Опытно – экспериментальная деятельность с предметами неживой природы в старшей группе на тему: «Друзья воздушного шарика».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Юлия Викторовна Рыбалко

Данное занятие формирует  познавательную самостоятельность детей старшего дошкольного возраста,   реалистическое представление о предметах природы и ее явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно – экспериментальная деятельность с предметами неживой природы  в старшей группе на тему:
«Друзья воздушного шарика»

Цель: формирование познавательной  самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;  реалистического представления о предметах природы и ее явлениях.

Задачи:

Развивающие:

- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

- развивать познавательный интерес, наблюдательность;

- расширять кругозор о неживой природе;

Воспитательные:

- формировать умение действовать в соответствии с правилами коллективной деятельности;

- воспитывать основы коллективного сотрудничества;

- воспитывать самостоятельность, уверенность;

- воспитывать аккуратность и точность в работе;

- формировать сострадание, желание помочь окружающим.

 Образовательные:

- познакомить с механизмом возникновения мыльных пузырей;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира;

- активизировать познавательную деятельность детей;

-  расширять и закреплять представления детей о воздухе и его свойствах ;

-  активизировать познавательную деятельность детей;

-  расширять словарный запас.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое, физическое, художественно – эстетическое.

Оборудование и материалы:  пластмассовые тазики,  дистиллированная вода, жидкость для мытья посуды, сахар, желатин, рамки для мыльных пузырей,  пластмассовые ложечки для перемешивания раствора, воздушные  шары (грустный и веселый), мнемотаблицы.

Методические приемы: поисково-исследовательская деятельность, проблемные ситуации, познавательные мотивы, мнемотехника. 

Ход занятия.

    Воспитатель. Здравствуйте,  ребята! Сегодня я пришла к вам не одна. Что у меня в руках? (ответы детей). Дети, как вы думаете какое настроение у шарика? (ответы детей). А почему вы так думаете? (ответы детей) Правильно, у нашего шарика грустная улыбка. А вы не знаете почему? (ответы детей).  Ребята, шарик сказал мне по секрету, что ему очень грустно, потому, что у него нет друзей. Он очень любит летать, но одному ему это делать скучно. Чем мы ему можем помочь? (ответы детей). Посмотрите, ребята, а ведь шарик принес нам что-то (отвязывает записку и читает ее).   Воздушный шарик просит отгадать загадки,  и тогда  вы узнаете, кто его друзья.

 Мимолётен, непослушен,
А вот с пеной очень дружен.
Как появится на свет -
Ничего воздушней нет. (Мыльный пузырь)

Кто я? Мыльнице родня,

Разноцветный, яркий.

Любят выпускать меня

Ребятишки в парке. (Мыльный пузырь)

Воспитатель. Воздушные шарики -  друзья мыльных пузырей. И воздушные  шары,  и мыльные пузыри  очень любят летать и играть с ребятами.  Дети, а вы  знаете, как сделать мыльные пузыри? (ответы детей). Я думаю, что шарик знает секрет приготовления мыльных пузырей, поэтому принес нам особенный рецепт их приготовления. Ну что,  вы согласны помочь шарику обрести новых друзей? (ответы детей). А узнать уникальный рецепт приготовления мыльных пузырей? (ответы детей). Тогда прошу вас пройти к столам, в нашу лабораторию, и приступить к работе. Предлагаю делать это парами.

Давайте вспомним, какие существуют правила безопасности при проведении экспериментов. (Рассматривание мнемотаблиц).  Молодцы! Теперь, когда вы знаете правила безопасной для здоровья работы, приступим к изготовлению наши веселых друзей. Я буду работать вместе с вами.

 Наливаем в тазики теплой воды. (Дети наливают воду из бутылочек в тазики).

Секрет: не используйте воду из-под крана, она содержит большое количество солей и из-за этого пузыри получаются очень хрупкими.

Затем растворяем  и перемешиваем в теплой воде жидкость для мытья посуды (дети добавляют жидкость для мытья посуды и перемешивают ее).  

 Секрет: Добавьте в мыльный раствор смесь сахара с желатином, этим вы продлите жизнь мыльному пузырю. Жизнь пузыря зависит от его влажности и для того, чтобы мыльная пленка как можно дольше не высыхала, в раствор добавляют сахар с желатином. Эта смесь смягчает воду и замедляет процесс разрушения пузыря. (Дети добавляют смесь и перемешивают раствор). Ну, теперь наши мыльные пузыри готовы. Но почему  они не летят? Чего нам еще не хватает? (ответы детей).

Воспитатель. - Ребята, а может шарик нам подскажет? Почему он может летать? Давайте посмотрим, какой он. (Трогают руками шарик, выясняют, что он легкий, мягкий, воздушный). Как вы думаете, что у него внутри? (воздух). А как мы наполнили его воздухом? (надули).

       Летающие способности пузырей полностью зависят от температуры воздуха: выдуваемый воздух из наших легких теплее, а значит по законам физики, и легче, чем окружающий. Но пузыри быстро остывают и оттого опускаются вниз. Значит, нам необходимо наполнить воздухом наши мыльные пузыри. Как мы это сделаем? (подуем на  рамки с образовавшейся пленкой).

      -  Молодцы, а как вы думаете, почему пузыри переливаются всеми цветами радуги? (ответы детей). Мыльный пузырь представляет собой две тончайшие мыльные пленки, между которыми находится вода. Световые лучи, проходя через такое «сооружение», преломляются и отражаются. Поэтому нам, кажется, что пузыри разноцветные.

Воспитатель. Предлагает детям поиграть  в игру «Поймай пузырь».

Выдуваем пузыри,

Вот такие - посмотри!

Все они воздушные

И очень не послушные.

Как бы нам их поймать,

На ладошке подержать!

(дети одной группы выдувают пузыри, а другие стараются их поймать, и наоборот).

Воспитатель.  Дети, посмотрите, наш воздушный  шарик улыбается. Почему он был грустный, а теперь улыбается? Мы помогли воздушному шарику найти друзей?  Спасибо вам большое, шарику очень понравились мыльные пузыри – новые друзья. А еще  мы узнали секреты  их приготовления и у нас получились отличные воздушные друзья. (Хвалит и отмечает работу  каждого ребенка). Ребята, а что вам понравилось больше всего? Какое задание было самым легким (трудным)? Что вы узнали нового? А теперь  волшебный шарик улетает с новыми друзьями, но он обязательно еще вернется к вам и поможет сделать новые открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе

Проект на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе"...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...

Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»

Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...

«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, г...

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операц...

Познавательно-исследовательский проект: Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».

Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во вт...