НОД по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием интеллект-карт
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кирюхина Виктория Викторовна

Конспект непрерывной  образовательной деятельности   по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием интеллект-карт  «Весна идет, весне дорогу!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_s_ispolzovaniem_metoda_intellekt.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад р.п. Свободный Базарно - Карабулакского района муниципального района Саратовской области»

Конспект

непрерывной  образовательной деятельности                                          

 по развитию речи

для детей подготовительной группы

с использованием интеллект-карт  

«Весна идет, весне дорогу!»

                                                                                             Подготовила: Кирюхина В.В.

                                                     воспитатель первой                                   квалификационной категории

-2023 –

Программное содержание:

Цель: Закрепить представления о сезонных изменениях весной с помощью интеллект-карты.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Речевое развитие».

1. Познавательное развитие: закрепление и расширение представлений детей о характерных признаках весны; уточнить представление детей  об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе весной; формировать навыки детей работать с графическими символами.

2. Речевое развитие: активизировать словарный запас; уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; совершенствовать связную речь, умение четко передавать свои мысли; совершенствовать грамматическую речь детей умение согласовывать прилагательные с существительными.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальная.

Формы реализации: беседа, рассматривание картинок,  игровые упражнения (физминутка).

Форма организации: фронтальная

Оборудование:

Интеллект-карта «Весна», карточки с изображением признаков весны (живая и неживая природа, графические символы погоды.

Предварительная работа:

Беседы о весне; чтение художественных произведений«Художник- Весна» Г. Скребицкий, В. Бианки «Весна», русская народная сказка «Как Весна Зиму поборола», разучивание стихов о весне, рассматривание репродукций картин.

    Ход мероприятия:

Воспитатель обращается к детям:

Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?

Дети: Замечательным, отличным.

Воспитатель: На дворе сосульки плакали,

Под лучами солнца таяли

Голубые слёзки капали

И проталинку оставили.

Какие чувства вызвали у вас это строки?

Дети: Чувство радости, оттого что наступила весна, немного грустно, что зима уходит.

Воспитатель (под спокойную музыку): Повернитесь друг к другу,

Дотроньтесь ладошками

И передайте друг другу свое хорошее настроение.

Воспитатель: О каком времени года говорилось в этом стихотворении?

Дети: В стихотворении говорилось о весне.

Воспитатель: Правильно. Наше занятие посвящено весне, а именно составлению интеллект-карты «Весна». Какие изменения происходят в марте в неживой природе и как они повлияли на живую природу. В природе бывает 3 весны : весна света, весна воды, весна травы.

Назовите весенние месяцы по порядку.

Дети: Первый месяц весны – март, второй месяц – апрель и третий месяц – май.

Воспитатель: Но прежде повторим, что относится к живой и неживой природе?

Игра «Живая и неживая природа»

Работаем в группе, посоветуйтесь, подумайте на какие на 2 группы можно распределить эти картины.

Что относится к неживой природе?

ДетиК неживой природе относятся: небо, земля, облака, звезды, камень.

Воспитатель: Молодцы! Что относится к живой природе?

ДетиК живой природе относятся: человек, животные, растения.

Воспитатель: Скажите, как вы определили, что относится к живой и неживой природе? Ребята, расскажем, друг другу и нашим гостям, что же вы знаете о весеннем месяце марте и помогут нам в этом наши карточки. Рассмотрим сначала неживую природу. Каким становится в марте световой день?

Дети: В марте день становится длиннее, ночь короче и светлее. Небо стало более светлым и голубым. Облака похожи на белую пушистую вату.

Воспитатель: Как греет солнце в марте?

Дети: Солнце в марте светит ярко и начинает согревать своими лучами, солнце в марте ласковое, сильное (ломает лед, веселое (пробуждает природу).

Воспитатель: Молодец, приклей свою карточку под стрелочкой. Что происходит со снегом?

Дети: В Марте начинается таяние снега, появляются первые проталины, журчат ручейки, часто идут дожди, повышается температура, земля начинает оттаивать.

Воспитатель: Пришла весна, наступило потепление, начинает таять снег, земля прогревается, природа просыпается.

Воспитатель: Какие изменения у деревьев в марте?

Дети: Деревья в марте просыпаются, чувствуя тепло, они всасывают из земли воду, и она, растворяя питательные вещества, устремляется к почкам, почки набухают, кора деревьев становится более ярче, меняется цвет стволов и веток, у лиственных (осина, береза, ива, клен, ясень) и хвойных (ель, пихта, сосна, туя, можжевельник) деревьев.

Воспитатель: Какие птицы прилетают из теплых краев?

Дети: В марте прилетают из южных стран жаворонки, скворцы, зяблики, дрозды, громко чирикают, радуясь приходу весны. Грачи прилетели и уже приступили к ремонту гнезд.

Воспитатель: А что животные делают в марте? Кто из зверей будет менять шубы и на какие?

Дети: В марте у многих животных заканчивается спячка (барсук, медведь, ежь). У некоторых животных, к примеру у барсука, появились детеныши. У медведя появляются детеныши в конце февраля начале марта. Пушные звери линяют, сбрасывая теплую шерсть, на более легкую, линька заканчивается в конце весны.

Воспитатель: Что меняется у людей с приходом весны?

Дети: Люди убирают теплую одежду, обувь и достают демисезонную одежду. Очищают территории, ведь из-под растаявшего снега появилось много грязи и мусора.

Воспитатель: Ребята, какие праздники мы отмечает в марте?

Дети: В марте мы отмечаем международный женский день - 8 марта, 21 марта – день равноденствия, 22 марта – день жаворонка.

Воспитатель: Молодцы! У нас использованы все карточки.

Физкультминутка (под музыку) «Придумай слово- (с движениями)»

Воспитатель: Предлагаю вам выйти в центр группы и поиграть(с мячом)

Солнце какое? (желтое, золотое, яркое, ласковое, доброе, теплое, нежное, лучистое)

Небо какое? (дождливое, ясное, синее, голубое, светлое, большое, печальное, серое, грустное)

Облака какие? (легкие, воздушные, белые, прозрачные, пушистые, парящие)

(Дети возвращаются на свои места)

Воспитатель: Все карты помогают людям - географическая помогает путешественникам, карта звездного неба помогает летчикам, морская карта помогает капитанам, карта сокровищ помогает в поисках сокровищ. А наша карта поможет сейчас рассказать о весеннем месяце - марте. Март – первый месяц весны. В марте день становится длиннее, ночь короче и светлее. Небо стало более светлым и голубым. Облака похожи на белую пушистую вату. Солнце в марте светит ярко и начинает согревать своими лучами, солнце в марте ласковое, сильное (ломает лед, веселое (пробуждает природу). В Марте начинается таяние снега, появляются первые проталины, журчат ручейки, часто идут дожди, повышается температура, земля начинает оттаивать. Деревья в марте просыпаются, чувствуя тепло, они всасывают из земли воду, и она, растворяя питательные вещества, устремляется к почкам, почки набухают, кора деревьев становится более ярче, меняется цвет стволов и веток, у лиственных (осина, береза, ива, клен, ясень) и хвойных (ель, пихта, сосна, туя, можжевельник) деревьев. В марте прилетают из южных стран жаворонки, скворцы, зяблики, дрозды, громко чирикают, радуясь приходу весны. Грачи прилетели и уже приступили к ремонту гнезд. В марте у многих животных заканчивается спячка (барсук, медведь, ежи). У некоторых животных, к примеру у барсука, появились детеныши. У медведя появляются детеныши в конце февраля начале марта. Пушные звери линяют, сбрасывая теплую шерсть, линька заканчивается в конце весны. Люди убирают теплую одежду, обувь и достают демисезонную одежду. Очищают территории, ведь из-под растаявшего снега появилось много грязи и мусора. В марте мы отмечаем международный женский день - 8 марта, 21 марта – день равноденствия, 22 марта – день жаворонка.

Ребята, мы составили интеллект-карту «Весна-март»! Вы готовы повторить весь рассказ?

Воспитатель: Вам понравилось работать с интеллект-картой «Весна»?

Дети: Да, очень интересно.

Воспитатель: Чей рассказ о весеннем месяце марте вам понравился больше?

Дети: Максима, Алисы, Ярослава, Даниила и Сабины.

Дети высказывают свои впечатления, анализируя выступления друг друга.

Воспитатель: На этом наше занятие посвященное весне - марту заканчивается, продолжим знакомиться с весной на следующих занятиях и составлять интеллек-карту «Весна».

Весенней хорошей погоды вам всем!

Спасибо за внимание. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы (логопедия) с использованием мнемотехники, ИКТ, ЛОТ."В мире профессий"

Данная совместная с детьми образовательная деятельность  систематизирует у детей полученные представления о разного вида профессиях и их значимости, умения выстраивать полные грамматически правил...

"Моя семья"Открытое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы «Моя семья» с использованием театрально-игровых технологий

Открытое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием театрально-игровых технологий...

Развитие познавательных способностей детей посредством работы с интеллект картой

Интеллект-карта—это наглядный, графический инструмент мышления, который может применяться по отношению ко всему, особенно к памяти, творчеству, учебе и всем формам мышления....

Конспект по речевому развитию средняя группа «Дикие животные» с использованием интеллект - карты.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные» Цель: Систематизировать  представления детей о жизни диких животных, с использо...

Конспект «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством интеллект - карт»

Развитие речевых способностей детей через активизацию мыслительных процессов....

Доклад - презентация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством интеллект - карт»

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление....