайд)

Осенью затихают их голоса, потому что многие пернатые. (какое слово я сказала? (ответы: пернатые) кого я так назвала? (ответы: птиц) почему (ответы: одеты в перья), радующие нас своим пением, улетают в тёплые края.

 (7 - 10 слайд)

Каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей)

Кто такие перелётные птицы? (ответы: птицы которые улетают)

Как думаете, почему птицы покидают родные места? (ответы: боятся холода, нет корма)

Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. С наступлением холодов, когда исчезают насекомые, основная пища птиц, водоемы покрываются льдом, птицы улетают в теплые края. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов.

Когда возвратятся? (ответы: весной)

Почему? (ответы: потому что станет тепло, появятся насекомые – еда для птиц)

Подумайте и скажите, куда раньше приходит весна: в поле или в лес? (ответы: (подводить детей к рассуждению) в поле быстрее, там открытое место для солнечных лучей)

С наступлением весны птицы возвращаются в родные края (11 слайд)

А вот какие птицы прилетают первыми узнаете, если отгадаете загадку:

Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад- вперёд по пашне вскач,

А зовётся птица …. (грач)

Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи — первые посланцы весны.

(12 слайд)

Опишите, как выглядит эта птица (ответы детей)

(Грач размером и внешним видом напоминает ворону. Перья черные с фиолетовым или с  синим металлическим блеском).

Рассказ воспитателя:

«Ходят важные, тугим крылом поблёскивают, носом землю ковыряют, червяков да личинок из неё потаскивают. Люди рады грачам. Улыбаются, завидев их.

«Здравствуйте!» - говорят они птицам. - С прибытием вас!» ( В. Бианки «Синичкин календарь. Март».

Живут грачи большими семьями и гнёзда строят высоко на деревьях.

(13 слайд)

Послушайте загадку и узнаете, какая птица прилетает вслед за грачами:

На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его …. (скворец)

(14-15 слайд)

Это красивая чёрная птица, с белыми пятнышками по всему телу. Селится он в старых дуплах деревьев или скворечниках, которые развесили для них люди.

(16-17 слайд)

В народе говорят: «Увидал скворца — знай весна у крыльца».

Как только скворцы находят себе домик,  откладывают яйца и высиживают маленьких скворчат  (18-20 слайд)

Вот еще одна загадка:

Длинный хвост у этой птицы

Постоянно шевелится

Любит песни щебетать

По земле пешком гулять

(Трясогузка).

(21 слайд)

Трясогузка - маленькая стройная птичка с длинным хвостом и длинными лапками.(22 слайд)

Спинка и бока у трясогузки серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья чёрные, блестящие, украшенные по краям белыми пёрышками. У трясогузки длинный хвост. Трясогузка резво бегает по земле, весело потряхивая длинным хвостом – трясет гузкой (гузка – хвостовая клинообразная часть туловища птицы) – отсюда птичка и получила свое название. На ходу она ловко хватает клювом мошек и комаров (23 слайд)

Прилетает трясогузка в наши края ранней весной, когда на реках и озерах ещё лежит лёд. В народе трясогузку называют «ледоломкой» — птичка бегает по льдинам, ищет вмёрзших в лёд жучков.

 (24 слайд) Своё гнездо трясогузка обычно устраивает в кустах по берегам рек и ручьев. Ведь вблизи воды им легче раздобыть корм и себе, и птенцам. Комары, мотыльки, мошки, бабочки, жуки — любимая еда трясогузок. Трясогузка не боиться людей,  ее часто можно встретить и вблизи жилья человека.

Вот ещё одна загадка:

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поёт (жаворонок)

(25слайд)

Жаворонки небольшие бурые птички с жёлто- белыми чёрточками и чёрно- бурыми пятнышками. Птички эти наземные, на своих коротеньких ножках очень хорошо бегают по земле.

 Они превосходные певцы, их звонкие песни разносятся высоко в небе.

(26 слайд)

 Гнёзда они устраивают на земле в небольшом углублении или ямке которую роют сами. (27-28слайд)

(29-30 слайд) Птенцы жаворонка.

О ком говорится в этой загадке:

Я проворна, легкокрыла.

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко.

Значит, дождик где-то близко (ласточка)

(31 слайд)

Ласточка небольшая сине - стального цвета птичка с белой грудкой. Из- за её раздвоенного хвоста и острых крыльев нельзя спутать ни с какой другой птицей, кроме стрижа (32 слайд). Ласточки гнездятся на скалистых берегах рек  (33-34слайд) и в человеческих постройках (35-37 слайд)

Гнездо ласточка лепит из глины, смоченной слюной.

Народная примета говорит: «Ласточки низко над землёй летают - к дождю»

Не ворона, не синица, как зовется эта птица?

Примостилась на суку, раздалось вокруг «ку-ку» ( кукушка) (38 слайд)

Кукушка – птица размером с галку, у нее длинный хвост и заостренные крылья. У самца спина темно-серая, а низ белый с поперечными полосками, на хвосте белые пятна. Кукушка приносит большую пользу: поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть ядовитые, а кукушка есть всех подряд.

(39 слайд) Окраска оперенья у  самки рыжевато-бурая. Прилетает кукушка в конце апреля, начале мая.

Гнезд своих не вьет, а подбрасывает яйца другим птицам. Кукушка очень прожорливая птица, поэтому приемным родителям очень тяжело прокормить кукушонка (40 слайд)

 Птичка, внешне неприметна, запоет среди ветвей

Так, что ахнем мы – ведь это голосистый …(соловей)

(41 слайд)

Соловей на вид скромен и неприметен: маленький, серенький, с длинным хвостом и большими, немного грустными глазами, но в «лесном оркестре – он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая и самая нежная»          (42 слайд)

Гнездо соловья. Так соловей заботится о своем потомстве (43-44 слайд)

Мы поиграем с пальчиками.

Покажите мне свои ладошки. Скрестите большие пальцы – у вас получились крылья. А теперь, повторяйте за мной.

Тили – тели, тили – тели

С юга птицы прилетели,

Прилетел к нам скворушка – Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей,

Торопитесь, кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все вернулись, прилетели,

Звонко песенки запели.

Когда  прилетают перелетные птицы, люди их с радостью встречают и развешивают для них специальные домики, как их называют? (скворечники)

(45-46 слайд)

Дома у птиц бывают разные  (47 слайд)

 - А знаете ли вы, как появляются на свет птицы?

Ответы детей.

- Я расскажу вам о чудесном превращении. Как вы думаете, что я держу в руках?

Ответы детей.

Яйцо – это жизнь. Самка - птица откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.

Рассмотрим птичьи гнезда: (48-52 слайд)

-  Что между ними общего?

Ответы детей.

- Чем они отличаются?

Ответы детей.

-Как вы думаете, из чего они сделали?

Ответы детей.

-Как вы думаете сколько нужно времени птичке, чтобы построить такое гнездо?

Ответы детей.

А что же в этом гнезде не так? Почему яйца разные, что случилось?

(53 слайд)

 В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их и конечно же охраняют. Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать свои гнёзда. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу.

Не разорять птичьи гнёзда!

Не брать птенцов из гнезда!

Не ломать ветки!

(54 слайд)

А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете зимующих и перелетных птиц.

Дети называют.

(56-72 слайд)

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Дети достают из-под стульчиков приготовленные карточки  с изображением перелетных и зимующих птиц; в середине группы в обручах расположены  «Солнышко» и «Снежинка».  По сигналу воспитателя дети, у кого в руках карточки с перелетными птицами должны собраться около солнышка, а  зимующие, около снежинки.  

Воспитатель: Молодцы!  Садитесь на свои места.

Игра «Третий лишний» (73слайд)

Вы молодцы! О каком времени года мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Что вам сегодня запомнилось интересного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелетные птицы" ( средняя группа)

Коррекционно-образовательные цели: актуализация словаря по теме "Перелетные птицы", закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках (беседа о перелетных птицах с...

Конспект занятия "Перелетные птицы". Средняя группа

Конспект занятия Перелетные птицы. Средняя группа...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» (средняя группа)

Цели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употребление в ре...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» средняя группа

Pакрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний вид птиц их особенности, поведение....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» (средняя группа)

Цели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употреб...