Конспект ООД "Удивительный воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Козодаева Татьяна Вячеславовна

Данный материал содержит конспект ООД   по теме "Удивительный воздух" ,  которые могут использоваться для ознакомления детей старшего дошкольного возраста  с окружающим миром и кружковой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vozdukhe.docx58.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «Удивительный воздух»

Задачи:

Познание: развивать познавательный интерес детей к живой и неживой природе, воспитывать желание активно изучать окружающий мир, формировать у детей активность, любознательность, стремление к исследованию и экспериментированию,  обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;  познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;  развивать навыки проведения опытов;  расширять и активизировать словарь детей;  поощрять выдвижение гипотез;  развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Безопасность: формировать у детей умения в соблюдении экологических правил и правил безопасного поведения в природе.

Социализация: воспитывать основы бережного отношения детей к природе.

Материалы к занятию: презентация, различные ёмкости, стаканчики флаконы  от шампуни, шарики, мыльные пузыри, модель кораблика, сосуды с водой.

Предварительная работа: опытно-экспериментальная деятельность по определению свойств воздуха, беседа о значении воздуха в жизни всего живого на земле, показ презентации « Свойства воздуха», игры с воздушными шариками, мыльными пузырями.

Словарная работа: бесцветный, газ, невидимый. Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями, участвовать в диалоге.

Взаимосвязь с другими областями: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха,

- ветер - движение воздуха.

Ход занятия:

«Живая и неживая природа»

1слайд

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг…

(природа)

На слайде картинки с живой и неживой природой.

Воспитатель: Дети, мы с вами знаем, что  бывает живая природа и неживая.  Помогите мне разобраться, у меня здесь перепутались все картинки. Выберите, пожалуйста, что  относится к живой природе и неживой.

Воспитатель: Объясните, почему   животные и растения относятся к живой природе.

Дети: Потому что они растут, питаются, дышат, размножаются.

Воспитатель: правильно, ребята, а что необходимо всему живому для роста и жизни? ( Воздух, вода, солнце.)

 А  к  какой природе  относятся воздух, солнце, вода? (Воздух, вода, солнце – это неживая природа.)

Воспитатель: Ребята, чем мы дышим ? ( Воздухом) Всему живому необходим воздух. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Интересно, а кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе?  А вы, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Значит,  какой воздух? (прозрачный, невидимый).

Органы дыхания человека

Давайте посмотрим как мы дышим. Вдохните воздух. Куда попал? ( В нос)

Слайд 2. Силуэт человека с органами дыхания.

Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, которая называется трахеей, затем через бронхи попадает  в легкие .

C:\Users\Марина\Desktop\telo_dix.png

Положите одну руку на грудь, сделаем вдох, что происходит? (Грудь поднимается, воздух поступает в лёгкие) А теперь выдох? (грудь опускается, воздух выходит из лёгких).  Дети дышат носом - вдох , выдох .

  • Ребята , давайте проведём опыт  с шариками.  Дети надувают и сдувают воздушные шарики .
  • Вот так работают лёгкие . Наши легкие трудятся постоянно,   и мы должны заботится о них : стараться не простужаться и дышать чистым воздухом , очень вредит  лёгким курение.
  • Ребята , а что было бы , если бы воздух исчез
  • Давайте проведём эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. ( Нам нечем дышать .) Без воздуха нет жизни. Всё бы живое погибло.

Ребята, а откуда берётся чистый воздух? (Чистый воздух нам дают растения, зелёные листочки.)

Прогулка по лесу

Слайд3 «Лес».

Дети, что вы видите на картине? (Лес) Почему вы так думаете (В лесу растёт много деревьев, кустарников, цветов)

Как вы думаете почему в лесу  воздух чище, чем в городе?(в лесу много растений, нет машин, заводов).

Правильно, дети.  Все растения от маленькой травинки до высоких деревьев делают воздух чище, они  ловят углекислый газ и дают кислород, который необходим для человека и всех животных. Поэтому лес называют лёгкими земли.

  Посмотрите, какой лес перед вами! Давайте представим себя на полянке в лесу, закройте глаза.

Релаксация.  Аудиозапись «Пение птиц».
Вы оказались в чудесном, теплом лесу. Он не пугает вас, а наоборот кажется приветливым и гостеприимным. Ярко светит солнце, его теплые лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). Вы слышите пение птиц? Вслушайтесь, лес полон звуков (пауза) Представьте, что вы идёте по тропинке. Тропинка узенькая, вы идете медленно, наслаждаетесь красотой. Подойдите к любому дереву, потрогайте его кору, мох на ней, поднимите голову вверх и разглядите его листочки. Теплый ветер нежно играет вашими волосами и успокаивает вас, вы чувствуете себя в этом лесу как дома. Вы хорошо отдохнули. Откройте глаза.  

Вот вы набрались сил и энергии, мы  готовы к новым открытиям.

 Экспериментальная деятельность

Дети, вы сказали, что воздух прозрачный невидимый. Как же его обнаружить?

Давайте докажем, что он есть везде! Мы сейчас будем с вами не только находить его, но и делать опыты, определять его свойства, заниматься исследованиями, как настоящие учёные.

Опыт1. Поймай воздух.

Сейчас мы  поймаем воздух. Поймать раскрытым пакетом воздух. Закрутить  пакет. Почему пакет выпуклый ? Что в нем есть? ( В пакете есть воздух, но мы его не видим.) Почему? (Он невидимый)

Вывод: воздух есть везде, он невидимый, прозрачный.

Опыт2.Воздух в человеке.

Есть ли в человеке воздух? Докажите. Дети дуют в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?  (Выходят пузырьки)

Вывод: в человеке есть воздух,  он постоянно вдыхает и выдыхает воздух.

Опыт3.
 Что внутри баночки? (Ответы детей) Как почувствовать воздух?  Давайте проверим, нажмите, на баночку, из неё выходит воздух.

Вывод: Баночка из-под шампуня заполнена воздухом

Опыт 4. Как можно увидеть воздух? Опустим баночку в воду, мы увидим, как выходят из неё пузырьки воздуха и поднимаются вверх.

Вывод:  воздух легче воды, так как пузырьки с воздухом поднимаются вверх.

Опыт 5. Тёплый воздух

Наденем шарик на бутылочку с холодной  и горячей водой? Что произошло с шариком на бутылочке с холодной водой, а с тёплой водой? (С одним шариком ничего не случилось, а другой шарик  надулся. Тёплому воздуху стало жарко и тесно, он расширился и выходит из бутылки прямо в шарик, поэтому шарик надувается).

Вывод: теплый воздух легче, чем холодный, поэтому поднимается вверх.

Опыт 6. Почему плавают корабли?

Предложить опустить ложку в воду. Что произойдёт? (Она тонет.) Из чего она сделана? (Из металла.) Значит, металлические предметы тонут? А почему же не тонут корабли, они ведь тоже сделаны их металла?

Возьмём пустую металлическую ёмкость, положим на поверхность воды, она будет плавать, почему? (Ответы детей?) Если мы в неё  нальём воды, она утонет.
Вывод: корабли плавают, так как на них действует выталкивающая сила воды и внутри корабль заполнен воздухом ,  воздух легче воды, поэтому корабль не тонет.

Опыт 7.Сухой из воды

Если мы бросим салфетку в таз с водой, что с ней случится?  (Намокнет.)

Давайте прикрепим её ко дну стакана и опустим стакан вверх дном прямо в воду, достаньте, посмотрите, какая салфетка? (Салфетка сухая.) Почему?

Вывод:  в стакане есть воздух, он не пустил туда воду и не дал намочить салфетку, он может сжиматься.

Опыт8. Давление воздуха.

Посмотрите ещё один опыт, я беру стакан с водой, кладу на него картон и переворачиваю, картон не упал. Почему? (Ответы детей).

Вывод: Воздух давит на картон, прижимает к краям стакана и не даёт ей вылиться.

Игры с воздухом

Физкультминутка. Воздушные шарики, мыльные пузыри.

Слайд 4. Где используют работу воздуха?
На слайде дети видят парусные корабли, парашютистов, воздушный шар, фен, пылесос, колёса машин, покрытые шинами,  плавающих на речке детей с надувными крылышками и в спасательных кругах, мяч.

Изобретение и конструирование.

А сейчас мы сами используем воздух и сделаем рукомойник из пластиковой бутылки, им можно пользоваться на даче, в походе.

Внизу бутылки есть отверстие, зажмите его пальцем и налейте в бутылку воды, плотно завинтите крышку, умывальник готов.

Чтобы пошла вода, достаточно чуть приоткрыть крышку. А для того чтобы вода не текла надо закрыть крышку.  Почему так происходит? (Когда откручиваешь крышку, воздух поступает в бутылку и давит на воду, она вытекает из отверстия, а когда закрываешь крышку, воздух не поступает, вода не течёт). Молодцы, ребята, можете взять этот рукомойник и показать дома своим родным.

Воздух можно услышать.

 Артист,  играющий на духовых инструментах,  дует в отверстие инструмента, воздух дрожит,  образуются волны, возникает звук. Звук распространяется по воздуху. Без воздуха мы не услышали бы звука, например на Луне, ничего не слышно, звуки не передаются, так как нет воздуха.

 Слайд 5.А сейчас мы послушаем некоторые инструменты.

Что такое ветер?

Слайд 6. Дети, отгадайте загадку:

Без рук, без ног,

 По свету рыщет,

Поет да свищет (Ветер)

Ветер-это движение воздуха.

А можно сделать искусственный ветер? Помашите ладошками около лица? Что вы ощущаете? (Ответы детей)

        Слайд 7. О пользе ветра

 Один художник надел волшебные очки и увидел портрет ветра, но у него получился один портрет «доброго» ветра, а другой «злого». Какой такой добрый ветер?  (Ответы детей). Лёгкий ветерок приносит людям прохладу в жару, шелестит листиками, помогает семенам растений путешествовать, они разлетаются, садятся на землю и из них вырастает новое растение, ветер надувает паруса, и корабль плывёт по морю.

Слайд8. О вреде ветра

А какой «злой» ветер?  (Ответы детей). Это сильный ветер, из-за которого на море поднимается  шторм, и корабли могут затонуть, он превращается в ураган, который срывает крыши с домов, ломает деревья, поднимает пыль.

От чего загрязняется воздух?

Слайд 9.
       
Как заботиться о своём здоровье?

Слайд10.Как заботиться о своём здоровье?

Загрязнённый воздух очень вреден для здоровья.

Нельзя играть возле дорог, стоянок автомобилей, мусорных свалок, надо больше гулять на свежем воздухе.

Слайд 11. В каком городе вы хотели бы жить, в котором на картинке справа или слева?

(где было бы много растений, цветов и  воздух был чистый, не шёл бы дым из труб, не загрязнял бы воздух)

Воспитатель: Ребята, как много мы узнали сегодня! Вам нравится  делать опыты и быть  учёными? Что же мы  сегодня узнали о воздухе?

Ответы детей:

- что воздух  нас окружает;

- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- что воздух легче воды;

- что воздух есть внутри предметов;

- что воздух есть внутри людей;

- что без воздуха не возможна жизнь;

- что ветер - движение воздуха;

-воздух можно использовать;
-растения делают воздух чистым.

Ребята, я благодарю вас за внимание. На память вы можете взять себе воздушный шар, чтобы дома поймать нашего нового знакомого невидимку.

И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

конспект НОД "воздух-символ свободы" для старшей группы

Целью занятия является закрепление и уточнение знаний о свойствах воздуха....

Конспект НОД "Воздух - невидимка"

Занятие из образовательной области "Познание", предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения занятия дети знакомятся с понятием "воздух", его свойствами и проводят эле...

Конспект занятия "Воздух - невидимка"

Конспект занятия "Воздух - невидимка"Цель: Сформировать представления о взаимозависимости жизнедеятельности живых организмов в природе; о необходимости беречь и не засорять окружающую среду....

Уточнить и обобщить знания детей о воздухе; положительную мотивацию к взаимодействию в процессе эксперимента, конспект НОД "Воздух"

Конспект занятияПроводит: Матвиец И.А.          «Воздух» Цели: Уточнить и обобщить знания детей о воздухе. Задачи: Образова...

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...