Конспект посещения мини-музея "История бумаги" детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Посещение мини-музея направлено на обогащение знаний детей о бумаге: ее возникновении, свойствах, качествах и разновидностях, значении в жизни и деятельности людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект посещения мини-музея  бумаги

детьми старшего дошкольного возраста

Цель: обогащать знания детей о бумаге: ее возникновении, свойствах, качествах и разновидностях, значении в жизни и деятельности людей.

Задачи:

Образовательные: 

  • Познакомить детей с историей возникновения бумаги, ее производством.
  • Познакомить детей с разновидностями бумаги, ее назначением.
  • Закрепить  представления детей о свойствах и качествах бумаги: размокает, мнется, рвется, режется, плавает, гладкая, толстая, шероховатая, тонкая.
  • Совершенствовать способы обследования бумаги.

Развивающие: 

  • развивать познавательный интерес, любознательность, внимательность, логическое мышление, память.

Воспитательные: 

  • воспитывать любовь и бережное отношение  к книгам, к предметам, изготовленным из бумаги.

Словарная работа: береста, пергамент, папирус, клинопись. Активизировать в речи детей слова: цветная, картонная, тонкая, легкая, толстая, шероховатая.

Воспитывать интерес к истории и исследовательской деятельности.

Предварительная работа: самостоятельное изготовление бумаги из макулатуры, составление коллекции бумаги.

Экспонаты:

  • камень
  • глиняная дощечка
  • листы папируса
  • образцы кожи (пергамента)
  • полоски бересты
  • коллекция разнообразных видов бумаги и предметов из нее
  • интерактивная панель «Колибри»
  • презентация «Путешествие в историю книги»
  • оборудование и материалы для экспериментирования

Ход занятия.

 Ребята, вы когда-нибудь посещали музеи? Какие? Прежде чем нам отправиться в музей, давайте вспомним правила, которые надо соблюдать в музее: нельзя громко разговаривать, не бегать, не перебивать экскурсовода, не трогать экспонаты.

Для начала я хотела бы показать вам презентацию, которая поможет вам прикоснуться к истории появления бумаги и книг.

Показ презентации «Путешествие в историю книги»

А теперь я приглашаю вас в музей, который называется «Волшебная бумага». В нашем музее несколько стендов.

Первый стенд – исторический.

Перед вами экспонаты. Люди научились писать раньше, чем появилась бумага. Вначале древние люди выбивали знаки и рисунки на камнях, но это было очень трудно и долго. Зато такие рисунки сохранились до наших дней. Потом придумали писать на деревянных дощечках. Затем научились писать на бересте – березовой коре. Для писем использовали даже глину: делали плитки, писали на них, затем в печах обжигали. Но такие письма были тяжелые и хрупкие одновременно, они могли разбиться.

В древнем Египте придумали писать на папирусе - растении, используя его стебли. Писали на тонкой высушенной коже убитого животного - пергаменте. И вот, наконец, появилась бумага. Ее придумали в Китае. Волокна бамбука, некоторые травы и тряпье тщательно перетирались в каменной ступе в муку, добавлялась вода, затем все это варилось, потом выливалось на решетку с мелкой сеткой, чтобы вода стекала. Этот лист опускали под пресс, чтоб он становился гладким, затем его сушили, и получали лист той древней бумаги.

Второй стенд – производственный.

Как производят бумагу в наше время, вы сейчас увидите. Посмотрите на этот стенд. Тут изображен процесс современного изготовления бумаги.

Процесс изготовления бумаги очень трудоемкий: сначала лесорубы спиливают деревья, затем распиливают на мелкие чурбачки, затем эти чурбачки превращают в мелкую стружку, эту стружку варят в больших котлах до образования кашицы. Затем под большими валиками и прессами прокатывают эту массу,  получают большие листы, скрученные в большой рулон бумаги. Потом эти рулоны разрезают и используют по назначению (обратить внимание детей на алгоритм изготовления).

Посмотрите, тут находятся листы бумаги, которую мы с вами изготавливали самостоятельно из макулатуры. Давайте вспомним, как и для чего мы это делали.

Физкультминутка.

Поднимаем ручки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись. (Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться  пола.)

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,      (Наклоны вперёд.)

А потом прогнёмся сразу

Глубоко назад три раза.   (Наклоны назад.)

Выполним рывки руками —

Раз-два-три-четыре-пять. (Рывки руками.)

А теперь мы приседаем,

Чтоб сильней и крепче стать. (Приседания.)

Вверх потянемся, потом

Шире руки разведём.      (Потягивания — руки вверх, вперёд, в стороны.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети садятся.)

Третий стенд – выставочный.

Вы уже знаете, что из бумаги делают книги. А что ещё из неё  можно сделать? (альбомы, блокноты, журналы, газеты, картон, коробки, фантики, плакаты, конверты, тетради,  обои, цветную бумагу, упаковочную и т.д.)

 Перед вами образцы разнообразной бумаги. Кто какую бумагу узнал? Назовите ее, и расскажите, для чего она нужна.

 - альбомная бумага - на ней рисуют карандашами, красками, фломастерами; из нее можно вырезать и делать поделки.

картон: из него делают картинки, обложки для книг, коробки.

- газетная - на ней печатают газеты и журналы.

тетрадная для изготовления тетрадок для учеников.

салфеточная – из нее делают салфетки и туалетную бумагу.

- цветная для изготовления различных поделок

Молодцы. А я вам покажу новые образцы:

- обойная для дизайна помещений

- копировальная для перенесения изображений

- ламинированная для изготовления упаковок разных напитков

- чертежно-рисовальная для чертежей и рисования

полиграфическая для производства книг,

шагреневая для красивых поздравительных открыток,

фотобумага для фотографий,

- фольгированная и вощеная для кулинарии

денежная для печати денег,

оберточная для упаковывания подарков,

бархатная для ручного труда.

Игра «Угадай на ощупь»

Дети на ощупь определяют разные виды бумаги: фольгу, бархатную, гофрированную, салфеточную и описывают свои тактильные ощущения: бумага мягкая, нежная, тонкая, рвется – салфетка; жесткая, шершавая, плохо сминается – картон; жесткая, но бархатистая, приятная на ощупь – бархатная; гладкая, скользкая – фольга; тонкая, мягкая, слегка сморщенная – гофрированная. Взрослый может помочь наводящими вопросами.

Молодцы, все виды бумаги отгадали!

Четвертый стенд – опытный.

Сравним два листа бумаги. Какого цвета бумага? (белая), а эта? (цветная), повторим все вместе. Бумага имеет цвет. Теперь  потрогайте другие два листа. Что мы можем сказать, чем она отличается между собой? (эта толстая – показывают картон, а эта тонкая – показывают альбомный листочек), повторите. Бумага бывает толстая и тонкая. Молодцы. А теперь попробуйте смять тонкую бумагу (дети сминают). А теперь сомните картон (дети сминают). Какую бумагу легко сминать? (тонкую). А почему картон тяжело сминать (потому что он толстый). Скажите, ребята, какими свойствами обладает бумага?  Бумагу можно мять.

  Какую бумагу мы здесь видим? Правильно. Бумага, в которую заворачивают подарки, называется – оберточная, или упаковочная. Давайте вместе повторим. Ребята,  проведите рукой по одному листу бумаги и по другому листу. Какая бумага на ощупь? Оберточная – гладкая, а бархатная – шероховатая. Почему? (потому что бархатная с ворсинками, а оберточная нет). Ребята, о каких свойствах бумаги мы узнали? Бумага бывает гладкая, бывает шершавая.

  А сейчас проведем опыт. Возьмите два небольших кусочка бумаги - обычной белой и туалетной. Перед вами блюдца с водой. Опустите в воду сразу все листочки и наблюдайте (дети опускают листочки в воду). Что происходит с листочками? (белая бумага плавает, а салфетка сразу утонула).  Как вы думаете - почему? (она быстрее размокла, потому что мягкая и тоненькая). Молодцы. Ребята, с какими свойствами бумаги мы с вами ещё познакомились? Бумага плавает, бумага тонет, бумагу можно мять и рвать. Вот сколько мы узнали о бумаге.

  А вы знаете, что среди различных видов бумаги есть одна «волшебная»? Называется она «копирка», и сейчас вы поймете, почему люди ее так назвали. Воспитатель проводит с детьми опыт с рисованием на чистом листе, используя несколько листов копировальной бумаги разных оттенков.

Рефлексия

Ребята, понравилось вам путешествие по музею?

Как называется наш музей?

В какой стране придумали бумагу?

Что изготавливают из бумаги в наши дни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мини-музея "Русская изба" с детьми старшего дошкольного возраста

Проостранство мини-музея и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях. Родители сшили детям сарафаны и косоворотки, которые ча...

Паспорт мини- музея "Военная техника" для детей старшего дошкольного возраста.

Цель.Расширить представление детей о военной технике Российской армии,о профессиях военных.Формировать нравственно-патриотические чувства у детей.Познакомить с разными видами военной технки.Воспитыват...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «День Рождения Деда Мороза» Авторы: Старший воспитатель: Логунова Е.А. Воспитатель группы раннего возраста: Пискарёва С.А.

Данный материал разработан для детей дошкольного возраста (6-7 лет).  Образоваельная область - познавательное развитие. Познакомить детей с  историей возникновения и традициями праздник...

Конспект совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЧТЫ"

В занятии использована технология Н. А. Коротковой «Путешествие по «реке времени», которая способствует развитию познавательной активности и исследовательской деятельности детей....

Конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «История образования города Братска»

Конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «История образования города Братска»...