Проект "Шестиногие малыши"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Сергачёва Елена Владимировна

Если заинтересовать ребёнка многообразием мира насекомых, то он будет бережнее относиться к окружающей его живой природе. Задача взрослых научить ребятишек уважать чужую жизнь, пусть даже такую маленькую. Научить созерцать, а не разрушать! Данный проект увлечёт ребят в таинственный мир летающих, ползающих и бегающих жучков, паучков, бабочек. Позволит им приоткрыть завесу этого маленького, но такого огромного таинственного мира насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shestinogie_malyshi.docx49.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по изучению насекомых «Шестиногие малыши» для детей среднего дошкольного возраста

Актуальность реализации проекта :

Лето – чудесная пора. Ярко светит солнце, порхают бабочки, ползают муравьи…. Всё вокруг живёт, цветёт и благоухает. Если заинтересовать ребёнка многообразием мира насекомых, то он будет бережнее относиться к окружающей его живой природе. Задача взрослых научить ребятишек уважать чужую жизнь, пусть даже такую маленькую. Научить созерцать, а не разрушать! Данный проект увлечёт ребят в таинственный мир летающих, ползающих и бегающих жучков, паучков, бабочек. Позволит им приоткрыть завесу этого маленького, но такого огромного таинственного мира насекомых.

Цель: развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста при знакомстве с миром насекомых, формирование бережного отношения к окружающим живым существам.

Задачи:

Обучающая:

Формирование у детей представлений о насекомых, расширение знаний о среде их обитания, разнообразии видов; ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, обучение новым способам рисования.

Развивающая:

Развитие творческих способностей детей через различные виды творческой деятельности, активизация любознательности и творческой активности.

Воспитательная:

Воспитание у детей любви к родному краю через бережное отношение к окружающей природе, к насекомым, живущим рядом с нами.

Автор проекта : Сергачёва Е.В, Зацепина Т.Н---воспитатели.

Тип проект: Творческий, познавательно - исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Проблема: Во время прогулок дети не могут пройти мимо ни одного жучка-паучка. Реакция у них разная: одни бояться, другие смело берут в руки и, чаще всего давят. И лишь единицы просто наблюдают за образом жизни, поведением насекомых.

Ожидаемые результаты: приобретение детьми новых знаний о насекомых, воспитание бережного отношения к окружающей живой природе, умения видеть прекрасное у себя под ногами, овладение детьми новыми видами творческой деятельности.

Место проведения: МБДОУ Новоселовский детский сад «Росинка» №24

Сроки проведения: 1 месяц.

Режим работы: вовремя и вне занятий.

Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители

Методы и формы работы: Наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, чтение пословиц, чтение и разучивание стихов и загадок, рассматривание иллюстраций с обсуждение, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, рисование, лепка, аппликация, оформление выставок.

Материал и оборудование: Стихи, пословицы, маски насекомых, веночки с цветочками, музыкальная аппаратура, диск с подборками детских песен о лете и насекомых, игрушка «Пчёлка», сачок, пятилитровая банка, большие изображения насекомых, мелки цветные, бумага, гуашь, мелки восковые, карандаши, клей - карандаш, иллюстрации по теме «Насекомые», подборка детских книг о насекомых, набор фотографий, картинок «Природа родного края».

1 этап. Подготовительный.

* Сообщение детям и родителям темы проекта.

* Постановка цели и задач.

* Подбор литературы и материалов для реализации проекта.

* Разработка плана основного этапа проекта.

Постановка проблемы:

Утром детей встречает весёлая пчёлка (игрушка сидит на столике в раздевалке, в группе звучит музыка, на шторах и стенах группы расположены изображения различных насекомых. На прогулке детки рассматривают насекомых, делятся знаниями о них. После сна насекомых в интерьере группы нет, игрушечная пчёлка сидит в большой банке под крышкой.

 Воспитатель«Что изменилось в группе?»

Дети отвечают.

Воспитатель: «Да ребята, просто один непослушный мальчишка взял большой сачок и поймал пчёлку и посадил её в банку. Как вы думаете, хорошо ли пчёлке?»

Дети отвечают.

Воспитатель«Ребята, а разве можно ловить насекомых?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Вот именно о насекомых и о том, как о них заботиться мы и будет наш с вами проект. Вперёд, навстречу приключениям!»

2 этап. Основной.

Организация деятельности проекта.

2.1. Художественно-речевая деятельность.

 Чтение и заучивание стихов:

Смотри приложение №1.

 Чтение и обсуждение пословиц.

Приложение № 3.

 Заучивание и разгадывание загадок.

Приложение № 4.

2.2. Игровая деятельность.

 Игра «Кто больше знает?»

Ход игры: дети играют по 3-5 человека. Ребята встают на одной линии и называют по очереди названия насекомых. Назвав насекомое – делают шаг вперёд. Если игрок не может вспомнить название насекомого – дети считают до пяти и промолчавший ребёнок пропускает ход. Победителем считается тот, кто окажется дальше всех. Игра повторяется несколько раз, пока дети не потеряют интерес.

 Подвижные игры:

 «Бабочки - цветочки».

Материалы: маски бабочек, веночки с цветочками, музыкальная аппаратура.

Ход игрыДети делятся на две команды: бабочки и цветочки. Дети – бабочки одевают маски бабочек, а дети – цветочки – веночки с цветами. Пока играет спокойная музыка, «цветочки» гуляют по лужайке, когда музыка заканчивается, цветочки приседают. Под более динамичную музыку выбегают «бабочки», взмахивая руками- крыльями. Когда музыка заканчивается, каждая бабочка должна взять за руку цветочек.

 Игра «Назови насекомое»

Материалы: мячик.

Ход игры: Дети встают в круг и передают друг другу мячик, называя насекомое, если ребёнок не может вспомнить название насекомого, он выбывает из игры.

Игра «Паук и мухи»(проводится  вовремя прогулки)

Материалы: маска паука.

Ход игры: Один ребёнок выбирается пауком и одевает соответствующую маску. Паучок спит, а дети (Мушки) «летают» вокруг него и говорят слова стихотворения Л. Рыбина

«Паучок сплел паутинку

Кружевную пелеринку.

Очень чуток его сон.

Ждет добычу в сети он»

Как только дети заканчивают говорить слова – паучок просыпается и старается поймать как можно больше мух, задевая их рукой. Пойманные мухи садятся на лавочку и игра повторяется вновь до тех пор, пока не останется одна мушка – победитель. А если таких нет, то побеждает паучок.

 Дидактические игры«Чьё крылышко»«Сколько ножек у жучка»«Подбери по цвету»«Какие цвета у бабочки»«Собери насекомое»«Букашечка - ромашечка»«Что прибавилось»«Четвёртый лишний»«Кто где живёт»«Польза или вред?».

 Словесные игры«Угадай насекомое»«Игра в слова»«Найди ошибку»«Доскажи словечко»«Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать».

 Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по лугу»

Цель: закрепить знания детей о насекомых, их названия, среды обитания.

 Чтение рассказов и сказок:

- В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;

- В. Г. Сутеев «Подгрибом»;

- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»;

- К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

 Беседы«Кто живёт на лугу»«Кто самый сильный»«Чем полезны насекомые»«Где у букашечки дом»«В воздухе, на земле, под землёй!»«Кто кому друг».

Чтение пословиц и поговорок о насекомых. (См. приложение №3).

 Пальчиковые игры«Насекомые»«Солнце»«Травка»«На ромашке»«Лето»«Паучок»«Мушки». (Смотри приложение №3).

 Музыкальная деятельность.

Цель: учить слушать и слышать музыку, выполнять движения в такт музыки, учить передавать движения, имитирующие движения насекомых.

- Прослушивание и разучивание песен о насекомых.

2.3. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, познакомить с нетрадиционными способами рисования, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

- Коллективная работа «На лугу»,

- Рисование методом «тычка» «Пчёлка»;

- Раскрашивание ватными палочками «Паучок».

- Рисование ладошками "Маленькие рогатики";

-Рисование мелками «Самое интересное насекомое"

- Аппликация «Бабочка»«Божья коровка»,

- Лепка из солёного теста «Божья коровка».

2.4. Выставка художественной литературы, энциклопедий и иллюстраций «Мир насекомых»

Цель: привлечь внимание к разнообразию мира насекомых, показать их ценность и значимость для жизни человека и других живых существ, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

2.5. Галерея «Шестиногие малыши»

Выставка детских  рисунков, аппликаций, работ из пластилина о насекомых.

Цель: показать детям и взрослым разнообразие и красоту мира насекомых; дать детям возможность показать свои творческие способности.

Работа с родителями: детско-родительские подделки из бросового материала «Шестиногие малыши»

3 этап. Заключительный.

• Организация выставки детской художественной литературы, энциклопедий и иллюстраций «Мир насекомых»

• Галерея детских, детско-родительских работ «Шестиногие малыши».

• Итоговое интегрированное занятие «Маленькие друзья»

Используемая литература.

Денисова Г. А. «Удивительный мир насекомых».- М. : Просвещение, 2012.

Шорыгина Т. А. «Травы. Какие они?» Книга для воспитателей. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

Шорыгина Т. А. «Насекомые. Какие они?».- М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

Приложение 1. Стихи для чтения и заучивания.

       Бабочка

Вот две бабочки летят.

Рассказать тебе хотят,

Что вчера ещё в траве

Были гусеницы две.

Но из гусениц ленивых

Превратились вдруг в красивых

Пёстрых маленьких принцесс.

На лугу полно чудес

    Божья коровка

А у божьей, у Коровки

Крылья - пёстрые обновки.

На спине у модных крошек

Видим чёрные горошк

          Жук

Жук жужжит весь день подряд.

Утром, вечером и днем,

Все ему уже твердят:

От тебя жужжит весь дом!

А жуку жужжать не лень,

Он так развлекается,

И жужжит он целый день,

И не заикается!

       Комар

Что за маленькие злюки

Искусали наши руки,

Покусали наши лица,

Так, что нам теперь не спится?

И, жужжа, над нами вьются,

В наши руки не даются!

Злые, словно крокодилы,

Львы, гиены и мандрилы!

Летуны ночной поры,

А зовут их комары!

      Кузнечик

Глянь, кузнечик поскакал,

Все росинки расплескал,

Виден в зарослях едва -

Он зелёный, как трава

       Моль

Ты знаком с такой невеждой,

Что питается одеждой?

Не знаком? Тогда позволь

Я тебе представлю Моль.

        Муравей

Долго дом из хворостинок

Собирают для семьи,

Не жалея ног и спинок,

Непоседы - муравьи.

           Муха

То на локоть примостится,

Сгонишь - на плечо садится.

Хоботком своим щекочет,

Улетать совсем не хочет.

          Оса

Мы - маленькие осы.

В тельняшках, как матросы,

Летаем над цветами -

Вы все знакомы с нами.

Всегда на наших ножках

Пушистые сапожки.

Нам жарко в них немножко.

Пришлите босоножки!

       Пчела

Вокруг цветка жужжанье

У пчёлки расписанье:

Весь день нектар качает,

А ночью отдыхает.

       Сверчок

Сверчок за печкою живет

И тихо песенку поет.

Про то что за окном темно,

О том что спать пора давно.

       Светлячок

Он в саду ночном блуждает,

Путь – дорожки освещает,

Светит, словно маячок.

Кто же это? Светлячок!

   Сороконожка

У сороконожки

Заболели ножки.

Видишь на дорожке

Снятые сапожки?

     Стрекоза

Что за чудо - стрекоза!

Только крылья и глаза!

В воздухе трепещет

И на солнце блещет.

        Улитка

А ты знаешь, что улитка

Не способна бегать прытко?

Только ползать, не спеша,

Тихо листьями шурша.

       Шмель

С первым солнцем шмель проснулся,

Встpепенулся, отряхнулся.

Лепестков открытие

Для шмелей событие!

Приложение 2. Пальчиковая гимнастика.

  1. Прилетели к нам вчера.

Прилетела к нам вчера (загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали, (машут ладошками)

От усталости упали. (уронить ладони на с

На ромашке.

На ромашке – две букашки,

(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок.

А на маке-то – пчела,

(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)

Собирает

Божья коровка.

Божья коровушка, (пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)

Полети на облачко.

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим:

В огород – бобы, (раскрывать пальцы, начиная с указательного)

В лес – ягоды, грибы,

В родник – водицу,

В поле – пшеницу.

Мушки.

В избушке из ватрушки

(поочередно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках – на каждые две строчки)

Живут подружки-мушки.

А в пряничном домишке —

Сластёны-муравьишки.

Оса ночует в хатке

Из сладкой мармеладки,

А паучок в холупке

Из треснутой скорлупки.

Насекомые.

На полянке я сижу,

Во все стороны гляжу. (Сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)

Сколько насекомых здесь! (Руки через верх разводят в стороны.)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

(Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)

Это бабочка — краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся, (Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)

А она красуется!

Паучок.

У тропинки под рябиной (сжимают и разжимают пальцы)

Сеть раскинул паучок, (стучат пальцами по столу)

Нить прозрачной паутины (держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок. (наматывают воображаемую нить на кулак)

Насекомые

Жук жужжит, (дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая)

Звенит комар,

Ищет бабочка нектар,

Муравей несет травинку,

А паук сплел паутинку. (пальцы правой руки сжимают в кулак)

Стрекоза вокруг летает,

(делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки)

Насекомых всех хватает.

Разлетайтесь, разбегайтесь,

В лапки ей не попадайтесь! (резко разжимают кулак)

Солнце.

Солнце поднимается. (Поднимаем правую руку, сложив в кулачок)

Пальцы просыпаются (Постепенно разгибаем пальцы)

Вместе по порядку (Энергично разгибаем и сгибаем пальцы)

Делают зарядку.

Пальцы мы водой польём, (Трясём опущенной левой рукой над

Над растопыренной правой)

А потом её встряхнём. (Встряхиваем обеими кистями)

Поскакали (Пальцы прыгают на коленях)

Поплясали (Фонарики)

И конечно же устали! (Медленно опускаем руки на колени)

Солнышко садится

Спать велит ложится.

Пальцы засыпают, (Медленно сжимаем руки в кулачки)

Глазки закрывают.

Цветочек и пчела.

Сжимаем левый кулак. Правой рукой разжимаем пальцы по одному.

Эй, цветочек, мой цветочек,

Открывай свой лепесточек!

Лепесточек наш открыт.

А внутри пчела сидит. (Складываем правую кисть в щепоть и кружим над цветком)

Ж-ж-ж!

Лето.

Сгибаем пальцы по одному на каждый счёт.

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растёт трава.

Три – ромашки, посмотри!

А четыре-это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идёт,

Землянику нам несёт.

Десять – всё в листву одето.

Вот за что люблю я лето!

Приложение №3. Пословицы, поговорки о насекомых.

  • Мал клоп, да вонюч.
  • Кусают и комары до поры.
  • За комаром с топором, за мухой - с обухом.
  • Ловкостью комар льва победил.
  • Комар носа не подточит.
  • Из пушки по комарам стрелять.
  • Люблю, как клопа в углу, где увижу, там и задавлю.
  • Купец, что комар, где сядет, там и пьет.
  • Был бы мед, а мухи найдутся.
  • На то и хвост кобыле, чтобы мух отгонять.
  • Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.

Приложение №4. Загадки.

• Над цветком она летала,

И пыльцу из цветка собирала.

Полосатая она.

И зовут её. (Пчела)

• На берёзовую ветку

Кто сушить

Повесил сетку? (Паук)

• Не то стойло, не то хата.

В ней скотинушка рогата.

Рожки высунуть боится.

Не мычит и не доится.

Не корова, не коза,

Непонятно, где глаза.

Для неё прогулка — пытка!

А зовут её. (Улитка)

• Дом из камня

Завитками.

В этом доме —

Зверь с рогами. (Улитка)

• Тоньше его пряжи не найдёшь в продаже.

(Паук)

• В поле я над белой кашкой

Вдруг заметила ромашку.

Я сорвать её хотела,

А ромашка улетела. (Бабочка)

• Он сети, как рыбак, готовит,

А рыбы никогда не ловит. (Паук)

• Мы — лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

(Муравьи)

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много.

(Пчёл)

• У кого глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка)

• Теремок ползёт.

На себе его везёт

Хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка)

• Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдёте вы.

(Червяк)

• На узкой дорожке —

Голова да рожки.

Кто так медленно ползёт,

На себе свой дом везёт? (Улитка)

• Жу-жу-жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» всё твержу,

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

• На большой цветной ковёр

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки)

• Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

• Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар)

• Прыгает пружинка —

Зелёная спинка —

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик)

• Кто они? Откуда? Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно меленькие точки

Строят дом себе на кочке.

(Муравьи)

• Восемь ног.

Как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)

• Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо. (Оса)

• Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

• В лесу у пня

Суетня, беготня:

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит. (Муравьи)

• В тёмном уголке живёт,

Шёлковую нить плетёт,

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался.

(Паук)

• Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны.

(Пчёлы)

• Целый день он спать не прочь.

Но едва наступит ночь,

Запоёт его смычок.

Музыканта звать… (Сверчок)

    • Долгорукий старичок

В уголке сплёл гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!» (Паук)

• Висит сито,

Не руками свито. (Паутина)

     • Мужички без топоров

Срубили избу без углов.

(Муравьи, муравейник)

• Домовитая хозяйка

  Полетает над лужайкой,

  Похлопочет над цветком —

  Он поделится медком. (Пчела)

• Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

• Ползла букашка

По большой ромашке.

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях.

Угадайте, дети:

Кто расставил сети?

(Паук)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт —

Золотистые глаза.

Кто же это?. 

(Стрекоза)

• Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. 

(Пчела)

• Без прядева прядёт нитку,

Без иглы вяжет сетку;

Целое лето пташек душит,

Мясо ест, а перья сушит. (Паук)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....