Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Кто живет в воде?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Скрынникова Марина Александровна

Цель: Расширять у детей знания о представителях водоемов: рыбах, земноводных, морских животных, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.

Развивать познавательный интерес к природе, к ее водным ресурсам.

Воспитывать экологическую грамотность у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_voda.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе                               «Кто живет в воде?»

Цель: Расширять у детей знания о представителях водоемов: рыбах, земноводных, морских животных, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.

Развивать познавательный интерес к природе, к ее водным ресурсам.

Воспитывать экологическую грамотность у дошкольников.

 Ход  занятия:

Воспитатель: - Кто из вас любит приключения? Мы отправляемся в увлекательное путешествие, а на чём, вы узнаете, отгадав загадку: 
Ходит город — великан на работу в океан. 
(Корабль).


Отправляемся на красивом сказочном корабле.

Отгадайте мою загадку:

"В воде озорница играет, резвится.

Блестит чешуей-"Поплыли со мной!"

-Кто это?

Дети: Это рыбка!

-Правильно, ребята!

Сегодня мы будем говорить с вами о рыбах 

Отправляемся в путь. Дорога наша трудна и опасна, поэтому мы должны сидеть тихо и слушать очень внимательно.


А кораблик наш тем временем подплывает к первой остановке.
1 остановка «Встреча с умным крабом».
Крабик нам расскажет всё, что знает о своих соседях — рыбах. 
Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки. 
А каких рыб вы знаете? 
(Ответы детей).
У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
Кто может ответить, как передвигаются рыбы? Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
Как и люди, рыбы могут дышать. Когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.
Рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму, но иногда встречаются такие интересные рыбы, что их и описать сложно. У рыбы — меч верхняя челюсть похожа на меч. Тело рыбы — сабли напоминает саблю, а у нож — рыбы, как вы думаете, что? Верно, нож. Нож рыба умеет плавать хвостом вперёд. 
Рыба — ёж покрыта длинными иголками. А рыба — землекоп любит покопаться в земле. 
А знаете ли вы, сколько живут рыбы? 
(от 5 до 100 лет!)
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. Краб интересуется, как живут аквариумные рыбки? Давайте расскажем ему. 
(Ответы детей).
Скажем спасибо умному крабу, он нам столько всего рассказал!

Давайте немного отдохнем.

Пальчиковая и зрительная гимнастика «На море».
Маленькая лодочка по реке плывёт,
На прогулку лодочка всех детей везёт.
Пароход плывёт по речке,
И труба дымит, как печка.
Рыбки плавают, ныряют 
В чистой, свеженькой воде,
Приплывают, уплывают,
Зарываются в песке.
А сейчас наблюдайте за моей рыбкой, куда она поплывёт. 

Ну вот  мы подплываем к следующей остановке.


2 остановка «Золотая рыбка».

Появляется золотая рыбка)

"Я из сказки приплыла,

Там царицею была.

Я ведь рыбка не простая,

Я ведь рыбка золотая!"

-Ребята,услыхала я,что Вы ведете разговор о нас-рыбах и захотелось мне рассказать Вам о морских и речных рыбах еще больше. Послушайте!

-Одной из представительниц морей является акула. Это опасный хищник,но на человека акула нападает редко,только когда не может добыть пищу в море. Питается акула рыбой. Она хороший охотник. (Показ иллюстрации).

-А каких Вы еще знаете морских обитателей (Дельфины,медузы,морской конек)

Сом-представитель речных видов рыб. Это самая крупная речная рыба. Питается лягушками, моллюсками, мелкими рыбами. Может напасть на водоплавающих птиц, на собак, заходящих в воду.

-Назовите речных рыб (Щука, карась, окунь лещ)

 

-Молодцы, девочки и мальчики! Мне пора в свои морские глубины. И на прощание я хочу подарить Вам картинку, чтобы Вы не забывали как рыбка появляется на свет и помнили, что мы тоже живые существа и о нас нужно заботится!

Воспитатель с детьми рассматривает картинку и рассказывает:

-Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растет зародыш, из него появляется головастик. Из головастика вырастает малек, а из малька - рыбка. Она растет, растет и превращается в настоящую большую рыбу.
А сейчас еще  немного отдохнём.


Физминутка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три! Вот как славно освежились!
От зелёного причала оттолкнулся пароход: раз, два!
Он назад поплыл сначала: раз, два!
А потом поплыл вперёд: раз, два!
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.


3 остановка «Встреча с лягушкой».
Лягушка приготовила для вас несколько заданий
- Назовите все места, где обитают рыбы. 
(Море, океан, озеро, река, речей, пруд, аквариум). -А могут рыбы жить в болоте (Нет,там грязная вода)

-Каких Вы знаете рыб (В море-морские,в реке-речные,в аквариуме-аквариумные)

-Чем питаются рыбы (Другими рыбами,морскими растениями)
- Назовите самую хищную рыбу. 
(Акула).
- Из чего выводятся мальки — детёныши рыб? 
(Из икры).
- Чем покрыта поверхность тела рыб? 
(Чешуёй).

-Что помогает рыбам передвигаться в воде (Обтекаемая форма,  гладкая поверхность, плавники, хвост)

-Ребята, все живое дышит воздухом! А откуда рыбы берут воздух (Из воды)

-С помощью чего рыбы дышат (При помощи жабр)

-Как ухаживают за рыбами, которые живут в аквариуме (Кормят, меняют воду, чистят аквариум)

-Как называют человека,который ловит рыбу (Рыболов,рыбак)

-А чем можно ловить рыбу (Удочкой,сетью)

Какие вы молодцы! Ответили на все мои вопросы!.

 

-А теперь  попрощаемся с лягушкой, нам надо отправляться домой..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"

Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Кто живет на подоконнике»

Закрепление и расширение знаний детей о комнатных растениях....