Тема: «Путешествие в мир бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шунайлова Лариса Альбертовна
Программное содержание:
1.  Расширять представление об использовании нашими предками различных материалов для письма.
2.  Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес к исследовательской деятельности по карточкам – символам.
3.  Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.
4. Закрепить знания различных видов бумаги (картон, тетрадная, газетная), сравнить их качественные характеристики и свойства.
5. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.
Оборудование: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная), ножницы, емкости для воды, карточки-символы, мольберт, рабочий лист для опытов, одежда для коллекционера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_bumaga.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в мир бумаги»

Программное содержание:

1.  Расширять представление об использовании нашими предками различных материалов для письма.

2.  Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес к исследовательской деятельности по карточкам – символам.

3.  Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.

4. Закрепить знания различных видов бумаги (картон, тетрадная, газетная), сравнить их качественные характеристики и свойства.

5. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.

Оборудование: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная), ножницы, емкости для воды, карточки-символы, мольберт, рабочий лист для опытов, одежда для коллекционера.

Ход:

Вводная часть.

Воспитатель:  Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся,  узнаете,  отгадав загадку.

        Я белая, как снег,

        Дружу с карандашами,  

        Где он пройдет, там заметку кладет.

-Что это? (бумага)

- Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги.

- Вы знаете, что раньше бумаги не было, а  что же было вместо неё? На чем люди писали?

Основная часть.

Воспитатель: Ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования.

Вы хотите тоже проводить исследования, разгадывать загадки истории?

Тогда сегодня мы будем юными исследователями. А помогут нам в этом наши помощники карточки – символы.

(Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией)

- В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?

(они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые)

- В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.

- Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент.  Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.

- А на Руси писали на березовой коре – бересте.

Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.

 - Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.

- Как вы думаете из  чего китайцы стали делать бумагу?

- В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев  на специальных бумажных фабриках.

Давайте обратимся к нашим карточкам – символам. К какой из них можно отнести сведения об истории появления бумаги?

Коллекционер

- Здравствуйте, ребята. Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. В вашем городе со мной случилась неприятность. Подул сильный ветер и моя коллекция разлетелась, а часть ее попала в вашу группу. Помогите  ее найти. Воспитатель: Ребята, давайте поможем найти разные виды бумаги из коллекции в нашей группе.

( Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в группе)

Спасибо вам огромное!  Вы спасли мою коллекцию. Я давно увлекся собиранием бумаги и все виды у меня записаны: я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите для чего она предназначена.

1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)

3 - картон (для открыток, коробок, обложек)

4 - цветная ( для аппликаций)

5 - альбомная бумага (для рисования)

6 - обойная (для оклейки стен)

7 - фотобумага ( для фотографий)

8 - бархатная бумага ( для труда, поделок)

9 - салфетная бумага ( гигиеническое назначение)

10 - копировальная бумага

Коллекционер: Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.

Воспитатель:

- Ребята, а к  какой  карточке – символу можно отнести встречу с коллекционером?

- А что обозначает карточка – символ «рука»?

Я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию для проведения опытов с бумагой. Давайте вспомним правила  работы в экспериментальном центре.

Физкультминутка для глаз

Опыты

- Что вы уже знаете о свойствах бумаги? (мнется, рвется, режется, горит)

Сегодня мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить ее отличие.

1 Опыт «Разрывание бумаги»

- Перед вами картон, газетная и тетрадная бумага. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)

- Что можно сказать о бумаге?      Вывод.

2 Опыт «Разрезание»

- Какой вывод вы можете сделать?

3 Опыт  «Сминание бумаги»

- Что можно сказать о бумаге?     Вывод.

4. Опыт  «Намокание»

Для создания  этого опыта нам понадобится вода. Положите листочки бумаги в воду.

- Что произошло?

- Какая бумага намокла быстрее?     Вывод.

После каждого опыта один из детей делает отметку в рабочем листке о результатах.

Общий вывод: вся бумага рвется, мнется, режется и намокает, но по-разному. Легче всего  - газетная, потому что газеты печатают каждый день свежие, она самая тонка.

Тетрадная – потолще, попрочнее из нее изготавливают тетради.

Картон – самая толстая, плотная бумага, поэтому его используют для изготовления коробок, обложек для книг.

Воспитатель:  Разные виды бумаги окружает нас всюду. На изготовление бумаги уходит много сил и средств, поэтому бумагу нужно беречь. Об одном из способов как это сделать расскажет Маша Никитина.

(Рассказ ребенка сопровождается слайд-фото)

- Деревья выделяют кислород, им дышат люди и животные.

  Деревья – это жильё для многих птиц, животных, насекомых.

  Деревья имеют лечебные свойства.

   Если исчезнут деревья, то погибнет все вокруг. Для того, чтобы сохранить деревья, люди научились делать бумагу из макулатуры. Макулатура – это использованная, не нужная бумага. Я вместе с мамой сделала новую бумагу из старых газет.

1слайд -  Сначала я порвала на мелкие кусочки газету

2слайд – Мама залила бумагу горячей водой и размешала все блендером

3слайд -  Потом мы добавили клей, гуашь и снова перемешали. Получилась кашица.

4слайд -  Вылили кашицу в тазик. Приготовленные пяльцы с  сеткой опустили в тазик.

5слайд -  Вынули  и положили на стол на полотенце

6слайд -  Промокнули сверху другой салфеткой

7слайд -  Убрали пяльцы и оставили сохнуть

8слайд -  Получилась новая бумага

9слайд -  На ней я сделала подарок для мамы

 

Заключительная часть.

Воспитатель просит ребят  показать, какие карточки символы мы использовали сегодня, путешествуя в мир бумаги.

 - Расскажите, что вам запомнилось во время нашего путешествия?

- Что интересного узнали о бумаге?

-Какие свойства бумаги мы используем в жизни?

- Что нужно делать для сохранения деревьев?

Сегодня на занятии мы узнали,  как из ненужной бумаги можно сделать новую. Давайте приготовим ее сами для подарков мамам и папам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"...

Конспект проведения совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий. Образовательная область - «Познавательное развитие» Тема: « Путешествие в мир бумаги».

Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 329Невского района Санкт – Петербурга...

НОД по Познавательному развитию с детьми средней группы. Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Интеграция ОО: «Познавательное развитие»? «Социально-коммуникативное развитие».Форма организации: коммуникативная, познавательно-исследовательская.Задачи:Познакомить детей с историей бумаги, с совреме...

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие". Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Цель: Познакомить детей с историей происхождения бумаги.Задачи:Познакомить с названием бумаги и материалом разного вида. Учить детей самостоятельно проводить опыты и эксперименты.Развивать внимание, м...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Путешествие в прошлое бумаги»

Данный материал способствует созданию условий для расширения представлений детей об окружающем мире, помогает знакомить с широким кругом предметов и объектов, используя новые способы обследования....

Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Конспект ООД с дошкольниками в старшей группеТема: «Путешествие в прошлое бумаги»...