Конспект занятия. Познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Слышова Вероника Анатольевна

Конспект занятия:"Чудо-соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль» для детей подготовительной группы.

Детский сад №7 Мечта с.Троицкое Чеховского района

Составила: воспитатель Слышова В.А.

Предварительная работа:

Беседа о применении обычной соли в домашних условиях.

Проведение опыта: «выращенные кристаллы соли».

Программное содержание:

Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.

Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение).

Развивать навыки экспериментирования.

Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.

Словарь: каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.

Оборудование:

Для воспитателя: три вида соли, стакан с горячей водой, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, лед, металлическая ложка, свеча, спички, солёный раствор воды, кристаллы соли, мешочек с солью.

Для детей: лупа, стакан с водой, ёмкость с солью, трубочка, кубики льда.

Ход занятия:

Психологический настрой.

Воспитатель: 

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём,

И с гостями поздороваемся!

Поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Ребята, я приглашаю вас в научную лабораторию. Сегодня хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю отгадать загадку:

  Загадка – подсказка

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.

- Соль бывает каменная – неочищенный натуральный продукт. (Показать).

- Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль.  (Показать).

- Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. (Показать).

- Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится. (Показать).

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Ответы детей.

Воспитатель: Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!

- Где мы встречаемся  с солью? (на кухне, на море).

- Правильно. В море, океане вода соленая. (слайд №1)

Так же в мире есть и озера с соленой водой, соленые озера, в них вода еще более соленая, чем в море. Посмотрите. Вот соленые озера(Слайд №2)

Давайте посмотрим, как добывают соль.

Соль может лежать под землёй в виде толстого слоя или на земле в виде огромных гор. (слайд №3, №4)

Добыча каменной соли осуществляется подземным способом – в шахтах под землёй (слайд №5) 

и открытыми способами – на поверхности земли  (слайд №6)

Воспитатель: В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

(слайд №7)

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

В Алтайском крае много соленых озер. Одно из озер находится в Егорьевском районе «Горькое озеро» (слайд №8)

Соль нужна не только человеку и животным (слайд №9)

Воспитатель: Ребята давайте отдохнем и сделаем дыхательную гимнастику. Давайте представим, что мы маленькие волны на море.

Дыхательная гимнастика «Волны шипят».

И.п. – сед на пятках, руки внизу. 1-2 – волнообразное движение руками вперёд-вверх – вдох; 3-4 – волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком «Ш-ш…». Повторить 5-6 раз.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру и повторить, где используется соль.

Игра «Где используют соль…» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Воспитатель: Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого проведём несколько опытов.

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов :

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль»

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – (мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день).

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг об друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль растворяет лёд»

Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 2 небольших мисочек. В каждую мисочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим мисочки в сторону.

Опыт №4 «Соль растворяется в воде»

- А теперь проводим опыт. Высыпите соль в воду. Что получилось? (соль растворилась)

- Какая стала вода?

Ответы детей: (соленая)

- Куда делась соль?  

Ответы детей: (она растворилась)

- Осталась ли соль в воде?       

Ответы детей:  (да, соль изменила свое состояние)

- А теперь главный вопрос. Дети, а как вы думаете можно ли отделить соль от воды?

Ответы детей: (нельзя, можно).

Точно нельзя? Как?

Ответы детей: (перелить в другой стакан, фильтрование).

(Любое предположение детей обязательно проверять на опыте).

Опыт №5  «Соль растворяется в воде, но не испаряется»

Растворим соль в воде (показываю).

В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку над огнём до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.

Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей).

Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.

Опыт №6 «Соль делает жидкость плотнее»

Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной). Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды.

Опыт №7 «Соль подвержена кристаллизации»

На прошлой неделе мы с вами поместили х/б нитку в стакан с солёной водой. Давайте посмотрим, что произошло за это время. (Рассматриваем кристаллы). Куда же исчезла вода? (испарилась) А соль осталась. Крупинки соли присоединились друг к другу, стали больше. Образовались большие кристаллы.

Какой вывод можем сделать? (ответы детей).

Вывод: соль способна кристаллизоваться (соединяться друг с другом).

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

Игра «Соленый-несоленый»

Услышав продукт, который можно солить, дети приседают.

(конфета, помидор, яблоко, суп, огурец, малина, чай, картошка, клубника, груша, грибы, сок, банан, печенье, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.

(воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее).

Вывод: соль растворяет лёд.

- Действительно, соль растворяет лёд. Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете, зачем они это делают?

Ответы детей. 

Для закрепления материала проводится игру «Что мы знаем о соли».

( дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема: «Новогодняя ярмарка»

Увлекательное занятие для детей среднего возраста по ФЭМП...

Конспект занятия познавательного развития детей в 1 младшей группе: «Воздушные шары»

Цель: Способствовать формированию у детей  представлений об основных цветах – красный, желтый, зеленый. Обучать соотносить цвета разнородных предметов (желтый, красный, зеленый, синий.)Задач...

Конспект занятия - познавательное развитие, средняя группа. Тема: «Путешествие в сказку»

Занятие напрвленно на формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....

Конспект занятия познавательное развитие (мир природы)

Конспект занятия познавательное развитие (мир природы)...

Конспект занятия.Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Мишки на прогулке».

Конспект занятия. Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития.Тема: «Мишки на прогулке».Цель: Образовательная. Закреплять умение различа...

Конспект занятия. Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Книжка малышка».

Конспект занятия. Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Книжка малышка».Интеграция: «Речевое развитие», «Физическое развитие», ...