Непосредственно-образовательная деятельность «Нефть – черное золото»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Нефть и ее свойства. Газ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_neft.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность

«Нефть – черное золото»

Задачи:

  1. Расширять и обогащать знания детей о нашем крае.
  2. Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края – нефти и газе.
  3. Помочь детям узнать свойства нефти. Учить объяснять причины и результаты наблюдаемых явлений.
  4. Закрепить умения детей отвечать полными ответами, расширять и обогащать словарь, упражнять в согласовании прилагательных с существительными. Продолжать учить образовывать сложные слова (нефтекачалка, нефтепровод, газопровод).
  5. Развивать познавательные способности, внимание, мышление, память.
  6. Воспитывать интерес к познанию природных ископаемых, любовь к родному краю.

Материал и оборудование:

Иллюстрации, посуда с водой, железные тарелочки с нефтью, листы бумаги, газовая зажигалка, пипетки, таблица для занесения результатов проведенных опытов.

Предварительная работа:

Беседа «Полезные ископаемые»; рассматривание иллюстраций «Полезные ископаемые. Слои земли».

Ход занятия:

1 часть

Беседа с детьми. Вопросы:

  1. Как называется наш край, область? Столица области?
  2. Как называется наш город?
  3. Чем знаменит и богат наш край?
  4. Как называют людей, которые добывают нефть? (нефтяники). А газ? (газовики).
  5. Как называется место, где добывают нефть и газ?
  6. Для чего людям нужна нефть? А газ?
  7. Как нефть и газ доставляют на заводы? (по трубам)

Беседа сопровождается показом иллюстраций.

2 часть

Чтение отрывка из книги «Как добывают Тюменскую нефть».

- Можно ли увидеть нефть в природе? Как вы можете узнать, что это действительно нефть? (по цвету, по запаху, по пленке, которую она образует на поверхности воды).

3 часть

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку капнуть одну каплю нефти. Рассмотреть растекающуюся жидкость.

- Ребята какого цвета нефть на салфетке? (желто-коричневая)

Делаем пометку в нашей таблице: нефть желто-коричневого цвета.

Опыт 2. Прозрачность.

Показать детям две баночки: одну с водой, другую с нефтью. В обе баночки положить палочки.

- В баночке с водой мы видим палочку? (да)

- А в баночке с нефтью? (нет)

- Какую делаем пометку в нашей таблице? (вода прозрачная, а нефть – нет)

Опыт 3. Запах.

- Понюхайте воду. Что вы чувствуете? Есть запах? (нет.)

- А теперь понюхайте салфетку, на которую мы капнули капельку нефти. Что чувствуете? Есть запах? (есть)

- На что похож этот запах?

- Какую делаем пометку в нашей таблице? (у нефти есть запах)

Опыт 4. Текучесть.

Перелить нефть из одной емкости в другую. Показать, что нефть льется, потому что жидкая. Если бы нефть не была жидкой, ее не смогли бы качать насосы – качалки из глубин земли. (Показ иллюстраций с изображением добычи нефти). Вывод: нефть – жидкая.

Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость.

- Налейте в воду молоко и размешайте.

- Что произошло с молоком? (молоко в воде растворилось)

- Налейте немного нефти в воду и размешайте. Что произошло с нефтью? (плавает на поверхности)

- Какую делаем пометку в таблице? (нефть не растворяется, она легче воды)

Опыт 6. Птицы и нефть.

- Подбросьте перышко и внимательно проследить за его плавным полетом. Затем обмакнуть перо в нефть и еще раз подбросьте вверх.

- Как летело первое перышко? (легко, плавно)

- Как летело перышко, испачканное нефтью? (быстро, как будто тяжелое)

- Ребята, строение перьев позволяет птицам летать, “отталкивая” крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть. И не только птицы и животные водоплавающие. Животным и птицам очень сложно отмыть нефть самим, без помощи людей. Они могут погибнуть.

- А еще послушайте, что я вам расскажу!

- Однажды, на буровой, где добывают нефть, возник сильный пожар. Пламя такое было сильное, что своими языками уходило далеко в небо. Приехала пожарная команда, они стойко боролись с огнём, и через несколько часов пламя погасло. Буровая сгорела полностью. Когда стали выяснять причину пожара, оказалось, что виновата маленькая искорка, которая появилась от удара гаечного ключа о металлическую стойку буровой.

- Как вы думаете, почему пожар возник так быстро? (нефть легко воспламеняется). Горящую нефть водой не тушат, только песком, пеной.

Теперь вы знаете, что такое нефть. Что нефть нужна человеку, но она очень опасна при неосторожном обращении. Поэтому нефтяники при добыче нефти соблюдают осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни: не будет деревьев, цветов, травы, животных.

4 часть

- Что еще, кроме нефти, добывают в нашем крае? (газ).

- Как вы думаете, что такое газ?

- Для чего газ нужен людям?

- У газа есть запах, но мы с вами его нюхать не будем, потому, что он вреден для нашего здоровья. Но люди научились использовать его для своей пользы. Газ легче воздуха. Поэтому, когда он выходит на поверхность земли, люди сразу могут распознать его по запаху. Посмотрим, чем же полезен газ?

Воспитатель включает зажигалку. Что вы видите? (огонь). Это горит газ. Эту особенность газа люди используют для своих нужд – газ быстро нагревает большое количество воды, которое по трубам подается к нам в дома. Есть так же газовые плиты, на которых хозяйки готовят пищу.

- Мы с вами узнали много нового. Вам понравилось проводить опыты? Мне тоже очень понравилось работать в лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе ( ручной труд + театрализованная деятельность) Тема: «Госпожа Метелица» (по сказке Братьев Гримм)

Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе( ручной труд + театрализованная деятельность)Тема: «Госпожа Метелица»(по сказке Братьев ...

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", в старшей группе по теме "Пейзажная живопись"."

Данная работа позволит расширить представление детей о пейзажной живописи, научит видеть и чувствовать сосотояние природы в пейзаже. Воспитывает любовь к родной природе....

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" в старшей группе по теме "Подснежник"

Работа позволит понять детям содержание поэтическогго произведения, развивать интерес к природе. Совершенствовать приемы работы с красками для получения оттенков. ...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» на ноябрь месяц.  Подготовительная к ...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа.

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа. Ноябрь месяц.   ...

«Нефть - черное золото Югры»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Экология) для детей группы  общеразвивающей направленности 5-6 лет Тема: &l...