Конспект интегрированного занятия для старшей группы по ознакомлению с окружающим миром "Зайчик и его друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Михайлова Светлана Вавилоновна

Заяц – это дикое животное. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. У зайца крепкие передние зубы. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Заяц - грызун. Он травоядный и млекопитающий зверь 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_starshaya.docx42.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для старшей группы по ознакомлению с окружающим миром "Зайчик и его друзья"

Цель: Закреплять и расширять знания детей о диких животных (о зайцах).

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с образом жизни диких зверей (зайцев).

Расширять знания детей о внешнем виде и характерных особенностях зайцев.

Вспомнить знакомые сказки с участием зайцев.

Учить понимать и составлять рассказ по таблице (мнемотехника).             Познакомить детей с нетрадиционным способом лепки.

Развивающие: Продолжать развивать образное и логическое мышление, память, воображение, внимание, мелкую моторику, творческие способности детей.

Развивать речь, расширять словарный запас детей, обогащать словарь детей прилагательными.

Развивать аккуратность в работе с пластилином и пуговицами.

Воспитательные: Воспитывать у детей доброе отношения к животным. Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

 Методы и приемы:

Сюрпризный момент.

Словесные (беседа, художественное слово, загадки и вопросы детям).

Проблемные (проблемная ситуация, проблемные вопросы).

Наглядные (следы зайца, таблица-мнемотехника).

Игровые (дидактические упражнения-игры, пальчиковая игра, игра малой подвижности).

Практические (нетрадиционная лепка с использованием пуговиц).

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Материалы и оборудование: игрушечный заяц, коробка, следы зайца, таблица мнемотехника; салфетки, пластилин белый, доски для пластилина, стеки, пуговицы, тарелки для пуговиц, заготовки деревянные (по количеству детей).

Словарь: травоядные, грызуны.

Предварительная работа: беседа с детьми о диких животных, чтение рассказов Е.И.Чарушина, рассматривание альбома «Дикие животные» и картин.

     Планируемые результаты:

Углубить знания детей о лесных зверях (о зайцах).                                 Проявлять интерес к выполнению заданий и упражнений.                                                                                                                                                                                                                                        Обучение способам нетрадиционной техники лепки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: (Воспитатель использует игру-приветствие)

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем – добрый день!

Заниматься нам – не лень.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями (…)

(Сюрпризный момент - на столе лежит коробка)

Воспитатель: Ребята посмотрите, какая красивая коробка (Воспитатель с детьми рассматривают коробку). Ребята, здесь что-то есть, но открыть я ее не могу. (Воспитатель обращают внимание детей на следы на полу). Коробку мы сможем открыть, если узнаем, чьи это следы. Посмотрите внимательно, как вы думаете, чьи это следы? (Д/игра «Чьи следы?»)

Но коробка все равно не открывается. Нам надо отгадать загадку:

Прыгает ловко. Любит морковку (Заяц)

Вот коробка и открылась. (Достает игрушку зайца) Это заяц! Он испуган и дрожит. Ребята, а как вы думаете, кого заяц боится?                                                                                              Дети: Лису, волка, хищных птиц.                                                                   Воспитатель: Давайте мы его погладим, чтобы заяц успокоился (дети погладят зайца)                                                                                        Воспитатель: Ребята, а что можно сказать зайчику, чтобы он не боялся(…)  

(дети садятся на стульчики)

Ребята, внимательно посмотрите на зайчика и скажите, какие части тела можно у него выделить.
Дети: Туловище, голова, лапы, уши, хвост, на мордочке - глаза, нос, рот, усы.

Воспитатель:  Ребята, послушайте стихотворение  И.Пивоваровой «Заяц»

Заяц лег на бугорок, подремать решил часок.

А пока он сладко спал, первый снег на землю пал.

Вот проснулся заяц белый, удивился… В чем же дело?

Был я сер, а стал я бел… Кто меня переодел?

Воспитатель: Скажите, а какого цвета у зайчика шубка зимой?
Дети: Белого.
Воспитатель: А зачем зайцу зимой нужна белая шубка?
Дети: Зимой снег белый и зайцу нужна белая шубка, чтобы можно было спрятаться от хищников в снегу.

Воспитатель: А какого цвета у зайчика шубка летом?
Дети: Серого.
Воспитатель: А зачем зайцу летом нужна серая шубка?

Дети: Летом у зайца серая шубка, в ней удобно прятаться от хищников в тени под деревом, под кустом, в траве.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем зайцу длинные уши? (…) Ребята, а вы знаете почему у зайца длинные уши? (…)

Послушаете рассказ Т.Куликовской «Почему у зайца длинные уши»

Застрял заяц в болоте. Стал кричать, на помощь всех звать.

Подошёл к болоту медведь. Протянул зайцу палку. Не смог заяц за палку ухватиться. Лапы в болоте увязли. Одна голова на поверхности торчит.

Схватил медведь зайца за уши и стал из болота тянуть. Еле- еле вытянул.  Только уши у зайца с тех пор стали длинные.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Вспомни сказки». Вспомним и назовем сказки, где встречается  заяц.

Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц Коська и родничок», «Заяц- хваста», «Заяц и ёж», "Отважный заяц", "Мороз и заяц", "Почему у зайца короткий хвост", "Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост", "Сказки про зайца Коську" и др.

Воспитатель: Ребята, скажите, а какой бывает зайчик?
Дети: Добрый, маленький, большой, пушистый, белый, серый, трусливый, доверчивый, длинноухий, хвастливый, невежливый, грустный, быстрый, осторожный, справедливый, шустрый,  пугливый, дикий, ушастый… Физкультминутка-игра: «Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит. И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть. Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать,

Кто-то зайку испугал, зайка раз и убежал…

(дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о лапах зайца? (Ответы детей).   У зайца передние лапы короче, чем задние. А задние лапы большие, длинные и сильные. А знаете, почему? (Ответы детей).Задние лапы помогают зайцу в прыжке. Зайчиха-мать защищает своих зайчат от хищников, она падает на спину и задними ногами отбивается от них.

Воспитатель: Многие считают зайцев трусами. А ведь это не так. Зайчонок  отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками. тарается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, стараясь запутать следы.

Случается и гибнет, спасая своих детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании, когда тебя съедят. Есть такая пословица: «Заяц не трус, он себя бережет».

Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о заячьих зубах? (Ответы детей).   Правильно, у зайца большие и крепкие передние зубы, которыми он грызет твердую пищу или кору деревьев. Животных, которые грызут и у них крепкие зубы, называют грызунами. Зубы заяц использует для питания, а не для нападения. Зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). 

Правильно, зайцы питаются только растительной пищей, летом они едят траву, листья, грибы, плоды деревьев и кустарников. А зимой едят ветки, стебли, кору деревьев, корешки. Но самое любимое лакомство – кора осины.  

Задние лапы, помогают зайцу убежать от лисы и волка, он ими отталкивается.

К моменту появления зайчат, мать готовит ямку и выстилает ее травой. Рождаются зайчата очень симпатичными, пушистыми и глазастыми. Зубы у них вырастают через неделю. Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы своим запахом не привлечь внимание хищников. Дело в том, что зайчата в младенчестве ничем не пахнут, поэтому найти их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху – может. Вот и уходит она от зайчат, чтобы сберечь их. Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдет. Молоко у зайчих не то что коровье, густое и жирное. Одного кормления зайчатам хватает на несколько дней. А если мимо будет пробегать чужая мама-зайчиха, то и она остановится, чтобы накормить малышей.

Запомните, ребята, если попадутся вам на глаза одинокие зайчата, не подбирайте их, не уносите домой. Они не брошенные, а тихо сидят там, где приказала мама, и ждут ее. Человеку выкормить недавно родившегося зайчонка все равно не удастся, погибнет.

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру: «Расскажи о зайце по картинкам».(Составление описательного рассказа о зайце по мнемотаблице)

                                            https://files.1urok.ru/images/41996462d5736d64d860d1324afaa970b51052f3.png

Заяц – это дикое животное. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. У зайца крепкие передние зубы. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молоком. Заяц ест морковку, траву, капусту.

 Воспитатель: Ребята, наш зайчик загрустил, он хочет, чтобы у него были  друзья, с которыми он смог бы играть и прыгать. А мы с вами можем ему в этом помочь. (Воспитатель предлагает детям сесть за столы)

Сейчас мы с вами будем делать друзей, для нашего зайчика, с помощью пластилина и пуговиц. Но сначала потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

             Раз, два, три, четыре, пять (руки в замочке, пальцы поднять и опустить)

        Вышел зайчик погулять (сжимать и разжимать кулачки)                        Загорал (ладошки поворачиваем)он и купался (сгибать два пальца)

                И довольный он остался (хлопают в ладоши)

(Лепка проводится под музыкальное сопровождение).

 (Итог занятия) Ребята, наше занятие подходит к концу. Мне очень понравилось сегодняшнее занятие. А вам? (…) «Что вы сегодня узнали нового?» (…) «Какое задание больше всего понравилось?» (…) «Какое задание было для вас трудным?» (…) «Что бы вы хотели сказать зайчику?» (…)                                           

Дружно за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся.

Всем, всем – добрый день! Заниматься нам – не лень.

Гладят зайца

Хорошие слова зайцу

(дети садятся на стульчики).

Части тела

стихотворение  И.Пивоваровой «Заяц»

Заяц лег на бугорок, подремать решил часок.

А пока он сладко спал, первый снег на землю пал.

Вот проснулся заяц белый, удивился… В чем же дело?

Был я сер, а стал я бел… Кто меня переодел?

Шубка

Уши

Рассказ               Т.Куликовской «Почему у зайца длинные уши»

Застрял заяц в болоте. Стал кричать, на помощь всех звать.

Подошёл к болоту медведь. Протянул зайцу палку. Не смог заяц за палку ухватиться. Лапы в болоте увязли. Одна голова на поверхности торчит.

Схватил медведь зайца за уши и стал из болота тянуть. Еле- еле вытянул.  Только уши у зайца с тех пор стали длинные.

Сказки.

«Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц Коська и родничок», «Заяц- хваста», «Заяц и ёж», "Отважный заяц", "Мороз и заяц", "Почему у зайца короткий хвост", "Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост", "Сказки про зайца Коську" и др.

Какой заяц

Физкультминутка-игра: «Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит. И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть. Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать,

Кто-то зайку испугал, зайка раз и убежал…

(дети садятся на стульчики).

Лапы
Зубах

Грызуны и травоядные

мнемотаблица

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

             Раз, два, три, четыре, пять (руки в замочке, пальцы поднять и опустить)

        Вышел зайчик погулять (сжимать и разжимать кулачки)                        Загорал (ладошки поворачиваем)он и купался (сгибать два пальца)

                И довольный он остался (хлопают в ладоши)

 (Итог занятия) Ребята, наше занятие подходит к концу. Мне очень понравилось сегодняшнее занятие. А вам? (…) «Что вы сегодня узнали нового?» (…) «Какое задание больше всего понравилось?» (…) «Какое задание было для вас трудным?» (…) «Что бы вы хотели сказать зайчику?» (…)