Конспект по речевому развитию средняя группа «Дикие животные» с использованием интеллект - карты.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Мамаева Юлия Ивановна

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные»

 

Цель: Систематизировать  представления детей о жизни диких животных, с использованием интеллект - карты.

 

Задачи:

-познакомить детей с интеллект - картой;

-развивать умение самостоятельно получать новую информацию;

- воспитывать доброжелательность,  отзывчивость, бережное отношение к животным, желание прийти на помощь, стремление достичь результата.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей города Ишима»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи

с использованием интеллект - карты

в  средней группе

«Дикие животные»

Подготовила:

Мамаева Ю.И

Воспитатель первой

квалификационной категории

Ишим, 2022

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные»

Цель: Систематизировать  представления детей о жизни диких животных, с использованием интеллект - карты.

Задачи:

-познакомить детей с интеллект - картой;

-развивать умение самостоятельно получать новую информацию;

- воспитывать доброжелательность,  отзывчивость, бережное отношение к животным, желание прийти на помощь, стремление достичь результата.

Виды деятельности:  игровая, речевая, познавательная, двигательная.

Методы и приемы:

Наглядный: показ.

Словесный: беседа, объяснение, вопросы, инструкции.

Практический: создание интеллект – карты.

 

Оборудование: проектор, ноутбук,  презентация с изображением  диких животных.

Материал: ватман, карта, картинки: дикие животные и их детеныши: белка – бельчонок, заяц – зайчонок,  волк – волчонок, медведь – медвежонок,  лиса – лисенок,  еж - ежонок;  жилища животных, питание, способы защиты;  клей, салфетки, маркеры.

Словарь: хищники, травоядные, всеядные, жилище, способы защиты, карта – помощница.

Предварительная работа:

1. Рассматривание предметных картинок с изображениями диких животных.  

3. Чтение и беседы о животных.

4. Загадывание загадок о животных.

5. Игры «Зоопарк», «Путешествие в лес», дидактическая игра «Кто у кого?», «Кто, где живет?»

Ход занятия:

I часть – Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут Юлия Ивановна.

- Я рада, что мне посчастливилось прийти сюда, в ваш уютный детский сад и познакомиться с вами.

    Сегодня утром я шла в детский сад и ко мне на руку упала снежинка. Давайте ее рассмотрим. Снежинка не простая, она волшебная на ней есть послание. (Читаю)

« Здравствуйте, ребята! В нашем лесу был сильный ураган, и все наши жилища перепутались, а детеныши потерялись.  Помогите нам, пожалуйста, вернуть их!»  Лесные жители.

 - Очень хочется помочь лесным жителям. – Что же делать?  Но одной мне не справится. - Вы согласны мне помочь?  Дети выражают поддержку.

 - А как можно помочь лесным жителям?

(Ответы детей)  интересно, необычная идея, мне нравится, что ты придумал (а как ты думаешь)

- А у меня вот такая идея. – Я знаю, как помочь лесным жителям  с помощью интеллект  - карты: карты - помощницы.

- Вы знаете, что это такое? … (ответы) да, ты права.

В: Интеллект – карта - это способ представления информации, с использованием рисунков, картинок  или схем.  - Как вам  моя идея?

- А скажите, кто же живет в лесу?  

(Ответы детей)

II часть – Основная

- В этом нам поможет карта - помощница.  Вот она.  В центре карты мы поместим картинку лес. (прикрепляет)

От  центра карты  в разные стороны отходят ветки  разного цвета. Каждая  ветка  обозначает  что-то из жизни животных. Что мы знаем о жизни животных?

Д.- где они живут. Хорошо. Вот эта ветка синего цвета будет обозначать жилища животных. Чтобы запомнить – кладем  картинку «Жилища» (кладет ребенок).

Д.- чем питаются. (Наводящий вопрос:  Им нужна пища?) Хорошо. Вот эта ветка оранжевого  цвета будет обозначать пищу животных. Чтобы запомнить – кладем  картинку «Пища» (кладет ребенок).

Д.- как они защищают себя  (наводящий вопрос - Что они делают в случае опасности?). Хорошо. Вот эта ветка коричневого цвета будет обозначать способ защиты от опасности животных. Чтобы запомнить – кладем  картинку «Когти» (кладет ребенок).

Мы с вами выделили основные ветки нашей карты -  помощницы. Теперь мы будем заполнять карту  дальше. А  помогут  нам в этом разные задания.

Сейчас мы с вами выполним задание для ветки «Детеныши».

 Игра «Назови детенышей». (словесная игра)

Воспитатель: У каждого животного есть дети. От  большой розовой ветки мы нарисуем несколько тонких веток такого же цвета для детенышей каждого животного. (рисует 6 веток)

- Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Он коричневый, лохматый. Угадайте-ка, ребята, Кто, построив теплый дом, Спит всю зиму в доме том? (медведь) Показываю картинку медвежьей семьи.

- Назовите, чья это семья и членов семьи. (Это медвежья семья. Мама-медведица, папа-медведь, дети-медвежата)

- Возьмите на столе картинку медвежьей семьи и прикрепите к  маленькой веточке.

Ребенок берет картинку семьи и прикрепляет ее  к ветке «Семья».

Далее аналогично.

Молодцы. Вы правильно назвали семьи животных. Сколько семей у нас получилось? (6).

- Кто из вас  сможет назвать  какие семьи есть у животных? (Один ребенок называет еще раз семьи).

- Молодцы. Справились с заданием.

- Какую ветку на карте -  помощнице памяти мы будем заполнять дальше? Как называется эта ветка? (способы защиты)

От большой коричневой ветки мы нарисуем несколько тонких веток такого же цвета. Каждая тонкая ветка будет обозначать способ защиты животного (рисует 6 веток)

Воспитатель: Животных в лесу подстерегает много опасностей. Поэтому у каждого есть способ защиты.  Давайте представим, что случилось бы, если бы у них не было бы способов защиты. Игра  «Что было бы если бы…»

В.Если бы  у зайца не было бы таких длинных лап?

Д. Он не смог бы убежать от лисы и волка

В. Прикрепите способ защиты зайца на нашу карту. (ребенок прикрепляет) (длинные лапы)

В.   Если бы у лисы не было такого большого хвоста?

Д. Ей нечем бы было заметать следы, и охотники ее поймали бы.

В. Прикрепите способ защиты лисы на нашу карту (ребенок прикрепляет) (хвост)

В. Если бы  у волка не было бы таких больших зубов?

Д. Его смогли бы поймать охотники и сделать из его меха шубу.

В.Прикрепите способ защиты волка на нашу карту. (ребенок прикрепляет) (волчья пасть)

В.  Если бы у белки не было такого пушистого хвоста?

Дети. Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль.

В. Прикрепите способ защиты белки на нашу карту(ребенок прикрепляет) (Хвост белки)

В. А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?

Д. Ему трудно было бы спасаться от врагов.

В.Прикрепите способ защиты ежа на нашу карту памяти (ребенок прикрепляет) (Иголки ежа)

Воспитатель. На все мои вопросы вы дали правильные ответы. Молодцы!

Кто из вас еще раз назовет способы защиты животных? (Один ребенок еще раз называет способы защиты животных).

- Это все дикие животные, но выглядят они по – разному. У всех  у них тело покрыто шестью, но цвет ее у всех свой. Скажите, какого цвета шубку носит заяц (медведь, еж, белка).

- Берем картинку, где изображен окрас животных и наклеиваем на дорожку зеленого цвета.

- Что такое окрас? (цвет шерсти животного). Скажите все вместе – окрас. У лисы – рыжий, у медведя – бурый. Повторите.

- Сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть и поиграть в игру. Педагог предлагает детям выйти на лесную поляну и под фонограмму выполнить физкультминутку.

Физминутка:  «Звериная зарядка»


Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, (
Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (
Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (
Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (
Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (
Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (
Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (
Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы

( ноги на ширине плеч, переступать с ноги на ногу, то одну, то обе вместе,  раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало -  (
Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!

Воспитатель: Чтобы самостоятельно находить себе пищу, дикие животные быстро бегают, ловко прыгают, им в этом помогают их лапы; носом хорошо чувствуют запахи, они хорошо слышат своими ушами. Все это -  части тела и они у всех животных тоже разные.

- Берем картинку, где изображены части тела животных и наклеиваем на дорожку синего цвета.

- Чем же питаются дикие животные? (ответы детей)

- Как называются животные, которые едят траву, назовите их? (травоядные – заяц, белка). Чем еще они могут питаться? (листьями, сеном, ветками, грибами, ягодами). А как называются животные, которые питаются другими мелкими животными, назовите их? (хищники – медведь, еж). Ёж тоже животное хищное, он питается насекомыми, гусеницами, червяками. Медведь – хоть и хищник, но очень любит ягоды, корешки, орехи, травы.

- Берем картинку, где изображены части тела животных и наклеиваем на дорожку желтого цвета.

- Посмотрите, ребята, какая красивая и цветная у нас получилась карта. Не просто карта, а карта – помощница. Она может помочь вам рассказать о каком- либо диком животном. Давайте проговорим, что обозначает каждая дорожка: где живет животное, окрас или цвет шубки животного, какие части тела есть у животного, чем питается и как готовится к зиме дикое животное. Подумайте, о каком диком животном вы бы хотели рассказать (образец воспитателя и 2-3 рассказа детей).

III часть - Рефлексия.

- Ребята, а знали ли вы раньше о таких картах? (Ответы детей).

- Кому вы теперь сможете рассказать о животном по этой карте? (друзьям, мамам, папам).

 - Вы все, молодцы, помогли животным найти детенышей и вернуться после урагана в свои жилища.

- А в память о нашей встрече, я хочу  подарить вам эту карту в группу, чтобы вы рассказали другим ребятам о диких животных и возможно вы захотите дополнить ее другими лесными жителями.

-  Была очень рада с вами познакомиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Дикие животные»

Развитие элементарных математических представленийу дошкольниковпри ознакомлении с окружающим...

Конспект занятия с детьми младшей группы №3 по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Дикие животные» (с использованием ИКТ)

Конспект по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Дикие животные" с использованием современных информационных компьютерных технологий. Данный конспект знакомит с обит...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Дикие животные»

Занятие на закрепления знаний о диких животных. Знакомство с особенностями жизни бобров....

Конспект по речевому развитию средняя группа

Конспект по речевому развитию на тему Составление рассказа по картинке "Кошка с котятами"...

Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» с использованием интеллект - карты в средней группе

Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные»  с использованием интеллект - карты в  средней группе...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Составление описательных рассказов по теме: «Дикие животные» с использованием интеллектуальной карты» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Составление описательных рассказов по теме: «Дикие животные» с использованием интеллектуальной  карты»  с детьми ...

Конспект комплексного занятия в средней группе «Дикие животные нашей полосы»

Конспект комплексного занятия  в средней группе «Дикие животные нашей полосы»Задачи:— Формировать обобщающие понятия домашние животные, дикие животные, дифференцировать их.&mda...