В мире стекла
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тураева Гузель Вилдановна

Тема НОД: «В мире  стекла».

Образовательная область: познавательное развитие.

Возраст: средняя группа (4-5 лет).

Цель ОД: формировать представление детей о свойствах стекла.

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие:

  • Формировать первичные представления об объекте окружающей действительности - стекле и его свойствах.
  • Формировать познавательные действия.
  • Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
  • Развивать воображение и творческую активность.

 

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие:

  • Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
  • Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
  • Формировать умение соблюдать меры безопасности при обращении со стеклянными предметами.

 

Речевое развитие:   

  • Формировать речь детей через развитие познавательной деятельности.
  • Активизировать словарный запас по теме «Свойства стекла» за счет прилагательных: стеклянный, бумажный, прозрачное, водонепроницаемое, хрупкое.
  • Формировать умение вести диалог с воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_steklo.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                      

«Детский сад №18»

Конспект ОД                                                                                                                      

«В мире стекла»

                       

Тема НОД: «В мире  стекла».

Образовательная область: познавательное развитие.

Возраст: средняя группа (4-5 лет).

Цель ОД: формировать представление детей о свойствах стекла.

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие:

  • Формировать первичные представления об объекте окружающей действительности - стекле и его свойствах.
  • Формировать познавательные действия.
  • Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
  • Развивать воображение и творческую активность.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие:

  • Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
  • Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
  • Формировать умение соблюдать меры безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Речевое развитие:    

  • Формировать речь детей через развитие познавательной деятельности.
  • Активизировать словарный запас по теме «Свойства стекла» за счет прилагательных: стеклянный, бумажный, прозрачное, водонепроницаемое, хрупкое.
  • Формировать умение вести диалог с воспитателем.

Цель применения ИКТ В НОД: повышение уровня мотивации познавательной деятельности у детей; внесение разнообразия в образовательную деятельность детей; обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет использования электронных образовательных ресурсов.

Обоснование целесообразности применения цифрового образовательного ресурса на занятии: использование мультимедийной презентации  сделает занятие эмоционально окрашенным, привлекательным, вызовет у ребенка живой интерес, будет  прекрасным демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Продолжительность использования цифрового ресурса в данной разработке: 2 мин.

Планируемые результаты ОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; ребёнок проявляет любознательность, интересуется окружающими предметами и их свойствами; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для   построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок   может следовать   правилам в разных видах деятельности, у него развита крупная и мелкая моторика; ребенок  может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УУД: личностные – умение оценивать свои действия, самооценка; коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные  умение  выделять существенные признаки объектов окружающего мира;  регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу;  умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Используемое оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, компьютерная презентация, мешочек из ткани, стеклянный прозрачный стакан, мелкие предметы и игрушки, настольная ширма, бумажные стаканчики, стеклянная посуда, игра-пазл «Стеклянный сервиз», стеклянные бусинки, медали «Юный исследователь» (по количеству детей).

                                                  Ход занятия

Действия воспитателя

Действия детей

1.Вводная часть (мотивационный этап) 3 мин.

Цель: стимулировать интерес детей к предстоящей исследовательской деятельности.

Цель: принятие поставленной задачи.

Внимание! Внимание! Начинает работу исследовательская лаборатория «Хочу все знать!». Юных исследователей прошу пройти в лабораторию.

Дети подходят к специально оборудованным столам.

-  Как вы думаете, зачем сегодня открылась наша исследовательская лаборатория?

Ответы детей (мы будем исследовать, ставить опыты, узнаем что-то новое и т.д.)

- Обратите внимание, в нашей лаборатории появился мешочек, внутри которого находится предмет.

Дети обращают внимание на мешочек.

1.1.Дидактическая игра «Что лежит в мешочке».

Цель: совершенствовать тактильные ощущения и восприятие.

- Предлагаю вам определить, что за предмет находится внутри мешочка, не открывая его, наощупь.

Дети ощупывают мешочек и определяют, что в нем находится стакан.

Достать стакан из мешочка.

- Ребята, вы правы – это стакан. Скажите, какой он?

- стеклянный.

- Если он стеклянный, значит, из чего он сделан?

- из стекла.

- Ребята, я думаю, вы догадались, свойства какого предмета мы с вами будем исследовать?

- свойства стекла.

- Да, сегодня мы будем исследовать свойства стекла и поможет нам в этом этот стакан.

2.Основная часть (содержательный этап) 15 мин.

Цель: формировать представление детей о свойствах стекла.

Цель: познакомиться со свойствами стекла, опираясь на личный опыт.

2.1.Исследование стекла на прозрачность.

Игра «Отгадай, что в стакане».

Цель: формировать представление детей о том, что стекло прозрачное.

Спрятав стакан за ширму, дети по очереди кладут в стакан различные небольшие предметы, затем показывают остальным детям, которые с легкостью определяют, что лежит в стакане.

- Ребята, а почему вы так быстро отгадывали, что лежит в стакане?

- Все хорошо видно.

- А почему хорошо видно, что лежит в стеклянном стакане?

- Он прозрачный.

- Так каким же свойством обладает стекло?

- Стекло прозрачное.

- Посмотрите вокруг и скажите, где используется такое свойство стекла, как прозрачность.

- Стекла в окнах, аквариум, очки и т.д.

- А почему именно стекло используется в окнах, в аквариуме, в очках?

- Чтобы все было видно.

Сейчас я предлагаю вам сесть на стульчики, и посмотрим на экран

Дети садятся на стульчики.

2.2.Показ мультфильма . 

Просмотр презентации.

Включается ноутбук

Слайд 1.

На экране появляется изображение стакана.

- Здравствуйте ребята, я – стакан. Я прозрачный, как вода. Люблю менять свои наряды.

- Вот такая у меня история.

А теперь ответьте на вопрос: из чего же делают стекло?

- стекло делают из песка, соды и золы.

Слайд 11.

- Правильный ответ: из песка, соды и золы.

Выключается ноутбук.

- И так мы продолжаем наши исследования. Давайте пройдем в лабораторию.

Дети вместе с воспитателем возвращаются в «лабораторию».

2.3.Исследование стекла на водонепроницаемость.

- У меня в руках уже знакомый нам стеклянный стакан, а вот здесь тоже стаканы только они из другого материала.  Посмотрите и скажите, из чего сделаны эти стаканы.

Дети рассматривают стаканы и определяют, что они сделаны из бумаги.

- Если они сделаны из бумаги, то они какие?

- бумажные.

- Сейчас мы с вами нальем воду я в стеклянный стакан, а вы в бумажные стаканы.

Воспитатель из кувшина наливает воду в стеклянный стакан.

Дети из кувшина наливают воду в бумажные стаканы.

- Давайте поставим наши стаканы на подносы и через некоторое время  понаблюдаем, что произойдет.

Воспитатель ставит свой стакан на  поднос.

Дети ставят стаканы на другой поднос.

2.4.Физкультминутка

«Разноцветная игра».

 (приложение 1)

Цель: снять напряжение, активизировать внимание детей.

Дети вместе с воспитателем встают в круг и выполняют движения под музыку.

Дети вместе с воспитателем возвращаются в «лабораторию».

- Ребята, посмотрите, что же произошло с нашими стаканами?

- Из бумажных стаканов вода вытекает.

- А что же стеклянный стакан?

- Из стеклянного стакана вода не вытекает.

- Да, ребята, вы правы, бумажные стаканы размякли, и вода из них вытекает на поднос, а вот в стеклянном стакане вода удерживается и поднос под ним сухой. Такое свойство стекла называется водонепроницаемость. Это свойство стекла используется, например, для изготовления посуды. Посуда получается очень красивой и водонепроницаемой.

Дети вместе с воспитателем подходят к шкафу с посудой, рассматривают и называют предметы стеклянной посуды (тарелка, чашка, графин и т.д.), наливают в них воду и убеждаются, что вода не вытекает.

- И так, каким же свойством обладает стекло?

- Стекло – водонепроницаемое.

2.5.Исследование стекла на прочность.

- А, что произойдет, если мы уроним стеклянную посуду на пол?

- Она разобьется.

- Именно это произошло с нашим стеклянным сервизом. Он разбился

Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором лежат разобранные пазлы - 4 набора из расчета на 8 детей (см. приложения 2. и 3.).

- Посмотрите, каким был сервиз.

Включается ноутбук.

Слайд 12.

На экране появляется изображение сервиза.

- Я предлагаю вам собрать сервиз.

Игра- пазл «Стеклянный сервиз». 

Цель: развивать мелкую моторику, воображение, память,  логическое мышление.

 Дифференцированное задание по уровню сложности с организацией самопроверки и взаимопроверки.

Дети делятся на пары, и каждая пара собирает чашку (ребенок с высоким уровнем развития) (приложение 2)

  и блюдце (ребенок со среднем уровнем развития) (приложение 3). Детям с низким уровнем развития помогает воспитатель.

Дети сравнивают получившиеся картинки с изображением на экране (самопроверка), затем проверяют, как справился с заданием товарищ по паре (взаимопроверка).

Выключить ноутбук.

- Почему же может разбиться стекло?

Ответы детей (если его уронить, если по нему ударить и т.д.).

- Да, со стеклянными предметами надо обращаться очень аккуратно, потому что стекло хрупкое, оно может разбиться.  Это еще одно свойство стекла, оно бьется, потому что оно хрупкое.  Возможно ли, чтобы все предметы, которые нас окружают, были сделаны из стекла?

- Нет, они могут разбиться.

- Почему стеклянные предметы могут разбиться?

- Потому что стекло хрупкое.

- Почему не надо допускать того чтобы стекло разбилось?

- О разбитое стекло можно пораниться.

- Конечно, со стеклянными предметами нужно обращаться очень аккуратно и всегда помнить о том, что стекло хрупкое. Это было бы очень красиво, если бы все предметы вокруг нас были бы сделаны из стекла, но это не безопасно. И недаром существуют различные материалы, для изготовления необходимых нам предметов. А о свойствах этих материалов мы с вами узнаем на других занятиях.

3.Заключительная часть (рефлексивный этап) 2 мин.

3.1.Подведение итогов.

Цель: развивать умение высказываться и обобщать результаты своей деятельности.

Цель: осознание и оценка результатов своей деятельности.

- Ребята, что же мы сегодня с вами исследовали в нашей лаборатории.

- Стекло.

- И что же мы узнали о стекле.

- Стекло прозрачное, водонепроницаемое, хрупкое.

- Хотели бы вы рассказать о том, что узнали сегодня своим друзьям и родителям?

- Понравилось ли вам быть исследователями.

- А за что каждый из вас мог бы себя похвалить.

Спросить каждого ребенка.

- Ответы детей.

- Ответы детей.

- Ответы детей («я старался, выполнял задания», «отвечал на вопросы», «хорошо себя вел», «внимательно слушал» и т.д.).

3.2.Рефлексия.

Цель: определить эмоциональное состояние детей.

Цель: осознать свое эмоциональное состояние.

- Ребята, на столе стоят два стакана один стеклянный, другой бумажный и поднос с бусинками. Если вам понравилось наше занятие, то вы положите бусинку в стеклянный стакан, а если вам что-то было не понятно в занятии, то тогда положите бусинку в бумажный стакан.

Дети кладут бусинки в стаканы.

3.3.Сюрпризный момент.

- Вы, ребята, молодцы,

  Потрудились от души,

  И за это я вручаю

  Вам вот эти вот медали.

Каждому ребенку вручается медаль «Юный исследователь» (приложение 4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В мире стекла»

познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее); развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережно...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла".

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"....

презентация по окружающему миру в средней группе "В мире стекла".

презентация по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"....

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром» Тема: «В мире стекла»

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром»Тема: «В мире стекла»    Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрач...

Конспект ННОД по по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «В мире стекла»

Ознакомление со свойствами стекла, опытническая деятельность, загадки, подготовка к новогоднему утреннику.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художеств...

конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"

  Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрачное, цветное, прочное, хрупкое, гладкое)....