Игровая образовательная ситуация с элементами экспериментирования "Путешествие на парфюмерную фабрику"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Денисова Ирина Александровна

Приоритетная область "Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ios_puteshestvie.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

ИОС с использованием методов экспериментирования

Тема: «Путешествие на парфюмерную фабрику».

Пояснительная записка

Возраст воспитанников: дети подготовительной группы.

Приоритетная область: Познание

  • Целевые компоненты: Формировать естественнонаучные представления у детей старшего дошкольного возраста об объектах живой природы – комнатных растениях: листья комнатного растения пеларгонии содержат пахучие железы, в которых находится летучее душистое масло, предающее запах цветам, травянистым растениям, плодам; пахучие желёзки настолько малы, что их невозможно увидеть невооружённым глазом, только с использованием прибора - помощника (микроскопа); продолжать расширять познавательный интерес к исследуемым объектам : дать представление о применении и использовании эфирных масел растений  человеком в древности в старину и в настоящее время (  в косметике, парфюмерии).
  • Развивать сенсорные ощущения, умения обследовать объект (лист) с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, (зеленоватый оттенок, гладкий, приятный, травянистый, душистый цветочный запах, твёрдый, легко измельчить, маслянистый) и т. д.
  • Закрепление полученных представлений в практической деятельности /самостоятельное изготовление в «цеху парфюмерной фабрики» подарочного набора к празднику – духов/
  • Формировать творческие способности, образное мышление и мелкую моторику рук
  • Учить открыто выражать свои чувства и ощущения, используя приём «Вживание в аромат»
  • Закрепление правил безопасного обращения в лаборатории («вливает» не знакомые детям жидкости только взрослый)

 Задачи ИОС:

Образовательные

  • познакомить со смысловым значением слов «парфюмерия», Парфюмерная фабрика», «пар»;
  • закрепить смысловое значение слов «парфюмерная фабрика растений» - пахучие желёзки, в которых находятся летучее душистое масло, предающее запах цветам, травянистым растениям, плодам;
  • познакомить с помощью ИОС с технологией изготовления «духов».

Развивающие

  • совершенствовать обонятельные ощущения детей;
  • активизация словаря: пахучее (летучее) масло, парфюмерия, аромат, парфюмерная фабрика, парфюмер, испаряться, исчезнуть, пахучие желёзки.

Воспитательные

  • способствовать проявлению у детей чувства собственной значимости, гордости за собственный результат.

Предварительная работа:

  • Развивать исследовательские навыки (учить самостоятельно исследовать объект, делать достоверную схематическую зарисовку «открытия», логично отстаивать свою точку зрения).

Развивающая предметно – пространственная среда:

 модель исследования пахучих желёзок, зарисовки на «Волшебном экране» увиденного в микроскоп явления, отдельные полоски бумаги со следующими словами, написанными печатными буквами: ПАРФЮМЕРИЯ, ДУХИ, АРОМАТ, ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ, где корень слова «фюмер» выделен другим цветом, стакан с узкими длинными полосками бумаги, мешочек с запахами (кусочек хлеба, еловая шишка, чеснок), алгоритм опыта (этапы изготовления духов), посуда для опыта (чайная ложка, металлическая тарелочка, шприц, масса листьев герани и розы), изделия мужской и женской парфюмерии: духи, одеколон, туалетная вода, дезодорант, пробирки с надписями « спирт», «растворитель» (в ведении взрослого), два красивых флакона для созданных духов, приз изготовленным духам  - золотые медали и медали юным парфюмерам (с кубком победителя), растения в горшочках: пеларгония (герань душистая).

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Воспитатель: Обращает внимание на мамочек воспитанников, предлагает поздороваться.

- Ребята, посмотрите на наше чудо-дерево: там колокольчик (символ чего-то нового, интересного). (Дети находят мешочек на дереве)

 - Давайте понюхаем, что в нём? (передавая по кругу). (Ответы детей: кусочек хлеба, еловая шишка, душица, чеснок)

- Когда нюхали эти предметы, что вы почувствовали? (Запах)

- Запахи были одинаковыми? (Разные)

- А для чего человеку нужно не только чувствовать, но и различать запахи? (высказывая детей)

- Сядем и послушаем интересный рассказ о жизни древних людей (лента времени)

ДРЕВНОСТЬ: Жизнь древних людей зависела от различения ими запахов. Древние люди жили в лесу и запах предупреждал их о

- вспыхнувшем пожаре;

- свежая пища или нет;

- годится ли вода для питья.

В древние времена люди говорили что надо «нос держать по ветру». Как вы понимаете это выражение?(Ответы детей). Чем больше древний человек различал запахов, тем легче ему было выследить животных для добычи и спокойнее жить в лесу. А когда древние люди устраивали праздник по поводу удачной охоты, им нравилось, особенно женщинам, натирать своё тело каким-нибудь душистым растением или даже корнем. Но приятный запах быстро исчезал и древние люди огорчались. Прошло много-много лет…

СТАРИНА: И люди научились прятать приятные запахи, душистые ароматы. Как вы думаете куда? (Ответы детей: в коробочки, флакончики, баллончики, тюбики).

- Ребята, пройдемте к столу, присаживайтесь /на столе под салфеткой стоят флаконы, спреи, мужская и женская парфюмерия – 6 штук (по 3 предмета) Воспитатель снимает салфетку и капает на полоски бумаги каплю из флакона и дает детям в руки, предлагает понюхать/. (Дети производят действие)

- Мне лично, запах на этой полоске напоминает какой-то нежный душистый цветок. Закройте глаза и представьте, чем пахнет ваша ароматная полосочка? (Дети отвечают: вот этот аромат напоминает запах цветущей сирени… и т.д.)

 Отложите полоски на стол.

- Как одним словом еще можно назвать все эти предметы?

- Вспомните, пожалуйста, как эти предметы называют ваши мамы, папы, старшие сестры? (Ответы детей: косметика)

Воспитатель показывает карточку ПАРФЮМЕРИЯ и читает её вместе с детьми

- Какое красивое и в тоже время таинственное слово! В переводе с французского это слово означает АРОМАТ, ДУХИ, ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ.

- А знаете, дети, почему я слово парфюмерия назвала таинственным, загадочным словом? (ответы детей) Да потому, что вот эти 5 букв «ФЮМЕР» в переводе с французского языка обозначают слова «дым», «дымиться», «испаряться», «исчезать».

Попробуйте еще раз понюхать полоски с запахом. (Дети производят действие) Запах такой же или слабо выражен? Куда же подевался запах? (Ответы детей)

- Правильно, он исчез, т.е. испарился, повторите новые слова : испарился,

улетучился.( Дети повторяют  )

- Кто же догадается, как называется фабрика, на которой изготавливают мужскую и женскую парфюмерию? (Ответы детей)/воспитатель разворачивает лицевой стороной  вывеску ПАРФЮМЕРНАЯ ФАБРИКА.

Начало ИОС

- Хотелось бы вам, дети, побывать на фабрике и узнать, как делают духи? (Ответы детей)

 Скоро праздник 8 Марта, попробуем стать парфюмерами и попытаемся их изготовить в подарок нашим мамочкам? ( Ответы детей)

- Прежде, чем попасть на парфюмерную фабрику, нужно открыть тайну одного растения.

Дети переходят в лабораторию.

- Как называется это растение? ( Ответы детей: герань душистая, пеларгония)

- Сожмите пальцами лист герани, ещё раз посильнее сожмите, понюхайте пальчики. (Дети производят действия)

 - Что вы почувствовали? (Ответы детей)

- Какой это запах? (Ответы детей: приятный, травянистый, душистый)

- Какое время года вам напоминает? ( Дети: лето)

- Почему же, когда просто нюхаешь листочки этого растения, то не чувствуешь приятный запах, но только стоит посильнее сжать пальцами листочки, как сразу запах появляется? (Ответы детей)

- Потому что мы раздавили пахучие желёзки в листочке.

- А что находится в пахучих желёзках? (Ответы детей: пахучее масло)

- Можно увидеть пахучие желёзки глазом? (Ответы детей: нет)

- Через лупу? (Ответы детей: нет)

- Чем мы пользовались в прошлый раз, чтобы их хорошо рассмотреть? ( Дети отвечают: микроскопом)

- Посмотрите на свои зарисовки вспомните, на что похожи пахучие желёзки? (Ответы детей: на пузырьки, на шарики, на точечки блестящие, на светлые пятнышки, на кружочки прозрачные)

        Воспитатель выставляет алгоритм и обобщает:

- Вот вы и совершили еще одно открытие! А теперь мы с вами станем настоящими парфюмерами, пойдем на парфюмерную фабрику и приступим к изготовлению духов.

 ИОС:

Дети переходят на «парфюмерную фабрику».

Воспитатель в роли главного технолога.

- Внимание! Напоминаю о соблюдении чистоты в процессе работы. ( Дети протирают руки влажными салфетками).

У нас в наличии листья герани и лепестки розы. Как вы считаете, одинаковые ли по цвету и запаху духи мы получим? (Предположения детей)

Мальчики-парфюмеры – вы должны изготовить «духи» из герани душистой, вот ваш общий флакон синего цвета. Девочки-парфюмеры – из лепестков розы, вот ваш общий флакон красного цвета ./воспитатель даёт инструкции и выставляет алгоритм изготовления «духов»/

- Что будем делать сначала? ( Ответы детей: измельчать листья в тарелочках)

- Что затем? (Ответы детей: толочь измельченные листья ложкой)

- Теперь? (Ответы детей: набирать 4 части воды и добавлять её в тарелочку с листьями)

                            Дети производят действия по технологической карте

- Перемешаем массу ложечкой. Что вы почувствовали? (Ответы детей: аромат)

- Откуда он появился? (Ответы детей: выделился из пахучих желёзок)

- Что означает этот символ? (наполнить пробирку для дегустации и остатки жидкости вылить в общий флакон)

- Да, соберите шприцом все, что выделилось из зеленой и розовой массы и наполните пробирку для дегустации и флакон: мальчики - в синий, девочки – в красный (Дети работают)

- Ответьте, совпало ли ваше предположение о цвете и запахе духов с конечным результатом? (Ответы детей)

- Наступает самый ответственный момент! В выделенный вами аромат я, главный технолог по изготовлению духов, сейчас добавлю раствор спирта и растворитель! Теперь закрываю флаконы пробками, встряхиваю их – и духи готовы!  Осталось придумать им название (дети придумывают названия духам)

- Созданные вами духи займут достойное место на выставке парфюмерии. А дегустировать эти духи будут наши гости: ребята, передайте дегустационные пробирки дегустаторам. Милые мамы, в этот весенний день, пусть частичка наших ароматов станет для вас скромным подарком!

Заключительная часть ИОС

- Пока идет дегустация, подойдем к стенду «маленький исследователь». Вам было предложено узнать:

-понаблюдать

-спросить у взрослого

-узнать с помощью компьютера

на какие участки тела рекомендуется наносить духи? (Ответы детей)

- Подойдем к макету человека и покажем (указкой), куда наносят духи.

- Внимание! Мы находимся на Российской выставке парфюмерии! Женские и мужские духи_________________________________________________________

___________________________________________________________(название)

получают приз:

«Большую золотую медаль»

Ребята, вы трудились как настоящие парфюмеры и тоже удостаиваетесь почётных медалей (на медали изображен кубок победителя)

Вручение медалей.

Выводы:

Данная ИОС помогает с интересом, непринужденно давать детям не простые для детского понимания естественнонаучные знания о строении растений, их использовании и применении в различных областях жизнедеятельности человека, формировать целостную картину мира, даёт возможность применить полученные знания в новых условиях.

ИОС –«путешествие на фабрику» помогает каждому ребёнку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе: в момент путешествия по «фабрике», производственному «цеху», каждый из воспитанников хочет проявить самостоятельность, быть умным, знающим, первым, быть как взрослый. Именно ИОС позволяет сделать «работу» детей радостной и желанной.

Путешествуя, ребята не просто усваивают знания, которые дает им взрослый, они обязательно привносят в этот процесс собственное творчество, вновь и вновь возвращаются потом к самостоятельным исследованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект игровой образовательной ситуации с элементами триз на тему: " В гостях у сказки"

цель: продолжать учить детей творческому рассказыванию с элементами ТРИЗ....

игровая образовательная ситуация с элементами здоровьесберегающих технологий "Транспорт"

Закрепить представление детей о транспортных средствах.Задачи: - в беседах совершенствовать лексический запас по теме "Транспорт", закреплять обобщающее понятие "Транспорт";- в подвижных играх учить х...

Конспект игровой образовательной ситуации "Моя семья" с элементами социализации, развития речи, нравственного воспитания в старшей группе воспитатель: Шкилёва Елена Петровна, г. Хадыженск 2016

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 5  Конспектигровой  образовательной ситуации«Моя семья»с элементами  социализации, развития общения, разв...

конспект игровой образовательной ситуации с элементами социально- коммуникативного развития "Россия - наша Родина" в старшей группе

Конспектигровой образовательной ситуации с элементами социально-коммуникативного развития «Россия - наша Родина»в старшей группе Воспитатель: Шкилёва Е. П.г. Хадыженск 2015г.Цель: Воспитание...

Игровая образовательная ситуация с элементами ФЭМП «Путешествие в математику»

Игровая образовательная ситуация с элементами ФЭМП с детьми средней  группы «Путешествие в математику»...

Презентация к игровой образовательной ситуации с элементами ФЭМП "Путешествие в математику"

Презентация к игровой образовательной ситуации с элементами ФЭМП...

Сценарий игровой образовательной ситуации с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Тема: «Мыльные забавы»

Цель  Формировать активные поисковые действия, с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность....