Семинар-практикум с элементами тренинга «Создание экологической развивающей среды в ДОО»
план-конспект занятия по окружающему миру

Шамина Валерия Владимировна

Цель: создать благоприятную атмосферу для проведения семинара- практикума с элементами тренинга «Создание экологической развивающей среды в ДОО», передать присутствующим педагогам навыки в отработке и распространении передовых методик проведения экологической игры с элементами инновационных упражнений, определить уровень знаний педагогов об экологическом воспитании в ДОО и ознакомить всех участников тренинга с современными подходами к экологическому образованию дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с элементами тренинга «Создание
экологической развивающей среды в ДОО»

Цель: создать благоприятную атмосферу для проведения семинара- практикума с элементами тренинга «Создание экологической развивающей среды в ДОО», передать присутствующим педагогам навыки в отработке и распространении передовых методик проведения экологической игры с элементами инновационных упражнений, определить уровень знаний педагогов об экологическом воспитании в ДОО и ознакомить всех участников тренинга с современными подходами к экологическому образованию дошкольников.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры, ватманы с фонами, стикеры «яблочка», «цветочки», цветная бумага, ножницы, клей, старые журналы, магнитная доска, магниты, проекционный экран, проектор, мультимедийная презентация.

Ход семинара-тренинга:

  • Добрый день всем присутствующим. Сегодня наша встреча посвящена такой актуальной теме, как экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Педагоги нашего заведения примут участие в мероприятии, а присутствующие гости будут наблюдателями. Чтобы снять напряжение и настроиться на дружелюбные отношения между участниками, предлагаю начать со знакомства. Предлагаю вам представить, что вы незнакомы между собой люди и познакомиться, назвав свое имя, восхищение и выбрать цветок, с которым вы ассоциируете себя. (Предлагает выбирать цветок по кругу, от первого (тренера) до последнего участника).
  1. Знакомство Упражнение «Ледком»

Цель: познакомить участников и создать условия для эффективного, плодотворного труда, дружелюбную атмосферу.

Участникам предлагают:

  • назвать свое имя;
  • назвать свое увлечение;
  • с каким цветком себя ассоциируете? (выбрать цветок из корзины, а затем поставить в вазы на свои столы)
  • Меня зовут Юлия. Я люблю выращивать цветы и создавать дизайн интерьеров. Сегодня я приветливая и нежная, как ромашка, потому что с радостью пришла на наше собрание.
  • Как видим, в нашем зале собрались разнообразные цвета, формы и запаха цветы. При правильном подходе, из них можно создать прекрасный букет. Вот и вы, выбрав себе определенный вид и цвет цветок, поделились на 4 подгруппы: «фиалки», «подснежники», «лилии», «герберы», в составе которых вы сегодня и будете работать. Но вы наверняка знаете, что существует язык цветов. И сейчас объясним вам, ваше настроение по выбранному цветку языком цветов и языком цветов.

Язык цветов:

  • подснежных - чистота, верность;
  • ромашка - любовь, мир, нежность;
  • фиалка - застенчивость, скромность, доверчивость, верность в любви;
  • лилия - чистота, невинность, справедливость;
  • гербера - желание привлечь к себе внимание, демонстративность, уверенность.

Язык цветов:

  • красный - энергия, активность; символизирует жизнь, свободу, торжественность;
  • белый - нейтральный; символизирует невинность, чистоту;
  • желтый - теплый, веселый; символизирует свет, жизнь, радость, уважение к старости;
  • зеленый - спокойный; символизирует мир, покой, надежду;
  • синий - спокойный, сентиментальный, серьезный; символизирует доверие, бесконечность, печаль;
  • оранжевый, оранжевый - зрелость, стремление к цели;
  • розовый - нежность, мечтательность, покой;
  • фиолетовый - мудрость, уравновешенность.
  1. Упражнение «Принятие правил работы в группах»

Цель: показать необходимость выработки и соблюдения определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе. Принять правила для продуктивной работы в группах.

  • Уважаемые коллеги! Для достижения гармонии в наших цветочных композициях нам необходимо разработать правила взаимопомощи и сотрудничества, которыми будут руководствоваться участники нашего семинара-тренинга, работая в группах. Практика проведения тренинга показывает, что наиболее полезными в группе есть следующие правила:
  • Общение на основе доверия,
  • Общение по принципу «здесь» и «теперь» (говорить о том, что беспокоит именно сейчас),
  • «Я «высказывания» (я думаю, я считаю),
  • Искренность общения (нет желания выразиться откровенно, лучше промолчи),
  • Активное участие в происходящем (активно слушаем, смотрим, говорим. Не замыкаемся, мы все время в группе, внимательны к окружающим.),
  • Толерантность друг к другу (уважение, тактичность, терпение, сочувствие, общительность, равенство, любезность, интеллигентность).
  • Работать «от» и «до».
  • Согласны ли с такими правилами? Предлагаю принять их в целом
  1. Упражнение «Корзина ожиданий»

Цель:        сформулировать задачи семинара-тренинга, настроить

участников на работу во время тренинга. Определить, с какой целью участники пришли на мероприятие, уровень интереса к проблеме мероприятия, их заинтересованность в работе, готовность принять ответственность за потраченное время.

  • Уважаемые участники семинара-тренинга, ознакомившись с темой нашего заседания, укажите, пожалуйста, на стикерах - яблоках, которые вы ожидаете от нашего мероприятия, на которое надеетесь результат. Озвучьте их, пожалуйста, в «Корзине ожиданий».
  1. Упражнение «Мозаика»

Цель: ознакомить всех участников тренинга с современными подходами к экологическому образованию дошкольников.

  • Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню конька, журчание весеннего ручья и звон серебряных ручейков в бездомном летнем небе... В.А. Сухомлинский
  1. Работа в микрогруппах «Составить и озвучить перечень форм работы»
  • Участникам предлагается составить перечень форм работы с детьми дошкольного возраста, которые помогают привить им любовь к природе (с одним-двумя, подгруппой, группой, родителями). Прописать его и озвучить.
  • Эффективные формы работы с детьми: экологические минутки, наблюдение за природой во время прогулок в лес, парк, сквер, реки, озера, пруда, источники; привлечение детей к посильному труду в природе и природоохранной деятельности, к участию в народных играх, отгадыванию загадок, к проверке народного прогностика; исследовательская деятельность; изготовление изделий из природных материалов, композиций из растений; чтение и обсуждение сказок, художественных произведений о природе; посещение художественных музеев, выставок, книжных магазинов, ботанических садов, зоопарков.
  1. Информационное сообщение «Создание экологической развивающей среды в ДОО»
  • Коллеги, скажите, как вы понимаете суть понятия «среда» и «развивающая среда»?
  1. Метод «Блиц-опрос»

Цель:        определить уровень знаний педагогов об экологическом

воспитании в ДОО.

  • Тестовые задания «Экологическое образование»

Указания: у всех задач есть пять вариантов ответов. Отметьте условной пометкой ячейку, соответствующую правильному ответу.

  1. Техника «Коллаж» Упражнение «Экологический плакат»
  • Говорят, что настоящая женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпка и конфликт. Мы с вами - настоящие женщины. И я убеждена, что кроме этих трех вещей можем еще кое-что создать. Сейчас вашему вниманию предлагается техника «Коллаж», которая будет производиться в группах. (Коллаж - это один из вариантов арттерапевтических методов, заключающийся в наклеивании на основу отличных от нее материалов, отличных по цвету и форме. Все наклеивается на белую бумагу.)

С помощью вырезок из журналов, газет, листовок вам нужно создать образ по теме: «Экологическая сказка» (1), «Экологическая акция» (2), «Экология и дети» (3), «Эколого-развивающая среда» (4). Коллаж может быть дополнен собственными надписями, рисунками: «Экологическая сказка», «Экологическая акция», «Экология и дети», «Эколого-развивающая среда

(По окончании работы представители команд рассказывают свою сказку участникам тренинга, после чего происходит оживленное обсуждение поднятой проблемы.)

  • Я считаю, что ваши экологические плакаты заслуживают внимания. Хочу только добавить, что вы, уважаемые, первые проводники детей в природу. И перед вами стоит задача преподнести детям уроки доброты, честности, мужества и рассказать детям, какие же бывают краски природы. Предлагаю вам просмотреть видео презентацию «Краски весны» и вспомнить, какие краски весна.
  1. Упражнение «Картина надежд»
  • Предлагаю написать на стикерах оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего семинара - тренинга, и разместить стикеры-цветочки на нашей поляне.
  1. Прощание Упражнение «Аплодисменты»
  • Мы с вами хорошо поработали. В завершение нашей работы я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой радость. А чтобы они не убежали от нас, их надо прочно соединить в аплодисменты.

Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте! И благодарно вам будет человечество...»

Подведение итогов семинара-тренинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Создание экологически развивающей среды в ДОУ"

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная орга­низация и экологизация развивающей предметной среды.Главными задачами являются:со...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

презентация проекта в старшей группе на тему "Создание экологической развивающей среды в группе детского сада"

Здравствуйте, я работаю в новом детском саду ( принимаем детей всего 11 месяцев), в презентации использован материал личного опыта  в организации развивающей экологической среды в старшей г...

«Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду»

Формирование элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жиз...

Консультация для воспитателей «Создание экологически развивающей среды в детском саду»

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.Организация уголка природы в группе:Уголок пр...

Консультация для воспитателей Создание экологически развивающей среды в детском саду

      Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.Организация уголк...