Конспект НОД "Чудеса природы России" 4-5 лет
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Занимательные эксперименты вместе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_prirody_rossii.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Чудеса природы России» для детей 4-5 лет.

Составила: воспитатель

Мищенко Е.М.

Санкт-Петербург

2023

Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе

Задачи:

образовательные: расширять представления детей о природе родной страны;

развивающие: развивать познавательную активность, любознательность, связную речь, воображение, игровые умения детей;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и сохранение природы.

Оборудование: карта России, самолетик, ванночка с натянутой тканью, фломастеры, шприц с водой, фонарь, лист белой бумаги (А3), CD-диск, макет вулкана, смесь (сода-2ст. л., лимонная кислота-2ст. л. гуашь красного цвета-1ч. л., жидкое мыло-1ст. л., вода 150мл., уксус,) заготовки цветов лотоса

Организационный момент:

Стих «Доброе утро»

Доброе утро ты скажешь кому-то,

И будет ему очень доброе утро.

И день будет добрый. И добрые встречи.

И добрый, конечно, опустится вечер.

Как важно и нужно, чтобы сразу с утра

Тебе пожелали добра!

Ход:

Дети стоят в кругу на ковре.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня, пришел в гости необычный гость! Его зовут Блинкин и он прилетел к нам с другой планеты.  Давайте поздороваемся с ним.

(дети здороваются)

Воспитатель: Блинкин был только на своей планете и решил отправиться в путешествие по планетам. И первая планета, оказалась нашей. Ребята, вы любите путешествовать?

(Ответы детей)

Воспитатель: тогда давайте, все вместе с Блинкином, отправимся в путешествие. А отправимся мы с вами, в мир природы. В дальние уголки нашей Родины. Природа дарит нам много тайн и чудес. Во время путешествия нам предстоит все это увидеть и разгадать. Для этого вам надо будет выполнить задания. Давайте рассмотрим маршрут, по которому нам предстоит путешествовать. (дети с воспитателем рассматривают маршрут на карте России- Антарктида, Камчатка, Краснодарский край «на стене группового помещения»). Как вы думаете, каким транспортом мы отправимся в наше путешествие?

(Ответы детей)

Воспитатель: правильно, самолетом. Ну что, вы готовы?

(Ответы детей)

П/и: «Самолеты»

Воспитатель: Самолет готов, занимайте свои места в самолете.

Ой, ребята, я только что, в иллюминатор, увидела одно из чудес природы! Вы тоже сможете его увидеть, если отгадаете загадку.

Загадка:

На синем небе

От края до края

Повисла яркая дорожка цветная (Радуга)

Что это ребята?

Картинка (Радуга)

Воспитатель: правильно, это- радуга. Удивительное явление в природе. Все мы знаем цвета радуги. Назовите их?

(ответы детей).

А какое стихотворение, помогает нам запомнить цвета радуги? (Каждый охотник, желает знать, где сидит фазан). После дождя в воздухе остается много капелек воды. И когда выглядывает солнышко, то его лучи проходят через эти капли и так получается, что лучи преломляются. И мы с вами видим радугу.

Воспитатель: Давайте с вами попробуем отгадать тайну появления радуги. Только наша радуга, появится не из капелек дождя, а из воды.

Нам понадобится: CD-диск, фонарик, белый лист бумаги или картона. Положите диск зеркальной поверхностью вверх, посветите на него фонариком под углом. При необходимости меняйте положение диска и фонарика, на светлой поверхности листа появится радуга)

(ответы детей)

Правильно, на листе бумаги мы увидели радугу. Пока мы с вами рассматривали радугу, наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.

Гимнастика для глаз

Мы устали все чуть — чуть.

Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши

Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем,

И они пусть отдыхают.

Открываем дружно глазки,

Сделаем для глаз зарядку.

Ночь. Темно на улице.

Надо нам зажмуриться.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Глазками мы не моргаем,

Раз, два, три, четыре, пять,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

А теперь всем вместе нужно

Поморгать глазами дружно.

Вправо — влево посмотрите,

Вниз и вверх все поглядите.

Отдохнули? Хорошо.

Продолжаем весело.

Воспитатель: Наши глазки отдохнули, и мы готовы продолжить наше путешествие. Ребята, мы прилетели на север нашей страны, где живут, много народов. Это – чукчи, эскимосы и много других народов. Какое чудо природы мы можем наблюдать на севере нашей страны? Это мы с вами узнаем, если отгадаем следующую загадку.

Загадка:

Не встретишь радугу зимой,

Но на севере ночной порой

В небе можно разглядеть

Краски разные.

Как называются эти явленья прекрасные? (Полярное сияние или северное сияние)

Картинка (Полярное сияние)

Воспитатель:

Правильно ребята! Северное сияние, или полярное сияние, как его еще называют. Это природное явление необычайно красивое. И увидеть его мы можем, как вы уже поняли, на севере нашей страны. Сезоном сияний, считается период, с осени до весны. Ученые говорят, что северное сияние может петь, хотя человеческое ухо, не может услышать эти звуки. Для этого нужны специальные приборы. Чтобы увидеть всю красоту северного сияния, наблюдать за ним нужно ночью. Самые красивые сияния можно наблюдать в Мурманске, Хибинах, Архангельске, Воркуте и на Таймыре, в с. Хатанга- это самый северный населенный пункт России. Сейчас, мы с вами попробуем сделать своё северное сияние.

Для этого нам нужен таз с натянутой тканью, разноцветные фломастеры и шприц с водой. Приступим. На таз закрепляем ткань резинками. Рисуем узоры разноцветными фломастерами. В центр рисунка капаем водой из шприца и наблюдаем. Все цвета расплываются и на наших глазах происходят прекрасные превращения.

Воспитатель:

Нам пора покидать северные просторы нашей страны. Дальше нам предстоит посетить Камчатку. Полетели?

(ответы детей).

 Вот мы и прилетели с вами на Камчатку. Какое чудо природы мы увидим тут, узнаем, когда отгадаем загадку.

Загадка:

Есть опасная гора,

Может вдруг ожить она.

Дымом, пламенем дышать,

Магму может извергать.

Люди в мире разных стран

Знают, что она -. (Вулкан)

Картинка (Вулкан)

Воспитатель:

Правильно ребята — это вулкан. (воспитатель показывает макет вулкана).

Сейчас, мы с вами проведем опыт, при помощи которого мы сможем увидеть извержение вулкана. Но самое главное — это соблюдать технику безопасности:

Нельзя вставать с мест, нельзя тянуть ручки, нельзя кричать.

(Оборудование: макет вулкана, смесь для извержения.) Я надеваю защитные перчатки, халат.

Сейчас мы с вами перемешаем секретные ингредиенты, выльем их в жерло вулкана и посмотрим, что произойдет.

Воспитатель:

Понравился вам опыт? (ответы детей)

Наверное, мы с вами засиделись в самолете. Давайте разомнемся немного.

Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали  (повторить 2 раза)

И на месте побежали

Воспитатель:

Заводим самолет, занимаем свои места и продолжаем наше путешествие.

Сейчас, мы с вами отправляемся в Краснодарский край. А какое чудо природы мы увидим там, мы узнаем, отгадав следующую загадку.

Загадка:

Из воды торчит бутон,

На ветру качается.

Когда солнышко пригреет, сразу распускается. (Лотос)

Это тоже трудная загадка, и я вам помогу отгадать что же это? Кто узнал картинку?

Картинка (Лотос)

Воспитатель:

Правильно ребята, это лотос. Лотос — это чудо Краснодарского края. Его еще называют Каспийской розой. Лотос радует своим цветением два месяца -июль, август. После того, как лотос отцветет, остаются кубышки - цветоложе, в которых созревают орехи лотоса. Осенью под воздействием ветра, кубышки ломаются и из них высыпаются орешки. Эти орешки – прекрасный корм для птиц, особенно для гусей. Это экзотическое растение, можно увидеть в Астраханской области, Краснодарском крае и на Дальнем Востоке. Лотос занесен в красную книгу, рвать его нельзя, да и не имеет смысла, так как у сорванного цветка быстро опадают лепестки. А сейчас мы с вами проведем эксперимент. У вас на столах лежит цветок лотоса. Надо сложить каждый лепесток лотоса в серединку, чтобы получился лотос в бутоне. (демонстрация складывания лотоса). Пройдите пожалуйста к столам, на любое место, возьмите цветок лотоса и сложите лепестки так как я вам показала.

 (дети складывают лепестки). Что у вас получилось? (ответы детей). Правильно, наш лотос еще не распустился. А теперь, опустите ваш цветок на воду. (цветок распускается). «приготовленные тазы на столах группового помещения»

Воспитатель:

Что произошло с вашим лотосом? (ответы детей). Да ребята, цветок распустился у нас на глазах! А знаете, почему это произошло? Бумага намокла и стала тяжелее, и лепестки раскрываются. Понравился вам эксперимент? (ответы детей).

Воспитатель:

Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой. Заводим мотор. Все заняли свои места в самолете? (ответы детей). Полетели!

Рефлексия:

 Вам понравилось путешествовать? С Кем мы с вами путешествовали?  Расскажите, где мы с вами побывали? (ответы детей). А какие чудеса природы, мы с вами увидели? (ответы детей). Мы с вами увидели, насколько прекрасен и разнообразен мир природы нашей великой Родины!

Воспитатель:

Молодцы ребята! В заключении, я хочу сказать-

Не разрушайте природы дом

Девчонки и мальчишки!

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжках.

Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

Конспект НОД "Природы жалобная книга" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Природы жалобная книга"для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Природа и человек. Лето" для старшей группы

Тематическое занятие, проводимое для детей старшего возраста в летний период....

Конспект занятия " Природая стихия - огонь"

Конспект занятия " Природнаян стихия - огонь"...

Конспект занятия "Природа родного края"

Конспект разработан для подготовительной группы....