Технологическая карта занятия по организации исследовательской деятельности с детьми Тема: «Воздух –это невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру

 Дубровская Алена Витальевна

Технологическая карта организации исследовательской деятельности с детьми.

Тема: «Воздух –невидимка»

Дата проведения: 10.04.2023 г

Группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-7лет)

Форма ОД: исследовательская

Средства:

Наглядные: карточки «Алгоритм исследования свойств воздуха», иллюстрации по теме занятия «Воздух –невидимка»

Мультимедийные: презентация «Свойства воздуха»

Оборудование: воздушные шары, полиэтиленовые мешки, апельсин, тарелка, пустые стаканы, трубочки, вода.

Используемые технологии.

1.     Технология исследовательской деятельности.

2.     Здоровьесберегающая технология.

Методы обучения: исследовательский, проблемный, объяснительно-иллюстративный.

Методические приемы:  беседа,  исследование, демонстрация  презентации, фотографий.

 

Цель: создание условий для ознакомления детей со свойствами воздуха.

Задачи:

Образовательные

1.     Уточнить представление детей о свойствах воздуха.

2.     Дать представление о свойствах воздуха.

Воспитательные:

1.     Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату.

2.     Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

3.     Воспитывать правила культурного поведения при общении со взрослыми и сверстниками.

Развивающие:

1.     Продолжить формировать у детей умения и навыки исследовательской деятельности.

2.     Продолжить развивать у детей умение самостоятельно добывать  знания,  слушать, анализировать новую информацию, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_1.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации исследовательской деятельности с детьми.

Тема: «Воздух –невидимка»

Дата проведения: 10.04.2023 г

Группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-7лет)

Форма ОД: исследовательская

Средства:

Наглядные: карточки «Алгоритм исследования свойств воздуха», иллюстрации по теме занятия «Воздух –невидимка»

Мультимедийные: презентация «Свойства воздуха»

Оборудование: воздушные шары, полиэтиленовые мешки, апельсин, тарелка, пустые стаканы, трубочки, вода.

Используемые технологии.

  1. Технология исследовательской деятельности.
  2. Здоровьесберегающая технология.

Методы обучения: исследовательский, проблемный, объяснительно-иллюстративный.

Методические приемы:  беседа,  исследование, демонстрация  презентации, фотографий.

Цель: создание условий для ознакомления детей со свойствами воздуха.

Задачи:

Образовательные

  1. Уточнить представление детей о свойствах воздуха.
  2. Дать представление о свойствах воздуха.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату.
  2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
  3. Воспитывать правила культурного поведения при общении со взрослыми и сверстниками.

Развивающие:

  1. Продолжить формировать у детей умения и навыки исследовательской деятельности.
  2. Продолжить развивать у детей умение самостоятельно добывать  знания,  слушать, анализировать новую информацию, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Организационный момент

 Воспитатель: : Здравствуйте ребята, Милые друзья

Видеть вас сегодня, очень рада я.

Я здороваюсь везде: дома и на улице

Даже «Здравствуй» говорю, незнакомой курице.

Здравствуй утро! Здравствуй день!

Нам здороваться не лень.

Ребята, а как вы думаете, для чего мы с вами говорим друг другу «здравствуй»?

Воспитатель: Ребята, давайте пожелаем всем здоровья!

Скажем: «Здравствуйте!»

Дети: хором – «Здравствуйте!»

Алгоритм исследовательских действий

Этапы деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

1.Актуализация проблемы

Мотивация к предстоящему исследованию.

Загадка.

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Птицы реют в небесах - по нему,

Самолёт летит в горах - по нему,

В организм наш кислород поступает "по нему",

Без него нам жизни нет - никому…

Им дышат звери, птицы, люди,

Без него мы огня не добудем,

Без него нет жизни нигде -  

Даже тем, кто живёт в воде...(Воздух)

1. О чем идет речь в загадке?

2. Почему о воздухе говорят, что воздух не имеет цвета, запаха, вкуса?

3. Почему говорят, что без воздуха нет жизни?

Дети настраиваются на работу, садятся в кружок перед столом, слушают загадку, отгадывают, отвечают  на вопросы  и пытаются предположить, чем они будут заниматься.

Готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания

2.Выбор темы исследования-формулирование проблемы через тему исследования

Предлагает рассмотреть небольшие иллюстрации с темой  исследования  («Надутый шар», «Рыба в воде»,  «Ветер»)

Что общего в этих иллюстрациях?

Дети высказывают свои предположения .

Внутренняя мотивация на деятельность

3.Определение цели исследования

Чтобы вы еще хотели узнать о воздухе?

Предлагает детям определиться с целью исследования.

Дети вместе с педагогом формулируют цель исследования

Узнать, больше о воздухе.

Определение цели предстоящего исследования

4.Определения задач исследования

Предлагает детям ознакомится с предметами, лежащими на столе.

Дети участвуют в беседе, высказывают предложения о том, что они уже знают о воздухе, чтобы они хотели узнать.

1.Как пакетом поймать воздух?

2. Почему мы чувствуем запах апельсина?

3. Как дышит рыба?

Формирование умения определяться с задачами исследования

5.Выдвижение гипотезы

Педагог ставит проблемный вопрос перед детьми.

  1. Для чего нам нужно знать о свойствах воздуха?

Участвуют в беседе, высказывают свои предположения в решении проблемного вопроса.

Выдвигают гипотезу

«Если воздух находится вокруг нас, значит, он нам необходим, чтобы жить»

Поиск и предложение детьми возможных вариантов решения

Физминутка

На окне в горшочках                     (Дети сидят)

Поднялись цветочки,                    (Медленно встают)

К солнцу потянулись,                   (Потягиваются, руки вверх)

Солнце улыбнулись.                     (Улыбаются).

Выполняют упражнения

6 Составление  предварительного плана исследования

Как мы будем работать?

Предлагает карточки  алгоритма исследования.

Предлагает посмотреть презентацию «Свойства воздуха»

Дети во время беседы убеждаются, что знаний у них недостаточно. Для получения новых знаний нужно поставить эксперимент.  

Подбирают материал и оборудование для экспериментов.

Подбор материала для подтверждения гипотезы.

7.Проверка гипотез

(практическая работа)

Совместно с детьми, используя карточки алгоритма исследования проводит эксперименты.

Дети совместно с педагогом, используя карточки алгоритма исследования, проводят эксперименты.

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом).

Опыт 2. «Почему колокольчик издает звук?»

Опыт 3. " Что за запах?»

Опыт 4. «Воздух внутри нас»

Опыт 5. «Смотри это воздух»

Провести свое исследование , сделать собственные выводы , обобщения

8.Обсуждение итогов завершенной работы

Предлагает детям собраться снова кружок и подвести итог исследованию.

Просит напомнить цель исследования

 Какую цель мы с вами ставили в начале исследования?

Называют цель исследования.

Обобщают полученные знания: воздух бесцветен, запахи распространяются с помощью воздуха. Занимает все пустое пространство и принимает форму предмета, который заполняет. Воздух есть в воде.

Соотнесение собственных первоначальных выводов с полученными выводами, с существующими ранее знаниями и данными.

9.Определить возможные пути дальнейшего изучения проблемы

Предлагает детям вопрос.

А, что еще вы бы хотели узнать интересного о воздухе?

Дети высказывают свои мысли и вносят предложения, посмотреть на прогулке как движутся облака, как дует ветер, качаются деревья.

Данное исследование является началом интересного пути познания и изучения окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Птицы», рисование заваркой

Занятие по художественной деятельности разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленно...

Технологическая карта НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Опыт проведём –электричество найдём».

Технологическая карта НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Опыт проведём –электричество найдём»....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: «В поисках сказок» Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет) Форма совместной деятельности: Развитие речи

Учебно-методический комплект (программы): Индивидуальная разработка на основе образовательной программы дошкольного образования «Истоки» . Развивающие занятия с детьми 4—5 лет / Под ...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Воздух - невидимка"

познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека; способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментиро...

Технологическая карта занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Тайны мыльного пузырика"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе...

Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы.

Технологическая карта занятияпо познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии  Коротковой Н.А.«Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы....