Конспект непосредственно образовательной деятельности Что мы называем Севером?
план-конспект занятия по окружающему миру

Елена Ивановна Зубачёва

ЦЕЛИ:

• Познакомить с понятием «Север»; объяснить, какие природные территории составляют северную часть России, показать территорию Ямальского полуострова.
• Закрепить знание характерных признаков зимы.
• Тренировать в запоминании стихов, отгадывании загадок.
• Учить  отвечать на вопросы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас.
• Способствовать развитию интереса к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_my_nazyvaem_severom.doc37 КБ
Office presentation icon chto_my_nazyvaem_severom.ppt2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1.

ТЕМА: Что мы называем Севером?

ЦЕЛИ:

  • Познакомить с понятием «Север»; объяснить, какие природные территории составляют северную часть России, показать территорию Ямальского полуострова.        
  • Закрепить знание характерных признаков зимы.
  • Тренировать в запоминании стихов, отгадывании загадок.
  • Учить  отвечать на вопросы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас.
  • Способствовать развитию интереса к окружающему миру.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

     Мы живем в России - самой большой по территории стране в мире. Ее площадь составляет 17,1 млн. кв. км. Область, в которой мы живем - это наш Край, он составляет частицу нашей необъятной Родины.

     Посмотрите на карту Тюменской области. Немного фантазии - и она напомнит вам символическое изображение сердца, которое Россия бережно держит в своих ладонях.

     Лучшие представители рода человеческого от древнего мира до наших дней считали, что каждый культурный человек должен хорошо знать свою Родину, окружающий мир.

     Отсутствие знаний делает человека равнодушным. Равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

     На древней рукописи Тобольского музея начертаны замечательные слова:

“Любить Отечество велит природа, Бог,

А знать его - вот честь, достоинство и долг”.

Любовь к родному краю, Родине укрепляется знаниями.

     Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о Ямале, о Северном крае, о месте, где мы с вами живём.

Круглый мир! Известно точно!
Сколько ни сноси подошв,
В ту, с которой начал, точку,
Если прямо шёл, - придёшь.

Мир, благодарю за то, что
Много стран вокруг оси,
А моя «всё та же точка»
Поместилась на Руси!

Что мы называем Севером?

     Правильно! Север — это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Когда мы произносим слово «север», в нашем воображении возникают бескрайние заснеженные просторы, ледяные поля, огромные глыбы льда — айсберги в океанских волнах. Мы словно ощущаем дыхание арктического холода и порывы пронизывающего ветра.

Вспомните, какой бывает  снег и лед? Опишите сосульки, снежинки.

• Послушайте стихотворение.

Снежинка-балеринка

Жила-была на свете

Снежинка-балеринка.

Кружил  январский:

Веселую снежинку.

С огромным белым бантом,

В крахмальной пелеринке

Вставала на пуанты

Снежинка-балеринка.

На освещенной сцене

Снежинка танцевала,

И этот танец пеньем

Метель сопровождала.

Снежинка-балеринка

Кружилась и летала,

А вьюга все тропинки

Лесные заметала.

• А что собой представляет географический глобус?

     Глобус — модель земного шара, вращающегося вокруг своей оси. На нем можно увидеть изображение и высоких гор, и бескрайних равнин, и заснеженных

просторов, морей и океанов. (Показывает глобус.)

     Давайте найдем на глобусе Северный полюс. Пространство вокруг него окрашено в белый цвет. Это снега и льды Арктики. Слово «АРКТОС», от которого происходит слово «Арктика», в переводе с греческого языка означает «медведь».

• Почему так назвали этот край?

     Может быть, потому, что полновластным хозяином ледяного королевства чувствует себя белый полярный медведь? Нет, Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы.

Большая  Медведица.

Небо над Арктикой

Звездами светится,

Льется далекий их свет.

Лапою машет

Большая Медведица,

Шлет нам на землю привет!

     Арктические земли находятся на самой окраине нашей страны, возле Северного полюса. Это острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.

• Задумывались ли вы над тем, почему Северный Ледовитый океан так называется?

     Верно! Потому что он находится рядом с Северным полюсом. Зимой океан покрывается льдом, а летом по его волнам плавают огромные ледяные горы-айсберги. С севера нашу Родину омывают несколько морей. Их называют морями Северного Ледовитого океана.

Северный Ледовитый океан.

Океан покрылся льдом

Волны не бушуют в нем.

Он от края и до края

Как пустыня ледяная —

Царство холода и тьмы,

Царство матушки-зимы.

     К северной природной зоне России относится и тундра. Она расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана. В переводе с финского языка слово «тундра» означает «безлесая, голая возвышенность». Тундра — это равнина, где большую часть года царят холод, снег и лед, бушуют бураны, метут метели, а земля скована вечной мерзлотой. Полуостров, на котором мы живём, называется Ямал. Это наша родина.

• Что вы нового узнали о Севере?

     Итак, Север нашей страны складывается из двух природных зон: Арктики и тундры. Тундра тянется по берегам морей Северного Ледовитого океана и занимает почти пятую часть территории страны. На Севере царствуют морозы и снега, льды и ветры. Это суровый, холодный край.

• Ответьте на вопросы:

1. Что означает слово «Арктика»

2. Под каким созвездием находится Арктика?

3. Какой океан омывает северную часть России?

4. Почему он так называется?

5. Где расположена тундра?

6. Что означает слово «тундра»?

7. Как называется полуостров, на котором мы живём?

• Отгадайте загадки:

Сама я ледяная,

Моя юбка кружевная.

Я кружусь, как балеринка.

Угадали? Я ... (снежинка).

Белые змеи -

Над землей полетели, -

По дорогам поползли -

И сугробы намели.

(Метель.)

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю.

(Сосулька.)

• Выполните задание:

Нарисуйте: снежинки, сосульки, снеговика и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мой дом - Ямал Что мы называем Севером?

Слайд 2

Мы живем в России - самой большой по территории стране в мире. Ее площадь составляет 17,1 млн. кв. км. Область, в которой мы живем - это наш Ямал, он составляет частицу нашей необъятной Родины. Круглый мир! Известно точно! Сколько ни сноси подошв, В ту, с которой начал, точку, Если прямо шёл, - придёшь. Мир, благодарю за то, что Много стран вокруг оси, А моя «всё та же точка» Поместилась на Руси! И это моя «точка» – мой Ямал!

Слайд 3

Посмотрите на карту Тюменской области. Немного фантазии - и она напомнит вам символическое изображение сердца, которое Россия бережно держит в своих ладонях.

Слайд 4

Север — это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Слайд 5

Снежинка - балеринка. Жила-была на свете Снежинка - балеринка. Кружил январский: Веселую снежинку. С огромным белым бантом, В крахмальной пелеринке Вставала на пуанты Снежинка-балеринка. На освещенной сцене Снежинка танцевала, И этот танец пеньем Метель сопровождала. Снежинка - балеринка Кружилась и летала, А вьюга все тропинки Лесные заметала.

Слайд 6

Слово «АРКТОС», в переводе с греческого языка означает «медведь». Большая Медведица. Небо над Арктикой Звездами светится, Льется далекий их свет. Лапою машет Большая Медведица, Шлет нам на землю привет!

Слайд 7

Северный Ледовитый океан. Океан покрылся льдом Волны не бушуют в нем. Он от края и до края Как пустыня ледяная — Царство холода и тьмы, Царство матушки-зимы.

Слайд 9

В переводе с финского языка слово «тундра» означает «безлесая, голая возвышенность».

Слайд 10

Что означает слово «Арктика»? 2. Под каким созвездием находится Арктика? 3. Какой океан омывает северную часть России? 4. Почему он так называется? 5. Где расположена тундра? 6. Что означает слово «тундра»? 7. Как называется полуостров, на котором мы живём?

Слайд 12

Сама я ледяная, Моя юбка кружевная. Я кружусь, как балеринка. Угадали? Я ...

Слайд 14

Белые змеи - Над землей полетели, - По дорогам поползли - И сугробы намели.

Слайд 15

МЕТЕЛЬ

Слайд 16

Я прозрачна, как хрусталь, С крыши я зимой свисаю. Только очень, очень жаль, Что в тепле я быстро таю.

Слайд 17

СОСУЛЬКА

Слайд 18

Нарисуйте: снежинки, сосульки, снеговика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Кого мы называем надежным другом "

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребенка сейчас, проявится поздн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...