Конспект занятия "Права ребенка" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузнецова Анна Владимировна

Конспект занятия "Права ребенка " подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_prava_rebenka.docx47.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Ход деятельности:

Этапы деятельности

            Деятельность педагога

Деятельность

детей

I этап.

Организационный      

Приветствие

Повторение правил поведения на занятиях.

Стихотворение о глобусе.                                                 

Рассматривание фотографий детей разных стран.

 Организационный момент                             Приветствие                                                    

 Все берутся за руки и проговаривают:

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

Воспитатель: - Сегодня мы с вами обсудим серьезную тему: «Права ребенка».

Но сначала давайте вспомним наше правило: Каждый день всегда везде,                                                             На занятиях, в игре                                                            Смело, четко говорим,                                                                             И красиво мы сидим.                                                               Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

- Ребята, кто из вас знает что это такое?

- Правильно, это глобус - модель планеты Земля, на которой живем мы с вами и еще много других людей.

 Стихотворение о глобусе                                                  Словно крыша над землей

 Голубые небеса.

А под крышей голубой

Реки, горы и леса,

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы.

Страны все и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одной голубой

Общей крышей мы живем!

                                                    В.Орлов

 -На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей. Они говорят на разных языках, у них разный цвет кожи.                                                                      – В каждой стране живут дети. Они чем-то отличаются друг от друга, от нас?                                                На столе разложены картинки и фотографии детей разных стран и фотографии детей группы.

 Воспитатель предлагает детям сгруппировать фотографии и картинки по очевидным признакам: пол, цвет волос, глаз, кожи, возраст, настроение и т. д.                                                                                                   -Скажите, ребята, а в какой стране мы с вами живем?                                                                                    

Ответы детей.

(России) 

II этап

Основной

Беседа « Каждый ребенок имеет права и обязанности»

Знакомство с книгой «Конвенцию о правах ребенка».

»

Знакомство с правами детей.

Упражнение “Птенец”.

Игра «Назови ласково».

Игра «Представься».

Стих про семью.

Пальчиковую гимнастику «Дружная семейка».

Загадки о семье.

Физкультминутка

-  Вы знаете, что люди появились давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют?

-Со временем люди решили искать ответы на все эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека». Заботясь о детях, написали книгу «Конвенцию о правах ребенка». Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. (Показ книги) А вы знаете, какие права есть у детей?

Воспитатель:

Знают взрослые и дети,

Да и вам узнать пора,

Что у всех на белом свете

Есть законные права.

И не важно, где живёшь ты,

Кто богаче, кто бедней,

И какого цвета кожа -

Право ты имеешь то же,

Что и каждый из людей.

Педагог обращает внимание детей на стенд с картинками, на которых изображены права детей. Воспитатель приносит сундучок, в котором лежат предметы-символы.

Воспитатель. – Здесь лежат предметы-подсказки, по которым вы догадаетесь, о каком праве идет речь.

Достается из сундучка картинка с изображением солнца.

- Что символизирует солнце? О каком праве мы с вами будем говорить?                                                                        - Первое и самое главное право – это право на жизнь. Как вы думаете, что значит “Право на жизнь”? (каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие. Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и др.люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.)

От чего нас сможет защитить это право? Как мы будем вести себя с другими, чтобы не нарушить это право? Научиться доброму отношению к другому человеку нам поможет упражнение“Птенец”.

Упражнение “Птенец”.

– Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого птенчика. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого птенца на жизнь. Чувствуете, как его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Птенец окреп и сможет лететь дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться со сверстниками, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни!

Ребята, а вы знаете сказки, в которых нарушаются права сказочных героев на жизнь? (Волк и семеро козлят, Колобок ).

Право на имя.                                                                               Из сундучка достается свидетельство о рождении.

- Ребята, отгадайте загадку:

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя.)

Воспитатель: Правильно, ребята, это имя. А вы знаете, что такое – имя? Это особенное слово - собственное название каждого человека.

-Ребята, что это за документ?

Правильно, это свидетельство о рождении - документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку. Ребята, а что записано в этом документе? (фамилия, имя, отчество  ребенка и его родителей).

- А бывает так, что у ребенка нет имени? (нет, без имени нельзя обойтись. Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени).

- А сколько имен может иметь человек?                   Правильно. А как вы понимаете пословицу «У милого дитяти несколько имен» (имя можно изменять, называя людей ласково).

Давайте сейчас и мы назовем друг друга ласково.

Игра «Назови ласково» (дети сидя на стульчиках передают по кругу мяч, называя ласково друг друга).

- А вы знаете, что каждое имя имеет свое значение. Например, Наталия – родная, Виктор – победитель.

Ребята, а вы знаете, что обозначают ваши имена? Воспитатель обращает внимание детей на изображения сказочных героев на мольберте:

-Ребята, посмотрите на этих сказочных героев. Они с разными чертами характера, поведения. У них разные имена. А кто объяснит, почему их так назвали?

Айболит – лечит тех, кто болеет.

Снегурочка – девочка из снега.

Незнайка – мальчик, который ничего не знает.

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

- Фамилия человека тоже может что-то обозначать. Например, русская фамилия Иванов обозначает то, что первый человек, ее носивший, был сыном Ивана. А фамилия Кузнецов обозначает, что первый человек, ее носивший, был сыном кузнеца.

- У граждан нашей страны кроме имени и фамилии есть еще и отчество. Кто дает отчество ребенку? Правильно, если папу зовут Владимиром, то у ребенка будет отчество Владимирович.

- А можно по имени определить, чье это имя: взрослого или ребенка? (да, детей называют коротким именем, а взрослых по имени и отчеству).

- А вы знаете, как будут вас называть, когда вы станете взрослыми?

Игра «Представься». Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, тот, у кого окажется мяч, должен сказать «Меня зовут….» .

Воспитатель.

- У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

•Не дразниться.

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

•К взрослым обращаться по имени, отчеству.

- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

 Право на семью.

- А кто вам дал имя? Мама и папа, ваша семья. (воспитатель достает из сундучка фотографию семьи). Вы догадались, о каком праве мы сейчас с вами поговорим: (право на семью). Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, жить в благополучной, дружной семье. Родители должны заботиться о благополучии ребенка, а ребенок должен уважительно относиться к ним, проявляя почтение. Что такое семья?

Семья- это радость, тепло и уют,

Семья – это место, где любят и ждут.

Семья – там, где верят, желают добра.

Семья – там, где любят и ценят тебя.

Семья – это люди. Семья – это дом.

Семья – это мир, обогретый теплом.

Семья – это счастье. Семья – это свет.

Дороже семьи ничего в жизни нет.                                               Давайте расскажем,  кто же входит в настоящую семью. Для этого вспомним пальчиковую гимнастику «Дружная семейка».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!

- А кто ещё входит в семью? (брат, сестра, тетя, дядя)
- Молодцы! Много знаете родственников!                             Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Слушайте внимательно.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой. (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый. (дед)

Хорошо, когда ребенка окружают несколько поколений семьи: мама, папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Знаете ли вы имена и отчества своих мам и пап?

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

-  Семья – это главное в жизни человека.

Семья – это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится. И каждый ребенок имеет право жить в семье. Но кроме прав у вас есть еще и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?

 Право на жилье.

Воспитатель достает из сундучка игрушечный домик.

- Ребята, какое право символизирует этот домик? (право на неприкосновенность жилища).

- Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности. А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адреса? (ответы детей).

- Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.

Дети называют основные права детей: право на имя, Право на жизнь

право на семью, на медицинскую помощь, на бесплатное образование и др.)

(право на жизнь).

(ответы детей).

(одно имя).

(ответы детей).

(ответы детей)

(отец).

(дети называют мам и пап).

Дети:

Я обязан убирать за собой игрушки после игры.

Я заправляю постель.

Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.

Дети обязаны слушаться своих родителей.

III этап

Заключительный

Подведение итогов

НОД

Итог занятия:                                                                        Ребята, давайте вспомним, о каких правах детей мы сегодня с вами поговорили.

Воспитатель загадывает загадки:

Всех по-разному зовут:

Кот – Мурлыка,

Пес – Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …

(имя)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям.

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная …

(семья).

Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …

(жильё)

Каждый ребёнок право имеет

Лечиться в больнице, если болеет,

Право на питание, на образование,

Право на внимание, на место проживания,

Право имеет на имя красивое,

На радость, на счастье, на детство счастливое.

Воспитатель: Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу. Поэтому, каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей.

Мы еще раз встретимся с этой книгой – конвенцией о правах ребенка - и она познакомит нас с другими правами. А на сегодня наше занятие окончено, давайте скажем нашим гостям до свидания.

Ответы детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы».

Конспект НОД(старшая группа)Тема:   «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы»...

Конспект дидактической игры "Группы растений" II младшая группа

Игра знакомит детей с различными группами растений: овощами, фруктами, ягодами, цветами. Игра направлена на развитие речи, способствует мыслительной деятельности, обогащению словаря детей. В процессе ...

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"

Бурычлар:  1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру.                      2.Тәрбияче ...

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»

Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой,  обогащать словарный запас, развивать зрительное ...

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"

Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....