Экологический, познавательно-исследовательский проект "Посади своё дерево"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Лебедева Ольга Ивановна

   Любовь к природе – это великое и неизменное чувство. Ведь именно оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность". Экологию окружающего мира начинают познавать с малых лет, постепенно вкладывая в ребёнка знания и навыки в жизни растений, животных, сезонных явлений и т.п. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно- правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам.

  Данный проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_posadi_derevo.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Посади своё дерево»

Содержание проекта

1.        Аннотация проекта.

2.        Пояснительная записка.

2.1.         Миссия.

2.2.         Гипотеза.

3.        Цель, задачи, ожидаемые результаты.

4.        Механизм реализации.

4.1.        Подготовительный (аналитический) этап

4.2.        Организационный (деятельностный) этап (План основных мероприятий по реализации проекта)

4.3.        Заключительный этап

5. Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

6. Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

7. Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

8.Список использованной литературы.

Паспорт проекта

Тема проекта

Активизировать внимание и формировать навыки экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Автор проекта

Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 Лебедева Ольга Ивановна

Организация исполнитель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

Адрес организации исполнителя, телефон/электронная почта

413100 г.Энгельс ул.Республики, д.108

 тел: 8 (8453) 55-64-76

Официальный сайт detskiysad10@yandex.ru

Электронная почта ds10-engels@mail.ru

Тип проекта

экологический, познавательно-исследовательский

Сроки реализации

2 месяца

Цель

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Задачи

  • Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
  • Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
  • Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
  • Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана.
  • Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
  • Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Ожидаемые результаты

Повышение уровня экологического и патриотического воспитания, умение работать с полученной информацией, с коллективом, развитие наблюдательности, любознательности. Воспитание любви к миру живой природы.

 

  1. Краткая аннотация проекта

       Любовь к природе – это великое и неизменное чувство. Ведь именно оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность". Экологию окружающего мира начинают познавать с малых лет, постепенно вкладывая в ребёнка знания и навыки в жизни растений, животных, сезонных явлений и т.п. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно- правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам.

  Данный проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

2. Пояснительная записка

Я, Лебедева Ольга Ивановна – воспитатель детского сада № 10 в городе Энгельсе, представляю проект «Посади своё дерево». Эту тему я выбрала не случайно, так как считаю, что, дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока.       Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

       Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить каштаны?»

2.1. Миссия

Формирование экологического воспитания, умение работать в команде, вести диалог.

  1. Гипотеза

Экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если будет вестись систематическая работа на занятиях и в повседневной жизни.

3. Цель, задачи, ожидаемые результаты.

Цель:

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.  

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
  • Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
  • Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
  • Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана.
  • Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
  • Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Ожидаемые результаты: Повышение уровня экологического и патриотического воспитания, умение работать с полученной информацией, с коллективом, развитие наблюдательности, любознательности. Воспитание любви к миру живой природы.

4. Механизм реализации

4.1.        Подготовительный (аналитический) этап (1 неделя)

 Изучение методической литературы.

- Подбор справочной, детской художественной литературы.

- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.

- Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»

- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане и других деревьях.

- Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)

- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом каштана.

- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

- Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.

4.2 Организационный (деятельностный)  этап:

(План основных мероприятий по реализации проекта)

Вид деятельности

 

Формы организации детской деятельности

Игровая

деятельность

Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Определи на ощупь»

Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка-1» (от семечка до дерева).

Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям».

Коммуникативная

деятельность

Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало».   Беседа по картине «Посадим дерево».

Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).

Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).

Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!»

Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».

Познавательно-

исследовательская

деятельность

 

Рассматривание коллекции семян.

Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.).

Рассматривание альбома «Деревья».

НОД «Дерево- дом и столовая для животных».

Цикл наблюдений за прорастанием ростков каштана.

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»

Исследовательская деятельность

«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями);

«Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?».

Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»), (совместно с родителями).

Восприятие

художественной

литературы и

фольклора

Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб».

Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева»

Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).

Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983), «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932), «Лоракс» (2012), «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»).

Самообслуживание

и элементарный

бытовой труд

Посадка орехов каштана дома и в детском саду.

Поручение «Полив росточков».

Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо.

Конструирование

 

«Деревья в нашем городе» (оригами).

«Экологические знаки» (совместно с родителями).

Изобразительная

деятельность

Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Раскрашивание деревьев.

Рисование с натуры «Ветка клёна».

Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика), (совместно с родителями).

Музыкальная

деятельность

Слушание:

Аудио записи «Звуки природы»

Двигательная

деятельность

Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле».

Пальчиковая гимнастика: «Елка».

П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло».

4.3 3 этап - заключительный (1 неделя)

- Изготовление паспорта дерева.

- Оформление выставки творческих работ: «Ветка клёна», «Красивое дерево».

- Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».

- Разработка и создание плаката «Посади своё дерево»

- Изготовление экологических знаков.

- Заполненный лист наблюдений за ростом каштанов.

- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».

5. Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

  • Подбор литературы;
  • Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии и т.д.)
  • Дидактические игры

6. Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемые результаты

  • Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
  • Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
  • Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая каштаны, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.
  • У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка

7. Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.

8. Используемая литература

  • С.Н. Николаева  Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет -  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;
  • С.Н. Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010;
  • Красная Книга  Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов. обл.- Саратов: Изд-во Торгово-промышленной палаты Саратов.обл., 2006;
  • Гончарова Е. В. Экология для малышей. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005;
  • Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического образования старших дошкольников. - М., 1998
  • - Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.
  • - Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.
  • - Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.
  • - О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.
  • И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы Данилова И.Н. и Шушпанова Е.А.Экологический познавательно-исследовательский проект «О...

Экологический познавательно-исследовательский семейный проект «Деревья наши друзья» для детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта:Формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы. Развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отн...

Экологический, познавательно – исследовательский проект «Хлеб всему голова!»

С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству....

Познавательно-исследовательский проект. тема: "Генеологическое дерево".

Цель проекта:         Способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развив...

Детский познавательно-исследовательский проект "С какого дерева веточка"

Тему проекта подсказала Настя. Во время прогулки она нашла на участке детского сада веточку, и решила узнать, с какого она дерева. За помощью она обратилась к воспитателям.Мнения респондентов (опрашив...