Конспект занятия по теме "Пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конструкт
непосредственной образовательной деятельности
Группа: старшая
Тема совместной деятельности: «Пернатые друзья»
Вид НОД: ознакомление с природой.
Образовательная область: познавательное развитие
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная
Форма проведения: групповая, индивидуальная
Учебно-методический комплект:
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
Наглядный материал, оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц; аудио записи «Голоса птиц»; плакат с изображением птиц; кормушки, сделанные дома с помощью родителей; альбомные листы с изображением силуэта птиц; цветная бумага; клей; кисточка; салфетки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдение за птицами на участке. Беседа о птицах.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Цель:
Задачи:
- Воспитательная:
- воспитывать любовь, заботу, бережное отношение к птицам;
- Развивающая:
- побуждать создавать предметные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение,
- продолжать приучать детей работать с клеем аккуратно; учить методом обрывания бумаги обклеивать силуэт птиц;
- развивать мелкую моторику;
- развивать эмоционально-волевую сферу, положительные эмоции и чувства любви;
- развивать умение создавать аппликацию с использованием нетрадиционных техник;
- развивать творческое воображение, наглядно-действенное мышление, речь.
- Обучающая:
- формировать у детей представление о зимующих и перелетных птицах;
- закрепить знания и представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.);
- учить детей делить птиц на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
Принципы воспитания:
- Создание положительного эмоционального фона
- Воспитание через взаимодействие
- Воспитание через творчество
Принципы обучения:
- Принцип наглядности
- Принцип доступности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип сознательности
Методы воспитания и обучения: беседа, создание ситуации успеха; объяснение, повторение.
Планируемый результат:
Дети проявляют уважительное отношение к птицам; демонстрируют умение: создавать аппликацию; знают нетрадиционные приемы рисования; знают строение птиц; у детей развито творческое воображение, наглядно-действенное мышление, речь.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Ход проведения НОД
Последовательность деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Организационно-мотивационный этап (через решение проблемной ситуации). Задача: собрать внимание детей и смотивировать детей на предстоящую деятельность. Методы: Беседа, прослушивание музыкальных произведений. | Ребята входят в группу, где звучат звуки природы (пение птиц). - Ребята посмотрите внимательно на группу, прислушайтесь к звукам. Как вы думаете, о ком или о чем мы сегодня с вами поговорим? (О птицах) - Ребята, посмотрите на этот плакат. Назовите знакомых вам птиц. Дети: (Грач, ласточка, снегирь, синичка, воробей, сокол, утка, сорока, ворона.) Воспитатель: - В какое время года птиц больше? (Летом.) - Почему многие птицы улетают? (Не переносят холода, нет корма.) - Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края? (Перелетные.) - А какие птицы остаются с нами? (Зимующие.) | Воспитатель создает проблемную ситуацию, способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. Эмоционально вовлекает в слушание. Помогает детям правильно назвать птиц. | Дети заинтересовано слушают воспитателя, проявляют интерес в беседе. Участвуют в обсуждении. Дети отвечают на вопросы. | Дети эмоционально вовлечены. Принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности. |
2. Актуализация знаний (через объяснение особенностей птиц) Задача: создать у детей зрительный образ. Методы: объяснение, беседа, демонстрация, формирование готовности восприятия материала | Воспитатель: - Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, то они называются насекомоядными. Давайте рассмотрим этих птиц на картинках. Обратите внимание, что клюв у этих птиц острый, прямой, удлиненный – это для того чтобы удобнее было ловить насекомых (скворец, ласточка, грач, соловей, жаворонок). Насекомоядные – это полезные птицы – они уничтожаю мух, комаров, а также вредителей, которые уничтожают урожай на огороде (трясогузка). А теперь давайте поговорим о птицах, которые питаются зерном и плодами деревьев, их называют зерноядными. Давайте рассмотрим этих птиц (голубь, синичка, снегирь, ворона, сорока, воробей). Ребята обратите внимание вот на этих грозных птиц. Клюв у них загнут к низу – это хищные птицы. Этим клювом они крепко цепляются в свою добычу. Они питаются ящерицами, мелкими грызунами, рыбой, зайцами, птицами. | Рассказывает об особенностях насекомоядных, зерноядных и хищных птицах. Проявляет уважение к детским высказываниям. Использует наглядные средства. Предоставляет достаточно времени для наблюдения. | Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают. Рассматривают, устанавливают соотношение частей. Знакомятся с новыми словами «насекомоядные», «зерноядные», «хищные». Внимательно следят за действием воспитателя, выделяют особенности разных видов птиц. | Проявляют заинтересованность. Имеют представления об особенностях разных видов птиц. |
3. Физминутка. Задача: снять мышечное напряжение (смена видов деятельности). | Давайте сделаем разминку. Все ребята дружно встали, И на месте зашагали. На носочках потянулись, А теперь назад прогнулись. Как пружинки мы присели И тихонько разом сели. | Предлагает провести физминутку. | Слушают, повторяют за воспитателем. | Дети расслаблены, отдохнули. Готовы к дальнейшей деятельности. |
Выставка кормушек. (Дома дети с родителями сделали кормушки из подручного материала. Вместе с детьми рассмотреть их.) Воспитатель задает детям вопросы: - Для чего мы делаем кормушки? (Чтобы подкармливать птиц зимой, зимой птицам добывать корм сложнее.) - Почему необходимо подкармливать птиц? (чтобы птицы не погибли от голода). - Из чего можно сделать кормушки? (из бутылок пластиковых, коробок, из дерева). | . | Слушают, Отвечают. Активно отвечают на вопросы воспитателя. Называют материалы, которые можно применить для изготовления кормушек для птиц. | Осознают важность подкормки птиц людьми зимой. | |
4. Комплексное применение (практическая работа с применением вопросов на уточнение) Задача: создать условия для самостоятельной деятельности детей, воспроизвести план работы, учить рисовать нетрадиционным способом. Методы: беседа, демонстрация. | Воспитатель: - Ребята, теперь я вам предлагаю изготовить своих птиц из бумаги. Обратите внимание, у каждого на столе своя птица. (Воспитатель напоминает правила аппликации отрывным способом.) Аппликация Дети садятся за столы, воспитатель предлагает обклеить силуэт птиц бумагой. У каждого ребенка будет своя птичка. Дети обрывают от целого листа бумаги небольшие кусочки и наклеивают их на птичку. После проделанной работы проводится анализ выполненных работ. | Вовлекает детей в совместное планирование. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Воспитатель оказывает детям помощь индивидуально: следит за осанкой. Наблюдает за деятельностью детей. Помогает и корректирует работу индивидуально. | Выполняют аппликацию самостоятельно, аккуратно. | Применяют в аппликации отрывной способ, изученный ранее. |
5. Рефлексия, через анализ детских работ. Задача: анализ и самоанализ результатов деятельности детей. Методы: беседа, формирование понимания личностной значимости умения. | Воспитатель: - Посмотрите, сколько красивых птиц получилось у нас (синички, вороны, сороки, грачи и др.). - Ребята, что нового мы узнали с вами сегодня? - Как мы можем помогать птицам зимой?
| Воспитатель анализирует детские работы, побуждает детей к самоанализу. | Рассматривают работы, отвечают, анализируют. Вступают в диалог с воспитателем. | Умеют сравнивать свою работу с изображением птиц на картинах. |
6. Открытость. Задача: применение и осознание полученных знаний в новых ситуациях. Методы: беседа | Ребята, из ваших рисунков мы составим выставку. А если, вы, сделаете дома еще, то их можно будет повесить дома и украсить ими свою комнату. | Создает условия для «переноса» полученного опыта в совместной деятельности в самостоятельную работу. | Дома нарисуют новые рисунки. | Дети переносят опыт совместной деятельности в самостоятельную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия: «Как Снеговик друзей искал».
конспект НОД по позновательному развитию в средней группе. Тема: "Дикие птицы"....

Конспект занятия по лепке: "Друзья для снеговика".
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Данный вид изобразительной деятельности является одним из любимых для детей в детском саду. Лепка наиболе...

Конспект занятия "Колобок ищет друзей"
Конспект занятия для детей среднего возраста по сказке колобок...

Конспект занятия по экологии "Друзья спешат на помощь"
Конспект занятия по экологии "Друзья спешат на помощь"...
конспект занятия "Снеговик ищет друзей"
Для детей группы компенсмрующей направленности...


