Конспект занятия для детей старшей группы "Край, в котором мы живём"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Марченко Лариса Николаевна

С целью ознакомления детей с родным краем - Кузбассом составлен конспект занятия "Край, в котором мы живем", создана слайдовая презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marchenko_l.n._kray_v_kotorom_my_zhi.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Край, в котором мы живем»

(конспект занятия для детей старшей группы)

Марченко Лариса Николаевна,

воспитатель МБДОУ д/с №1 «Рябинка»

Цели: Познакомить детей с историей родного края. 

Задачи:

1.  Вызвать желание больше узнать о своем родном крае.

2. Формировать чувство преданности к своей «малой Родине».

3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать связную речь, память.

4. Воспитывать интерес и любовь к своей « малой Родине», желание трудиться на её благо.

Оборудование: Слайды о районе, фотографии, карта района, для игр (карточки, карандаш, цветы, бинты).

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в круг радости.

Сколько добрых лиц вокруг

Приглашаю я всех в круг.

Давайте за руки возьмем,

Слова любви произнесем.

Дети: Любим, любим всех вокруг,

Как хорошо, что рядом друг!

Чтение отрывка стихотворения В. Ивановой.

Кузбасс – земля особенного рода,

Ее не спутать ни с какой другой.

И днем, и ночью жаркая работа

Кипит и на земле, и под землей.

-  Ребята, в какой области мы с вами живем?

- Верно, мы живем в Кемеровской области.

Слайд -1

-А как называют нашу малую родину?

-Ее называют Кузбасс, еще  по- другому называют земля Кузнецкая, то есть Кузнецкий угольный бассейн.

Слайд-2

- Ребята, а как вы понимаете слова «малая Родина»

-Это наша  Родина, где мы родились и живём.

- А сколько лет Кузбассу исполнится в этом году? 

-Верно, в 2021году, мы отмечаем ровно300 лет.

Каждый регион имеет свой главный город.

- А какой город является главным в Кемеровской области?  

- Верно, областным центром является город Кемерово.

Кузбасс невелик, но его населяет около трех миллионов человек.

Слайд 3

 Природа нашего края разнообразна.В тайге можно встретить юрких белок, бурундуков, соболей, величавых лосей и могучих медведей.

Слайд-4

 Животных, которых осталось мало, они занесены в Красную книгу Кемеровской области.

А сейчас ребята поиграем в очень интересную игру «Крестики - нолики». Я буду читать утверждение, а вы, если согласны то ставите на карточке +, если не согласны ставите 0.

1. Бобр строит плотины (+)

2. Животных не надо охранять (0)

3. Лесной гигант - это лось (+)

4. Нельзя оставлять мусор в лесу(+)

5. Белка живет в норе (0)

6. Нельзя разжигать костёр в лесу (+)

7. Медведь зимой спит в берлоге (+)

8. Нельзя сажать деревья (0)

9. Тигр – хищное животное (+)

Слайд-5

В нашей области есть заповедник «Кузнецкий Алатау» Ребята, как вы думаете, именно здесь можно рубить лес , пасти скот, охотиться, добывать полезные ископаемые?

Слайд-6

А в Горной Шории, на реке Мрассу, располагается национальный парк, где можно попутешествовать на лодке или плоту. В таких местах наша природа неприкосновенна.

Слайд-7

Много лет тому назад природа нашего края была совсем иной. Ребята, как вы думаете растения и животные похожи на наши современные? Здесь жили животные, которые уже давно вымерли: шерстистые носороги, пещерные медведи, бизоны, первобытные мамонты, которые весили шесть тонн.

Слайд-8

Первые жители нашего края были охотниками, рыболовами, собирали съедобные грибы, ягоды и коренья.

Затем человек научился делать различные предметы из металла: оружие, орудия труда и украшения. Металл плавили в специальных печах, затем его заливали в особые формы.

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто больше соберет цветов»

Слайд-9

Памятниками нашего края являются писаницы – наскальные рисунки древних людей. Самая знаменитая- зто Томская писаница , которая находится в 60 километрах от Кемерова.

Слайд-10

С давних времен на территории Кемеровской области живут томские татары, шорцы, телеуты. Эти народы сохранили свою культуру и обычаи. За умение плавить железо и делать оружие русские назвали шорцев «кузнецами». От них и пошло название- Кузнецкая земля.

Слайд-11

В 1618 году на территории нашего края основали первую русскую крепость служилые люди и казаки. В настоящее время здесь и находится город Новокузнецк. Спустя 80 лет было построено 50 русских деревень, на их месте до сих пор стоят поселки с теми же названиями: Мохово, Ильинское, Атаманово и т.д..

Слайд-12

Постепенно шло освоение края. Были обнаружены богатые залежи полезных ископаемых. В Салаире появились первые заводы и рудники, там был построен Гурьевский металлургический завод.

Физкультминутка.

По дорожке мы шли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли – белых камешков нашли,

С собой в сад принесли.

Слайд-13

 В Кальчугине (Ленинск-Кузнецкий) вступила в строй первая шахта «Успех».

Слайд-14

В суровые годы Великой Отечественной войны многие наши земляки проявили героизм в боях. А те, кто остался в тылу, ударным трудом обеспечивали нужды фронта.

Слайд-15

 Кузбасс поставлял не только уголь всей стране, а также металл, химическую продукцию, лес и  продовольствие. Большинство мужчин ушло воевать. К станкам встали старики, женщины и подростки.

Слайд-16

В Кузбассе было организованно 40 военных госпиталей, в которых  размещали раненных бойцов и оказывали им медицинскую помощь.

Невелик Кузбасс по сравнению с территорией всей страны. Но как много смогли совершить наши земляки для Победы!

Игра «Окажи медицинскую помощь соседу»

Слайд-17

История Кузнецкого края началась с Михайло Волкова, который  во время своего путешествия по реке Томи увидел «горелую гору», о чём и сообщил горному начальству. Ныне эта гора находится в черте города Кемерово, на территории музея-заповедника «Красная Горка». Это и было, как принято считать, открытие первого месторождения кузбасских углей.

Слайд-18

Это открытие дало толчок к промышленному освоению кузнецкого угольного бассейна.

Сейчас невозможно представить себе современный угольный разрез или шахту без машин и механизмов, которые облегчают работу людей, а ведь раньше единственным орудием шахтера был специальный заостренный молоток.

Слайд-19

В Кемерово, на Красной горке, установлен монумент в память о погибших шахтерах.

Слайд-20

В центре города возведена часовня.

Богата и разнообразна природа Кемеровской области. Но самым главным богатством края являются люди: шахтеры, металлурги, химики, энергетики, которые своими руками делают всё, чтобы были мир и счастье на нашей земле. Как вы считаете, что можно пожелать Кузбассу в день рождения? (Богатства, процветания). Что вы можете подарить родной области? Бережное отношение, любовь к родному дому, поселку, друг другу. От вашей заботы и любви будет зависеть благополучие и процветание области.

В красивом крае мы живем.

Кузбассом мы его зовем.

Разрезов много здесь и шахт

Углем богат родной Кузбасс.

Я здесь живу, учусь, расту

И край родной душой люблю.

Здесь все прекрасно, все для нас

Я славлю свой родной Кузбасс!


Список использованной литературы

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  2. Дерюшев А.В., Першин В.В, Масаев Ю.А. Открытие и освоение Кузнецкого каменноугольного бассейна//Вестник КузГТУ.-2007.-№3.
  3.  Куприянов А.Н., Манаков Ю.А. «Природа Кузбасса» 2006г.
  4. Лаврина В. «История Кузбасса в рассказах для детей» 2006г.
  5. Рабочие плечи Кузбасса. Страницы героической биографии края, Кемерово, изд. 2007г.
  6. Угольная промышленность Кузбасса редактор К. А. Заболотская, Администрация Кемеровской области, КемГУ.– Кемерово: Кемеров. кн. Изд-во, 2006г.
  7. Электронный ресурс: https://gekoms.org/2012/10/13/note-12/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы занятия: «Треугольник».

Тип занятия: изучение нового материала.Цели:        1.Образовательные:ввести понятие треугольника , его элементов, обозначение;познакомить детей  с “жесткостью” треу...

Конспект занятия по развитию речи "Край, в котором мы живём" для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.Задачи:Коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями корен...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России»

Важно воспитывать у детей  любовь и чувство гордости к Родине; чувство гордости и уважения к своему народу....

Занятие №3 из проекта на тему «Волшебница водица». Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира; развивать наблюдательность, учиться анализировать и делать выводы. Расширять представление детей о разнообразии природ...

Конспект занятия по познавательному развитию "Дом в котором мы живём"

Конспект занятия по познавательному развитию "Дом в котором мы живём"...