Дидактические игры в системе экологического воспитания детей раннего
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Хадиулина Ирина Петровна

          Дошкольное детство - период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дидактические игры18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры  в системе экологического воспитания  детей раннего

                                                    Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

                       Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте.

                 У природы круглый год обучаться нужно,

                   весь лесной народ учит крепкой дружбе».

А. В. Орлов

          Дошкольное детство - период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для ребенка.

      Дети  раннего возраста легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность. Внимание детей можно сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой, так как в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходима постоянная смена действий.

     Основным видом детской деятельности является игра. Именно она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Организовывая игру с детьми раннего возраста, следует учитывать их психологические особенности. Ведущая деятельность у этих малышей вначале предметная, но многие ребятишки ближе к трём годам всё увереннее чувствуют себя в играх, где требуется не только манипулировать с предметами, но и общаться, проявлять фантазию и смекалку.

         Игровая деятельность становится необходимостью для ребёнка, он живёт в ней почти постоянно, превращая в элементы игры даже умывание, переодевание и укладывание спать.  В педагогике все игры классифицированы по разным основаниям. Особое место занимает дидактическая игра. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. 

        По определению С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина «экологическая игра» — это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности

        С. Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет  следующие виды дидактических игр экологического содержания :

- предметные;

- настольно-печатные;

- словесные.

       Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

       Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

       Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке. В основном эти игры для старшего возраста.

      В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам.  Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.

             При подготовке дидактической игры необходимо:

1.Поставить дидактическую задачу (цель игры). Педагог должен чётко представлять, выработке каких умений и навыков, воспитанию каких чувств или качеств служит игра.

2.Подобрать материалы и наглядность в соответствии с методическими требованиями.

3.Продумать, как доступно и кратко объяснить детям правила. В младших группах ознакомление с правилами игры сопровождают показом действий.

4.Предусмотреть возможные трудности, вопросы детей и ответы на них.

5.Продумать подведение итогов. Для детей младшего возраста важен не столько результат, сколько сам процесс игры, но итоговое слово воспитателя должно служить средством поощрения малышей, стимулировать дальнейшее участие в подобных играх, а также обобщить полученные знания.

    Дидактическая игра состоит из следующих компонентов:

Сообщение игровой задачи. Нередко её содержит само название игры: «Найди детёнышей», «Посадим огород», «Сварим компот». Игровая задача — это краткое описание последующих игровых действий и их результата.

Сообщение правил игры. Даже самым маленьким необходимо чётко сообщать правила, чтобы они учились слушать их и следовать им. На сообщение игровой задачи и правил в целом уходит около 1 минуты.

Основная часть игры. Состоит из ряда последовательных действий, необходимых для достижения результата. Длится от 5 до 7 минут.

Итоговая часть, обсуждение результата. Воспитателю следует подчеркнуть, что задача игры выполнена, похвалить малышей и подчеркнуть важность достигнутого. Длится недолго, до полуминуты, но играет важную роль: дети учатся доводить начатое до конца и видеть результат своих действий.

      Используя дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие дидактические принципы:

  1. Доступность
  2. Повторяемость
  3. Постепенность выполнения заданий
  4. Учет возрастных особенностей детей.

    Дидактические игры в первой младшей группе длятся 5–6 минут, во второй младшей можно увеличить до 8–10, но не стоит затягивать игру, даже если дети хотят продолжать. Лучше отвлечь внимание детей другим видом деятельности, а к игре вернуться во второй половине дня или спустя день-два.

       Дидактические игры экологического содержания можно проводить на занятиях по ознакомлению с миром природы, в самостоятельной игровой деятельности, во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

   В заключении хотелось бы отметить, что экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Одним из методов работы  является  проведение дидактических игр экологического содержания. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в экологическом воспитании детей

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды....

Авторская программа "Капелька" - влияние дидактической игры на экологическое сознание старших дошкольников

Программа "Капелька" предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет серию ...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»

Консультация для педагоговпо экологическому воспитанию.Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»(Экологические игры и методика их проведения)...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...

Дидактические игры «Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»

laquo;Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»...