Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по социальному миру на тему: «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Коняхина Татьяна Анатольевна

Конспект

итоговой непосредственной образовательной деятельности

по социальному миру на тему: «Мир вокруг нас»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_mir.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: выявить знания и умения детей, полученные на занятиях по социальному миру:

Задачи: 

1.Образовательные:  Формировать основы безопасного поведения. Упражнять в подборе антонимов; пословиц.

Закрепить именительный и родительный падеж множественного числа существительных.

2. Развивающие: Развивать интерес и любовь к произведениям устного народного творчества.

Развивать творчество детей.

3.Воспитательные: Воспитывать внимание, побуждать детей давать самостоятельные толкования пословиц.

Предварительная работа:  занятия по безопасности, отгадывание загадок, чтение художественной литературы.

Методы  и  приемы:

- игровой  (словесные игры, пальчиковая игра);

- наглядный   (карточки с номерами, предметные картинки, демонстрационный материал);

- словесный  (совместная  речевая  деятельность, вопросы к детям, загадки);

- практический  (рисование ромашки).

Материалы и оборудование: Передвижная доска 

Демонстрационный материал: ,  картина «Домик», замки 6 шт., картина «семья».

Раздаточный материал: по количеству детей (20) наборы цветных карандашей,  ½  альбомного листа, простые карандаши, ластик.

Структура занятия.

1. Вводная часть – 2 минуты

2. Основная часть – 25 минут

а) приветствие

б) 1 замок – наша страна

в) загадки о транспорте

г) игра по ПДД «Да и нет».

д) игра «Доскажи словечко»

е) беседа о пожаре

ё) физминутка

ж) загадки по сказкам

з) закончить пословицу

и) беседа «Семья»

к) обсуждение «Различие между мужчиной и женщиной»

л) загадки « Профессии»

м) Пальчиковая игра. «Жили - были зайчики».

н) рисование  букета ромашек

о)выставка рисунков

3. Итоговая часть – 3 минуты

а) обобщение

б) анализ НОД

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Дети встают в круг)

Мы веселые ребята, мы ребята дошколята,

Никого не обижаем, как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.

(руки в стороны, взялись за руки и крепко пожали друг другу руки)

Пусть всем будет хорошо повернись, повернись

И друг другу улыбнись (улыбаются друг другу).

Воспитатель: Дети, мы с вами в течении года добросовестно трудились, играли в различные игры. Вспомним всё, что узнали на занятиях. Сегодня мы будем работать и играть.

- Посмотрите, какой красивый домик! Он не простой, а волшебный, чтобы попасть в этот волшебный домик нам нужно выполнить различные задания.

- Дети, вы хотите попасть в этот волшебный домик?

-ДетиДа

Воспитатель: для этого мы должны каждый замок открыть, а замки тоже волшебные.

Замок №1

-Дети, скажите, пожалуйста: как называется наша страна?

Дети: -Россия.

Воспитатель: - Как называется столица нашей страны?

Дети: - Москва.

Воспитатель:  - Как называется республика, в которой мы с вами живем?

Дети: - Мордовия.

Воспитатель: - Назовите столицу нашей республики.

Дети: - Саранск.

Замок №2

Воспитатель: - Отгадайте-ка загадки:

1. Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (Автобус)

2. Шуршат четыре шины,

В дороге у… (Машины)

3. Не птица, а летает,

Не пчела, а жужжит,

Всех людей, кто пожелает,

Быстро, быстро он доставит. (Самолет)

4. Ясным утром вдоль дороги,

На траве блестит роса,

По дороге едут ноги,

И бегут два колеса,

У загадки есть ответ,

Это мой… (велосипед)

5. Паровоз без колес,

Вот так чудо паровоз,

Не с ума ли он сошел,

Прямо по морю пошел. (Корабль)

Воспитатель: - Как назвать все слова отгадки одним словом?

Дети: - Транспорт.

Замок №3

Воспитатель: - поиграем в игру по ПДД «Да и нет». Я буду читать, а вы отвечать «да»ил и «нет».

1. Быстрая в городе очень езда.

Правила знаешь движенья? (Да)

2. Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу? (нет)

3. Ну а зеленый горит вот тогда

Можно идти через улицу? (да)

4. Сел ты в автобус, не купишь билет,

Так поступать можно? (нет)

5. Старушка преклонные очень года,

Уступишь ей место в автобусе? (да)

6. Мчит по дороге велосипед,

Ты тоже гоняешь по улицам? (нет)

7. А чтоб не случилась с тобою беда,

Следишь за движеньем внимательно? (да)

8. А вот светофор не горит,

Света нет, ты быстро бежишь через улицу? (нет)

9. Скажите, а папы и мамы всегда

Следуют этим правилам? (да)

10. Теперь постарайтесь дать точный ответ

Можно не следовать правилам? (нет)

Замок №4

Воспитатель: - Я хочу предложить вам игру «Доскажи словечко»

1. Упал на пол уголек- Деревянный пол зажег

Не смотри, не жди, не стой

А залей его… (водой)

2. Раскалился если вдруг Электрический утюг

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из.. (розетки)

3. Кто с огнем неосторожен

У кого пожар возможен

Дети, помните о том

Что нельзя шутить с (.огнем).

4. Если младшие сестренки

Зажигают дома спички

Что должны вы предпринять

Сразу спички (отобрать.).

5. Если вдруг пожар возник

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить

О пожаре им …. (сообщить).

6. Если хочешь ты гулять

Вскачь не надо убегать

Закрывая в доме дверь

Все ли выключил?. (.проверь.)

Воспитатель: - Молодцы. При возникновении пожара мы должны позвонить по номеру 01.(показываю карточку с номером 01) Давайте запомним его.

Знает каждый гражданин

Этот номер 01

Если к вам пришла беда

Позвони скорей туда

Если нету телефона-

Позови людей с балкона.

Воспитатель: - При пожаре могут сгореть вещи, квартира, но главное могут погибнуть люди. Что же делать, если в доме начался пожар?

Дети: - Нужно позвонить 01, позвать на помощь, закрыть доступ дыма в комнату, попытаться выйти из квартиры…

Воспитатель: - мы немножко отдохнем, физминутку проведем

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на мысочки встать.

Замок №5.        

Воспитатель: -- Дети, вы любите сказки? 

Дети: - Да

Воспитатель: - Тогда слушайте загадки и угадайте сказку.

1) Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли

Ищет их она, зовёт.

И в дороге слёзы льёт.

 Дети:- Федора, сказка «Федорино горе»

2) И зайчонок и волчица –

Все бегут к нему лечиться.

Дети: - Айболит, сказка «Доктор Айболит»

3) Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. 

Дети: - Емеля, сказка «По щучьему велению».

4) Ждали маму с молоком

А пустили волка в дом,

Кто же были эти

Маленькие дети?

Дети: - Семеро козлят, сказка «Волк и семеро козлят»

5) Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил

Кто мальчишку с длинным носом,

Из полена смастерил.

 Дети: - Папа Карло, сказка «Золотой ключик».

Замок №6.

Воспитатель: - Ребята, в течении года мы с вами выучили много пословиц. Давай те вспомним пословицы. Вам нужно пословицу прочитать, вспомнить концовку пословицы и сказать: как вы понимаете эту пословицу?

Пословицы:

1. Воспитатель: - Когда я ем … 

Дети: - я глух и нем. Во время еды нельзя разговаривать.

2. Воспитатель: -Труд кормит ...

Дети: - А лень портит. Нельзя лениться.

3. Воспитатель: - В гостях хорошо …

Дети: - А а дома лучше. Дома человеку всегла лучше

4. Воспитатель: - Готовь сани летом…

 Дети: - А телегу зимой. Все нужно готовит заранее.

5.Воспитатель: - Без труда не вытащишь.. 

Дети: -  и рыбку из пруда.

6.Хлеб – батюшка, а вода (матушка)

7. Умел начать….(умей и закончить)

Воспитатель: - Дети, мы с вами все волшебные замки открыли, а теперь мы с вами попадаем в волшебный дом. Дети, кто живет в этом волшебном доме, одним словом как можно назвать эту картину?

Дети: - Семья.

Воспитатель: - Семья эта очень дружная и крепкая. Назовите кого вы видите на этой картине?

Дети: - Бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра, младенец.

Воспитатель: - Семья может быть большой и маленькой. Если в ней много детей, то она какая?

Дети: - Многодетная.

Воспитатель: - В любой семье есть взрослые и дети, мужчины – мальчики и женщины – девочки. А чем отличаются они друг от друга?

Дети: - Носят разную одежду, у мужчин есть усы и борода, мужчины выше и сильнее женщин.

Воспитатель: - Из-за этих отличий есть профессии, где могут работать только мужчины. Попробуйте их назвать.

Дети: - Шахтеры, летчики, полярники, космонавты.

Воспитатель: - Ну и женщины, правда, очень редко могут летать в космос, быть летчиком. Назовите теперь профессии, где чаще всего работают женщины.

Дети: - Врач, воспитатель, учитель.

Воспитатель: - А в семье обязанности мужчин и женщин отличаются?

Дети: - Папа все чинит, строит. Мама и бабушка готовят, убирают, шьют.

Воспитатель: - Ну мужчины и женщины отличаются не только внешним видом, но и поведением. Есть общие правила поведения всех людей, а есть правила поведения для мужчин и для женщин. Давай те вспомним общие правила.

Дети: - Человек должен быть вежливым, никому не делать зла, хорошо себя вести.

Воспитатель: - А про какого мужчину говорят«Это настоящий мужчина».

Дети: (Рассуждают).

Воспитатель: - Мальчики в нашей группе еще маленькие, но тоже часто поступают, как настоящие мужчины. Настоящий мужчина – это защитник, никогда не плачет, уступает место девочкам и пожилым людям, помогает одеваться девочкам и женщинам, носит сумки, снимает шапку в помещении.

Воспитатель: - Ну а девочки – это будущие женщины. Какие они должны быть?

Дети: - Красивыми, аккуратными, нежными, хозяйственными.

Воспитатель:- Мы знаем много профессий. Как вы думаете, ребята, кем могла бы работать бабушка (мама, папа, дедушка).

Воспитатель:- А теперь я предлагаю вам отгадать загадки.

1. Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар)

2. Кто в дни болезней

Всех болезней

И лечит нас

От всех болезней? (Врач)

3. Средь облаков, на высоте,

Я строю дом, чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили в нем. (Строитель)

4. Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит Вас. (Фотограф)

5. Мы учим детишек, читать и писать,

Природу любить, Стариков уважать. (Учитель)

6. Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На все смотреть и все запоминать

И все родное русское любить. (Воспитатель)

7. В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он (Артист)

Воспитатель:- Как вы думаете, ребята, какая это семья? Давайте для этой семьи нарисуем рисунки и подарим. Я предлагаю вам нарисовать букет ромашек, ведь ромашка – это символ семьи, но прежде чем приступить к работе, мы немножко отдохнем и приготовим наши пальчики к рисованию.

Пальчиковая игра.

«ЖИЛИ - БЫЛИ ЗАЙЧИКИ».

Жили – были зайчики (Показывают руками заячьи ушки)

На лесной опушке, (Разводят руками)

Жили – были зайчики (Показывают руками заячьи ушки)

В маленькой избушке, (Показывают руками над головой крышу дома)

Мыли свои ушки, (Трут ушки)

Мыли свои лапочки, (Поглаживающие движения рук)

Наряжались зайчики, (Повороты туловища вправо – влево)

Надевали тапочки. (Поочерёдно выставляют ноги на пяточки)

(Дети рисуют рисунки способом монотипии).

 (Дети прикрепляют свои рисунки на доску)

 Воспитатель: - Какие вы у меня умницы и умники, все знаете!  Очень горжусь вами — такими умными, воспитанными и верю, что и в школе вы будете так же стремиться к новым знаниям, которые обязательно пригодятся вам в жизни.

Воспитатель: - Поведем итог нашего занятия

- Чем мы занимались на занятии?

- в какие игры играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"Путешествие к неизведанному" для детей старшего дошкольного возраста.

Здесь представлены материалы для занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Коза с козлятами» для детей младшего дошкольного возраста.

Интегрированное занятие с детьми раннего возраста:Развитие речи, подвижная игра, физическая культура....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Верность родной земле» для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека.Образовательные задачи:Приобщение к вечным ценностям, передаваемым из поколения в поколение: защита ...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, ф...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи На тему: « Подарок Деда Грамотея» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих условий в ДОУ, способствующих полноценному речевому развитию дошкольников  Коррекционно-образовательны...