конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "Куда улетают птицы?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

МБДОУ  Детский сад ст. Новый Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области

Цель: дать детям представление о птицах (внешний вид,среда обитания и т.д. ) их разнообразии.

Задачи:

Обучающая: учить делить на перелетных и  зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания ;активизировать

словарь(перелетные,насекомоядные,зерноядные,хищные.водоплавающие).

Развивающая: . Развитие связной речи, логического мышления, зрительной памяти, внимания.

Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к объектам живой природы.

Виды детской деятельности:игровая.коммуникативная, познавательно-исследоватедьская, музыкальная, восприятие художественной литературы.

Интеграция ОО: познавательная развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kuda_uletayut_ptitsy.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе.

Тема: «Куда улетают птицы?»

      воспитатель: Башмакова Т.М.

Цель: дать детям представление о птицах (внешний вид,среда обитания и т.д. ) их разнообразии.

Задачи:

Обучающая: учить делить на перелетных и  зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания ;активизировать

словарь(перелетные,насекомоядные,зерноядные,хищные.водоплавающие).

Развивающая: . Развитие связной речи, логического мышления, зрительной памяти, внимания.

Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к объектам живой природы.

Виды детской деятельности:игровая.коммуникативная, познавательно-исследоватедьская, музыкальная, восприятие художественной литературы.

Интеграция ОО: познавательная развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: иллюстрации  с изображением птиц,записи «Голоса птиц»,перья птиц,стаканы с водой, лупа. 

Предварительная работа: наблюдение за птицами, чтение рассказов о птицах.

Содержание НОД

  1. Мотивация к деятельности.

Мотивационно-побудительный этап

Круг радости:

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!

2.Организационный момент:

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение «Летят перелётные птицы» Ирис Ревю

Осенним днем иду в поля, желаю

Побыть с природой вновь наедине.

Вот птиц горластых улетают стаи,

Они, друзья, не вспомнят обо мне.

Они летят туда, где жарко,

И где цветы душисты и пестры,

Где мать-природа просто, без утайки,

Раскинула зелёные ковры.

Они летят – не скажут слов прощания,

Не улыбнутся родине своей.

Они летят, но знают — возвратятся,

И машут мне приветливо

 Каких только птиц нет на свете! В какое время года птиц больше? Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края? А тех, которые остаются с нами? Каких зимующих птиц вы знаете? Почему многие птицы улетают?

  1. Основная часть. Беседа о птицах.

–Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми….(им зимой нечем

прокормиться). А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? Не знаете? По клюву: он прямой, удлиненный или заостренный, чтобы было удобнее ловить насекомых. Посмотрите на фотографии.(показ слайдов)

Вот скворец, вот ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей. А вот и трясогузка. (показ слайд-шоу).

Чтение отрывка из произведения К.Благосклонова и В.Строкова о белой трясогузке.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Они уничтожают мух,комаров,за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде,где она быстро бегает по грядкам и склевывает с земли

  • растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое или поднимается в воздух и догоняет улетевшую добычу. Трясогузка очень подвижная птичка.Даже отдыхая ,она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поет свою простенькую веселую песню. Трясогузка птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаще всего ее можно встретить около воды и жилища человека.

- Ребята, а кто- то из вас видел трясогузку?

-Почему ее называют спутником человека?

- Трясогузке удобно ловить насекомых?

- Можно ее назвать перелетной птицей? Почему?

- Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы.

-Ребята, а давайте с вами сейчас тоже

побудем птичками и полетаем немного.(физминутка).

Подвижная игра «Улетает, не улетает» (аудиозапись «Голоса птиц»).

-Я вам перечислю названия птиц, а вы бегаете и машете крыльями, когда услышите  названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети останавливаются.

Продолжение беседы.

Потом улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете.

– Рассмотрите на фотографиях овсянку, чижа и зяблика. Позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь когда замерзают водоемы, потому что это водоплавающие птицы.(показ слайдов)

-Рассмотрите фото гуся и сравните его с трясогузкой. Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет? Кто догадается, почему так говоря: «Гусь в воде купался, а сух остался».Опыт

 Опыт с перьями. Почему птицы могут летать?

Я вам продемонстрирую падение двух листов.

Один лист скомкаю на ваших глазах и превращу его в шарик. Бумажный шарик падает вниз, а гладкий лист планирует, летает, падает медленно.

Делаем вывод: лист легкий и широкий, опирается на воздух, поэтому может лететь. Птицы могут летать потому что перышки у них легкие. Перышки у птичек разные (раздаю перья для рассматривания по два-маховые и пуховые). Пуховое перышко согревает птицу. Где на теле у птицы растут пуховые перья? А вот маховые помогают летать птичке. Легкое оно или тяжелое? Где у птицы на теле есть маховые перья?

- У вас  перо капните на него воду. Вода скатывается, вот так с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода». Вот поэтому перья не намокают!

- О чем узнали мы сегодня в лаборатории ? - О том, как устроены птичьи перья и их назначение. Исследовав перья в нашей лаборатории, мы можем сделать вывод - зачем птицам перья? (Помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от намокания, греют)

- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют грязь.

Воспитатель показывает рисунки, на которых изображены разные птичьи стаи в сопровождении пения птиц. (голоса птиц)

- Перелетных птиц много, но нам редко удается увидеть, как , собравшись в стаи, они улетают. Почему? Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А знаете вы, что во время перелета многие птицы придерживаются строгого порядка? Причем у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу , утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы. Дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают, летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают? Воспитатель предлагает детям карточки и рисунки разложить так чтобы знать перелетных птиц и порядок отлета птиц и рассказать кто когда и как полетит в другие края.

Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Улетают , улетели….»

Рефлексия: -Ребята о каких птицах мы беседовали, как они перелетают в теплые края?

-Что на занятии вам было интересно?

-Что нового вы сегодня узнали?

Спасибо за занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Познание. ФЦКМ в старшей группе "Путешествие по Космосу"

Беседа с презентацией для уточнения знаний детей по теме "Космос", задание на оринтировку на плоскости листа, Физ. минутка "Космонавт", загадки "Солнечная система", пальчиковая гимнастика "Планеты", р...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям  представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе На тему «Правила дорожного движения»

Расширить представления детей о правилах дорожного движения.Рассказать о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика. Уточнить и закрепить знания детей о наз...

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "В гостях у осени"

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "В гостях у осени"...

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "Путешествие в Эколандию"

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "Путешествие в Эколандию"...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Путешествие на Черное море» (с элементами технологии ИКТ).

Программное содержание. 1. Способствовать расширению кругозора детей о Чёрном море, ознакомление с животным миром Черного моря. 2.  Обогащать словарный запас детей новыми терминами, спо...

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе на тему «Я и моя семья»

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе на тему «Я и моя семья»...