Конспект занятия Зимующие птицы
учебно-методический материал по окружающему миру
Опубликовано 18.04.2023 - 10:01 - Татьяна Николаевна Рябова
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему ''Зимующие птицы"
Цель: расширять представления детей о зимующих птицах и о приспособлении их к зимним условиям.
Приоритетно - образовательные области
Позновательное развитие:
- знакомить детей с элементарными представлениями о птицах (повадками зимующих птиц, по внешнему виду, звукам)
-развивать память,умение определять на слух зимующих птиц
- учить детей отвечать полным тексом составляя описание птиц
Социально - коммуникативное развитие
-прививать бережное отношение к птицам
- вызывать стремление помочь птицам в трудную минуту
- способствовать развитию эмоциональной сферы, коммуникативных навыков
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами
Речевое развитие:
- развивать у детей любознательность,творческие способности
- расширять кругозор детей о зимующих птицах
- учить детей слушать рассказы о птицах
- развивать связную речь - составлять загадки-описания о птицах.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы про птиц, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, прослушивание аудиозаписи ''Голоса птиц зимой", календарь наблюдений за зимующими птицами, набор маховых и пуховых перьев зимующих птиц
Организационный момент:
1.
Ребята сегодня к нам в сад пришло письмо от снегиря и он просит у нас срочной помощи, но для этого мы должны отправиться в зимний лес и посмотреть что же случилось. И так отправляемся в зимний лес и выясним причину.
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Вот мы с вами и в лесу.
–Как красиво! Тишина.
— Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)
— Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
— Ребята, я вижу здесь очень много птиц, значит они нас ждут.
Каких птиц вы ребята узнали?
Какой корм едят эти птицы?
Как зимуют эти птицы?
Как мы их можем назвать одним словом? ( Зимующие. Дети садятся на стулья рядом с мольбертом,на мольберте повешаны картинки с изображениями зимующих птиц.)
Посмотрите,кто здесь изображен? Как вы догадались что это за птицы?(Снегирь - красногрудый, чернокрылый; ворона - важная, горластая; сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа, пестрая; голубь - сизокрылый; воробей - веселый, шустрый, маленький).
Вы очень много знаете про птиц и очень похожи на моих знакомых ребят. Они учатся в школе и называют себя исследователями природы. Они наблюдают, , рассматривают, читают умные книги, изучают природу, узнают что-то новое, интересное и ,конечно, берегут природу. А вы хотите быть исследователями природы и узнать много нового? Ну тогда вперед.
Ребята, а вы знаете кто занимается изучением птиц?(ответы детей), изучением птиц занимаются орнитологи - это биологи которые следят за образом жизни птиц а потом пишут про них книги или статьи в газетах.
Мы выяснили, что все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма,но зимой соответветсственно его очень мало, поэтому зимующим птицам нужно обязательно помогать.
Те люди,которые помогают птицам зимой, а именно подкармливают их в кормушках, это люди которые любят природу и у них доброе сердце.
А теперь ребята послушаем стихотворения про птиц:
Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берез.
Снежные тропинки,
Голые кусты.
Падают снежинки
Тихо с высоты.
В белые метели,
Утром до зари
В рощу прилетели
Стайкой снегири.
Скачет бойкий воробей
Возле маленьких детей:
— Эй, ребятки,просьба есть,
Бросьте крошечек поесть.
Помогите воробью,
Я вам песенку спою!
Слышу — кто-то в окошко стучится.
Поглядела – а это синица.
Значит, доброе что-то случится,
Раз стучит эта Синяя птица.
Я окошко открою синичке,
И её покормлю, как сестричку.
Не была бы я Галкой-вороной,
Стала б этой пичужкой проворной.
2. Основная часть
А теперь поиграем в игру ''Отгадай,какая птица''. (Дети по описанию,по повадкам, по внешности, по звукам угадывают птиц.) Дети делятся нав две команды и у каждой команды на столе лежат картинки с изображением птиц, включена музыка с голосами птиц и дети после того как угадают что это за птица убирают картинку со стола,кто быстрее всех угает больше птиц, та команда и выиграла.
Д. И «Назови ласково»
- А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко.
- птица – птичка, пичужка
- синица – синичка
- воробей – воробышек – воробьишко
- снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
- голубь – голубка, голубок
- галка – галочка
Беседа с детьми о зиме и видах корма.
Зима очень тркдное время года для птиц,особенно если она морозная и снежная.Голодная птица сильно страдает от голода.Зимой день короткий и чтобы выжить и не замерзнуть,птице нужно съесть гораздо больше корма,чем летом.В первую очередь надо заботиться о птицах-верных друзьях леса и сада.Нн только летом,но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку.Ищут щели и трещинки в коре,где прячутся насекомые.Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели,то поиски корма бесполезны.Птиц нужно поддерживать в трудную минуту,потом летом и весной они нам тоже будут помогать,будут разных червячков и жучков поедать.
Разучивание стихотворения
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты повесь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку.
И пойдет веселый стук-
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Теперь ребята поговорим с вами о корме для птиц.
А как вы думаете,чем можно кормить птиц а чем нельзя.(ответы детей). Правильно,для корма пригодны семена различных растений: конопли,подсолнуха,тыквы,дыни,семена многих сорных трав,различные крупы: пшено,овес,рис. Но например овес и рис и пшено клюют только воробьи,овсянки,но еще для них годятки крошки хлеба. А вот синицы еще любят несоленое сало(кусочки сала объвязывают ниткой и вешают на ветки),но в кормушки такое лакомство класть нельзя-могут утащить вороны.
Ребята, я хочу вам предложить сделать для птиц экокормушки. Для этого нам понадобится: еловые шишки, пшено,рис,семена подсолнечника,сливочное масло,лопаточка или ложечка.(Сначала завязываем нитку у основании шишки,затем смешиваем крупы и семена подсолнечника с маслом и обмазываем шишку).
Физкультминутка
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Локти согнули,кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,покажем-
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту)
3. Подведение итогов.
Мы выяснили, что все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма,но зимой соответветсственно его очень мало, поэтому зимующим птицам нужно обязательно помогать.
Те люди,которые помогают птицам зимой, а именно подкармливают их в кормушках, это люди которые любят природу и у них доброе сердце.
Сегодня мы с вами много всего узнали про зимующих птиц,какой вид корма нужен им,почему их нужно подкармливать.
Что вам сегодня больше всего понравилось делать на занятии?(ответы детей)
Как и чем мы с вами сегодня помогли птицам?(ответы детей)
Ребята спасибо вам всем,вы сегодня молодцы.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/04/18/b4941e07-9877-11ec-8dd5-ac1f6bbcbf85.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/04/18/30b287f2e6e1fb7172ca3630fa73158f.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-247843-1366801827.jpg)
Конспект занятия "Зимующие птицы"
На занятии дети знакомятся с основными представителями зимующих птиц Астраханского края....
Конспект занятия "Зимующие птицы"
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-351900-1385184026.jpg)
Конспект занятия «Зимующие птицы»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-532552-1416377373.jpg)
Конспект занятия "Зимующие птицы"
Конспект занятия по окружающему миру. На занятии дается понятие о зимующих птицах, о видах питания...
Конспект занятия "Зимующие птицы"
Компелкное занятие с использованием разнообразных форм организации детей (групповая, индивидуальная, в парах)....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559559-1420533960.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия «Зимующие птицы»
Учить образовывать приставочные глаголы и правильно употреблять их в распространённом предложении.Расширять активный словарь по лексической теме «Зимующие птицы»....