Конспект занятия по теме "Пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру

Ознакомление с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_na_sootvetstvie.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт

непосредственной  образовательной деятельности

Группа: старшая

Тема совместной деятельности: «Пернатые друзья»

Вид НОД: ознакомление с природой.

Образовательная область: познавательное развитие

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная

Форма проведения: групповая, индивидуальная

Учебно-методический комплект:

  1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.

Наглядный материал, оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц; аудио записи «Голоса птиц»; плакат с изображением птиц; кормушки, сделанные дома с помощью родителей; альбомные листы с изображением силуэта птиц; цветная бумага; клей; кисточка; салфетки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдение за птицами на участке. Беседа о птицах.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Цель:

Задачи:    

  1. Воспитательная: 
  • воспитывать любовь, заботу, бережное отношение к птицам; 
  1. Развивающая: 

  • побуждать создавать предметные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение,
  • продолжать приучать детей работать с клеем аккуратно; учить методом обрывания бумаги обклеивать силуэт птиц;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать эмоционально-волевую сферу, положительные эмоции и чувства любви;
  • развивать умение создавать аппликацию с использованием нетрадиционных техник;
  • развивать творческое воображение, наглядно-действенное мышление, речь.

  1. Обучающая:
  • формировать у детей представление о зимующих и перелетных птицах;
  • закрепить знания и представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.);
  • учить детей делить птиц на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.

 

Принципы воспитания:

  1. Создание положительного эмоционального фона
  2. Воспитание  через  взаимодействие
  3. Воспитание  через  творчество

Принципы обучения:

  1. Принцип наглядности
  2. Принцип доступности
  3. Принцип систематичности и последовательности
  4. Принцип сознательности

Методы воспитания и обучения: беседа, создание ситуации успеха; объяснение, повторение.

Планируемый результат:

Дети проявляют уважительное отношение к птицам; демонстрируют умение: создавать аппликацию;  знают нетрадиционные приемы рисования; знают строение птиц; у детей развито творческое воображение, наглядно-действенное мышление, речь.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Ход  проведения НОД

Последовательность деятельности  

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Организационно-мотивационный этап (через решение проблемной ситуации).

Задача: собрать внимание детей и

смотивировать детей на предстоящую деятельность.

Методы:

Беседа, прослушивание музыкальных произведений.

Ребята входят в группу, где звучат звуки природы (пение птиц).

- Ребята посмотрите внимательно на группу, прислушайтесь к звукам. Как вы думаете, о ком или о чем мы сегодня с вами поговорим? (О птицах)

- Ребята, посмотрите на этот плакат. Назовите знакомых вам птиц. 

Дети:

(Грач, ласточка, снегирь, синичка, воробей, сокол, утка, сорока, ворона.)

Воспитатель:

- В какое время года птиц больше? (Летом.)

- Почему многие птицы улетают? (Не переносят холода, нет корма.)

- Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края? (Перелетные.)

- А какие птицы остаются с нами? (Зимующие.)

Воспитатель создает проблемную ситуацию, способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. Эмоционально вовлекает в слушание.

Помогает детям правильно назвать птиц.

Дети заинтересовано слушают воспитателя,  проявляют интерес в беседе.

Участвуют в обсуждении.

Дети отвечают на вопросы.

Дети эмоционально вовлечены.  Принимают внутреннюю позицию  к предстоящей

деятельности.

2. Актуализация знаний (через объяснение особенностей птиц)

Задача: создать у детей зрительный образ.

Методы: объяснение,

беседа,

демонстрация,

формирование

готовности восприятия материала

Воспитатель:

- Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, то они называются насекомоядными. Давайте рассмотрим этих птиц на картинках. Обратите внимание, что клюв у этих птиц острый, прямой, удлиненный – это для того чтобы удобнее было ловить насекомых (скворец, ласточка, грач, соловей, жаворонок). Насекомоядные – это полезные птицы – они уничтожаю мух, комаров, а также вредителей, которые уничтожают урожай на огороде (трясогузка).

А теперь давайте поговорим о птицах, которые питаются зерном и плодами деревьев, их называют зерноядными. Давайте рассмотрим этих птиц (голубь, синичка, снегирь, ворона, сорока, воробей).

Ребята обратите внимание вот на этих грозных птиц. Клюв у них загнут к низу – это хищные птицы. Этим клювом они крепко цепляются в свою добычу. Они питаются ящерицами, мелкими грызунами, рыбой, зайцами, птицами.

Рассказывает об особенностях насекомоядных, зерноядных и хищных птицах.

Проявляет уважение к детским высказываниям.

Использует наглядные средства.

Предоставляет достаточно времени для наблюдения.

Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают.

Рассматривают,

устанавливают соотношение частей.

Знакомятся с новыми словами «насекомоядные», «зерноядные», «хищные».

Внимательно следят за действием воспитателя, выделяют особенности разных видов птиц.

Проявляют заинтересованность.

Имеют представления об особенностях разных видов птиц.

3.  Физминутка.

Задача: снять мышечное напряжение (смена видов деятельности).

 Давайте сделаем разминку.

 Все ребята дружно встали,

 И на месте зашагали.

 На носочках потянулись,

 А теперь назад прогнулись.

 Как пружинки мы присели

 И тихонько разом сели.

Предлагает провести физминутку.

Слушают,

повторяют за воспитателем.

Дети расслаблены, отдохнули.

Готовы к дальнейшей деятельности.

Выставка кормушек.

(Дома дети с родителями сделали кормушки из подручного материала. Вместе с детьми рассмотреть их.)

Воспитатель задает детям вопросы:

- Для чего мы делаем кормушки? (Чтобы подкармливать птиц зимой, зимой птицам добывать корм сложнее.)

- Почему необходимо подкармливать птиц? (чтобы птицы не погибли от голода).

- Из чего можно сделать кормушки? (из бутылок пластиковых, коробок, из дерева).

.

Слушают,

Отвечают. Активно отвечают на вопросы воспитателя.

Называют материалы, которые можно применить для изготовления кормушек для птиц.

Осознают важность подкормки птиц людьми зимой.

4.  Комплексное применение (практическая работа с применением вопросов на уточнение)

Задача: создать условия для самостоятельной деятельности детей,  воспроизвести план работы, учить рисовать нетрадиционным способом.

Методы: беседа,

демонстрация.

Воспитатель:

- Ребята, теперь я вам предлагаю изготовить своих птиц из бумаги. Обратите внимание, у каждого на столе своя птица.

(Воспитатель напоминает правила аппликации отрывным способом.)

Аппликация

Дети садятся за столы, воспитатель предлагает обклеить силуэт птиц бумагой. У каждого ребенка будет своя птичка. Дети обрывают от целого листа бумаги небольшие кусочки и наклеивают их на птичку.

После проделанной работы проводится анализ выполненных работ.

Вовлекает детей в совместное планирование.

Согласовывает с детьми действия, их последовательность.

Воспитатель оказывает детям помощь индивидуально: следит за осанкой.

Наблюдает за деятельностью детей.

Помогает и корректирует работу индивидуально.

Выполняют аппликацию самостоятельно, аккуратно.

Применяют в аппликации отрывной способ, изученный ранее.

5. Рефлексия, через анализ детских работ.

Задача: анализ и самоанализ результатов деятельности детей.

Методы: беседа,

формирование понимания личностной значимости умения.

Воспитатель:

- Посмотрите, сколько красивых птиц получилось у нас (синички, вороны, сороки, грачи и др.).

- Ребята, что нового мы узнали с вами сегодня?

- Как мы можем помогать птицам зимой?

 

Воспитатель анализирует детские работы, побуждает детей к самоанализу.

Рассматривают работы, отвечают, анализируют. Вступают в диалог с воспитателем.

Умеют сравнивать свою работу с изображением птиц на картинах.

6. Открытость.

Задача: применение и осознание полученных знаний в новых ситуациях.

Методы: беседа

Ребята, из ваших рисунков мы составим выставку. А если, вы, сделаете дома еще, то их можно будет повесить дома и украсить ими свою комнату.

Создает условия для «переноса» полученного опыта в совместной  деятельности в самостоятельную работу.

Дома нарисуют новые рисунки.

Дети переносят опыт совместной деятельности в самостоятельную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия: «Как Снеговик друзей искал».

конспект НОД по позновательному развитию в средней группе. Тема: "Дикие птицы"....

Конспект занятия по лепке: "Друзья для снеговика".

Лепка имеет большое значение для  обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Данный вид изобразительной деятельности является одним из любимых для детей в детском саду. Лепка наиболе...

Конспект занятия Светофор и друзья.

методическая разработка"Светофор и друзья"...

Конспект занятия "Колобок ищет друзей"

Конспект занятия для детей среднего возраста по сказке колобок...

Конспект занятия " Наши младшие друзья"

Конспект занятия в старшей группе....

Конспект занятия по экологии "Друзья спешат на помощь"

Конспект занятия по экологии "Друзья спешат на помощь"...

конспект занятия "Снеговик ищет друзей"

Для детей группы компенсмрующей направленности...