Образовательный проект "Этот удивительный космос"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Мяснянкина Елена Васильевна

Проект предназначен для реализации в старшей и подготовительной к школе группы, для расширения представленией детей о ближайшем космосе и истории его освоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_proekt.doc172.5 КБ
Файл udivitelnyy_kosmos.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Этот удивительный космос».

Продолжительность проекта: краткосрочный (1-2 неделя апреля 2023).

Авторы проекта: Мяснянкина Е.В.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Сроки реализации: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Проблема:  способствовать развитию у ребенка представления об окружающем мире. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.

Коротко рассказать о большом космосе нельзя. Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают,  космические корабли, приключения на далеких и неизведанных планетах. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей подготовительного к школе возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Этот удивительный Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Актуальность: несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек  не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Цель проекта:

формирование у детей целостность картины мира (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми).

 развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной, речевой активности дошкольников.

Задачи:

Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса.

Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении  космических исследований для жизни людей на земле, продолжить знакомство с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.

Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать взаимопомощь.

Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников.

Воспитывать уважение и любовь к Земле. Чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов.

Привлечь родителей к совместной деятельности.

Предполагаемые результаты:

Сформировать представление о ближайшем космосе, изучить историю покорения космоса.

Создание модели Солнечной системы.

Этапы реализации проекта:

      1 этап – подготовительный:

    1.1.  Выявление уровня подготовленности детей о первоначальных знаниях о космосе.

    1.2.  Информированность родителей о предстоящей деятельности. Оформление папки-передвижки.

   1.3.  Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.                                    

   1.4.  Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах.                

   1.5.  Подготовить раскраски в соответствии с  возрастом.

2 этап - основной:

  1. Осуществить отбор тем расширяющих представления дошкольников:
  2. Беседа «Что такое космос».

Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.

  1. Беседа «Луна - спутник Земли».

Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

  1. Беседа «Первый в космосе»

Цель: Продолжать знакомство с первым летчиком космонавтом Ю. А. Гагариным

  1. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».

Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит

  1. НОД: Рисование «Открытый космос». Цель: Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветов восприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности.
  2. Совместная деятельность:

Просмотр мультфильмов "Тайна третей планеты", "Белка и Стрелка".

  1. Конструктивные игры:

«Космодром»,

«Космический корабль»

  1. Дидактические игры:

«Найди пару»,

«Четвертый лишний»

«Подбери словечко»

«Восстанови порядок в солнечной системе»

«Подбери пришельцу ракету»

  1. Подвижные игры:

«Ждут нас быстрые ракеты»,

«Невесомость»,

«Космическая эстафета»

«Солнышко и дождик»

«Солнце – чемпион»

  1. Чтение художественной литературы: Я. К. Голованов «Дорога на космодром», В. Бороздин «Первый в космосе», О. А. Скорлупова «Покорение космоса», В. Кащенко «Созвездие драконов», Л. Талимонова "Сказки о созвездиях", П.В. Клушанцев «Где Земля кончается?», Е. П. Левитан «Приключение маленького астронавта»
  2. Работа с родителями: консультация «Как познакомить дошкольников с космосом», участие в выставке поделок.

3 этап – итоговый.

Выставка работ о космосе.

Выставка стенгазет «Этот удивительный космос»

Создание модели солнечной системы.

Ресурсное обеспечение:

Кадровые ресурсы: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.

Материальные и технические ресурсы: бумага, краски, клей, кисточки, проволока, карандаши, конструктор, доступ к интернету, ноутбук.

Итоги:

По итогам проекта провести опрос среди педагогов дошкольного учреждения о содержании проекта, возможности реализации проекта в каждой группе.

Провести опрос родителей на тему: изменились ли понятия детей о космосе и его освоении.

Провести беседы о том, что дети знают о космосе.

Дальнейшее развитие:

1. Данный проект можно использовать в других группах  нашего учреждения и других дошкольных образовательных  учреждениях  для расширения знаний детей о космосе.

2. Отчет о проведении проекта можно поместить на сайте  образовательного учреждения.

Приложение 1.

Беседа «Что такое космос?»

Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики.
В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле «Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут.

Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов...

Давайте расскажем детям о космосе и космонавтах!

Хорошо, если родители читают с детьми книги о космосе, показывают картинки, рассматривают глобус звездного неба. Можно поиграть с детьми в игры на космическую тему, прочитать и выучить стихи о космосе, отгадать интересные загадки.

Рассказываем детям о космосе

Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.

Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца

Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.

Запоминаем планеты:

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть -Сатурн,

Семь — Уран,

За ним -Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Юпитер — самая большая планета. Если представить ее в виде арбуза, то по сравнению с ним Плутон будет выглядеть горошиной.

Чтобы дети лучше смогли запомнить все планеты, прочитайте стихотворение, пусть они его запомнят. Можно вылепить планеты из пластилина, нарисовать их, можно вырезать из бумаги и прикрепить дома к лампе.

Детям о космосе

Астрономы 

Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.

Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.

Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.

В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.

Животные-космонавты

Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на "разведку" животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.

Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги.

Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась.

Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля "Восток". Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно. Так ученые доказали, что полет в космос возможен.

Про космонавтов для детей

Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.

Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле «Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.

Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в обычной семье колхозника. Рос обычным ребенком. В юности увлекался занятиями в аэроклубе. После училища стал летчиком. В 1959 году был зачислен в группу кандидатов в космонавты. И за свой первый полет в космос был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина.

Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты. На Луне есть кратер, названный его именем, а также малая планета.

Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем.

Первый выход в космос был совершен Алексеем Леоновым в 1965 году. А первой женщиной -космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения аэрозольных слоев атмосферы.

Чтобы летать в космос, нужно много и хорошо учиться, быть выдержанным, терпеливым, выносливым.

Луна

Дети всегда с интересом рассматривают Луну на небе. Она такая разная: то в виде серпика, то большая, круглая.

Ребенку интересно будет узнать, что находится на Луне. Можно рассказать, что Луна покрыта воронками-кратерами, которые возникают из-за столкновений с астероидами. Если смотреть на Луну в бинокль, можно увидеть неровности ее рельефа.

Наблюдения за звездами с детьми

С детками нужно наблюдать за звездным небом. Не поленитесь вечером выйти на улицу и полюбоваться звездами. Покажите ребенку некоторые созвездия, попробуйте вместе отыскать большую Медведицу. Расскажите, что древние люди вглядывались в ночное небо, мысленно соединяли звезды, рисовали животных, людей, предметы, мифологических героев. Найдите карту звездного неба и покажите малышу, как выглядят созвездия, а потом вместе отыщите их на небе. Это развивает наблюдательность, память.

Вообще было бы здорово сводить ребенка в планетарий. Ребенок узнает много интересного из рассказа о звездах, планетах.

Тема космоса содержит массу идей для рисунков, поделок. Можно рисовать, лепить космонавтов, инопланетян, Луну. Придумывать новые названия звездам и планетам. В общем, проявляйте фантазию, тема космоса безгранична и интересна детям.

Беседа «Луна – спутник Земли».

Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

I  часть

Воспитатель: Луна - спутник Земли. Если посмотреть на круглую Луну, на ней можно заметить темные пятна. Иногда они напоминают смешную рожицу. Луна меняет свой вид, то она похожа на серп, тогда говорят молодая или растущая Луна, когда круглая, то говорят – полная или полнолуние, а если Луна старая, она похожа на букву С.

В древности люди считали Луну богиней покровительницей ночи. С тех пор человек многое о ней узнал и даже побывал на Луне. Возможно вы слышали выражение «темная сторона луны». Оно вовсе не означает, что какая то часть лунной поверхности не может отражать свет. Просто Луна вращается вокруг своей оси с той же скоростью, с какой совершает полный оборот вокруг Земли и поэтому обращена к нашей планете одной и той же стороной.

Почему же мы не в состоянии взглянуть на обратную сторону Луны с Земли?

Чтобы лучше понять, как это происходит, мы проведем следующий опыт:

II. Практическая часть 

Воспитатель: Возьмем апельсин, проведем на нем линию, разделяющую его на 2 половины. Представьте себе, что это луна, затем вытянем перед собой сжатый кулак, который должен изображать «Землю».

Теперь поверните «Луну» одной стороной к «Земле». Продолжая держать «Луну», обращенный к «Земле» одной и той же стороной, сделайте ее полный оборот вокруг «Земли». Вы увидите, что «Луна» при этом обернется вокруг своей оси, а с «Земли» будет по-прежнему видна только одна ее сторона – Луна- спутник Земли.

Если планеты вращаются вокруг «Солнца», то «Луна» - вокруг «Земли». Полный оборот вокруг Земли она совершает за 28 дней. На Луне нет воздуха, нет воды, нет жизни, все покрыто космической пылью, на Лене очень много гор.

Ночью, на небе один,

Золотистый апельсин

Миновали две недели

Апельсина мы не ели

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька. (Луна, месяц)

III часть

Чтение отрывка Е. П. Левитана «Приключение маленького астронавта»

IV Практическая часть

1. Воспитатель предлагает детям магнит, металлические предметы. Почему магнит притягивает к себе гвозди, кнопки, шарик? Магнит имеет силу притяжения.

Воспитатель: Посмотрите на мой мяч. Если его подбросить, куда он упадет? Снег, капельки дождя, листья тоже падают на землю. Наша планета имеет огромную силу притяжения. Давайте вспомним, какой спутник у Земли. А хотите узнать, почему Луна не падает?

2. Воспитатель: Я – Земля, пластиковый шарик – спутник Земли – Луна. Я тяну к себе Луну. Но она сопротивляется. Перестала кружить шарик, он падает, так и Луна, если перестанет летать по своей орбите, Земля притянет ее к себе силой притяжения, луна упадет.

У Земли или у Солнца значительнее сила притяжения? Почему? (ответы детей)

Вокруг Солнца вращается 9 планет, значит сила притяжения намного больше.

Беседа «Первый в космосе».

Цель: Продолжать знакомство с первым летчиком космонавтом Ю. А. Гагариным

Ребята, а вы знаете, что 12 апреля отмечает наша страна? (ответы детей)

Сегодня мы с вами поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно день 12 апреля стал праздничным. Ребята, скажите мне, кто такой Ю. А. Гагарин? (ответы детей)

12 апреля 1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облет планеты Земля. Полет в околоземном пространстве продлился 108 минут. Он был одет в скафандр - предназначался для обеспечения безопасного выхода человека в открытый космос. Ребята, а у нас есть еще герои, которые летали в космос и благополучно вернулись на землю. Они летали в космос раньше Гагарина. Дети, как вы думаете, о чем идет речь? (Белка и стрелка)

Верно. Это Белка и Стрелка. Молодцы! Какие вы молодцы, хорошо знаете историю Космонавтики.

19 августа 1960 года был осуществлен успешный запуск второго космического корабля на орбиту Земли. Старт состоялся с космодрома Байконур. На борту этого космического корабля находились Белка и Стрелка, мыши, насекомые, растения, кукуруза, пшеница, горох, лук. 20 августа космический корабль успешно приземлился на землю. Полет Белки и Стрелки продолжался 25 часов. За это время они облетели вокруг Земли 17 раз. Собаки вернулись на Землю, стали настоящими героями.

Ребята, знаете ли вы, что такое солнечная система? (ответы детей)

Солнечная система состоит из планет, которые вращаются вокруг солнца. Солнечная система также состоит из спутников, комет, астероидов, малых планет, пыли и газа. Все в солнечной системе вращается вокруг Солнца. А вы знаете, сколько планет вращается вокруг Солнца? (ответы детей)

Правильно 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. А как называется наша планета? (ответы детей)

Земля – это планета, на которой мы живем, единственная планета, на которой существует жизнь. Здесь есть воздух и вода, это самая красивая из планет.

Все что происходит на нашей планете, связано с солнцем: смена дня и ночи, сиена времен года. Днем солнце согревает и освещает нашу планету.

Отгадайте загадку: кто в году 4 раза переодевается? ( Земля: осень, зима, весна, лето)

Вечером на небе можно увидеть луну.

Что такое Луна? (ответы детей)

Луна – естественный спутник Земли, она вращается вокруг нашей планеты. А Земля вращается вокруг Солнца. Пока наша планета облетает Солнце, проходит один год. А также Земля вращается вокруг своей оси за 24 часа, и у нас за это время проходит сутки.

А что еще можно увидеть на небе вечером? (Звезды) А сколько звезд на небе? (Много)

Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки. А на самом деле звезды очень большие. Однажды, смотрел человек на ночное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие? Ученые придумали специальный прибор – телескоп, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.

После полета Юрия Гагарина прошло много лет, за это время многое изменилось в космонавтике, техника стала мощнее, программы работы орбит обширнее. Космические корабли стали многоместными, и на орбиту сразу могут отправиться несколько человек. И сейчас, в эти минуты, где – то далеко – далеко в космическом пространстве, высоко – высоко над нашей землей космонавты несут свою важную и трудную вахту.

А сейчас я предлагаю вам проверить, насколько развито ваше внимание.

Отгадайте загадки:

1. Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит. (Самолет)

2. Летательный аппарат, на котором

Летали герои сказки. (Ковер – самолет)

3. Летательный аппарат, на котором

Летала Баба – Яга. (Ступа)

4. Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в … (Телескоп)

5. Человек сидит в ракете,

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса летит.

6. Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

7. У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки на него лают,

Но достать не могут. (Месяц)

8. Самый первый в космосе летел

С огромной скоростью отважный

Русский парень, наш космонавт … (Гагарин)

Рефлексия.

1. Как называется наша планета?

2. Для чего нужно Солнце?

3. Когда мы можем хорошо рассмотреть луну?

4. Как звали человека, который первым полетел в Космос?

5. Как называется специальный костюм для космонавта?

6. Назовите запомнившиеся планеты. 7. Какие клички были собак, которые летали в космос?

        Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».

Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

 Попробуйте разгадать загадку: «Оно свет на землю льет и тепло нам всем дает».

Верно! Это Солнце.

Помните, почему древние славяне называли Солнце Даждьбогом?

Да, Солнце дает нам свет и тепло. После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.

 А как называется праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны?

Правильно, Масленица. В этот праздник жгли костры, водили хороводы, славили Солнце песнями и торопили его к лету повернуть.

«На Масленицу — Солнцу радость!» — говорили люди.

На Масленицу

Мы на Масленой неделе

Будем жарко жечь костры,

Чтобы искорки летели

Над землей во все концы,

Чтобы Солнце разбудили:

«Освети нас и согрей!

Покажись в красе и силе.

Ждем тебя мы много дней!»

Мы на Масленой неделе

Испечем румяный блин:

«Солнышко! Вставай с постели!

Угостить тебя хотим!»

 А почему на Масленицу пекут блины?

Блин напоминает нам горячее солнышко.

Если посмотреть на небо, то Солнце кажется плоским и маленьким. Но на самом деле — это огромный огненный шар, состоящий из раскаленных газов.

Солнце кажется нам небольшим потому, что находится очень далеко от нас, на расстоянии 150 млн км.

Даже свет, который пробегает за одну секунду триста тысяч километров, доходит от Солнца до Земли за 8 минут.

 Давайте вместе подумаем, что общего между Землей и Солнцем и чем они отличаются.

Солнце и Земля имеют форму шара. Оба небесных тела движутся в космическом пространстве. Но Солнце — звезда, а Земля — планета. Звезды состоят из раскаленных газов и излучают в окружающее пространство яркий свет и тепло. Земля — твердый шар, поверхность ее не горячая. (Хотя ученые предполагают, что в центре Земли находится раскаленное расплавленное ядро.) Солнце очень горячее, а его поверхность — газы.

Планеты сами не светятся. Это огромные шары, освещенные звездами, например Солнцем.

Наконец, Солнце во много раз больше Земли.

Если представить Землю в виде пшеничного зернышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз. Оно в 109 раз больше Земли!

Есть в космическом пространстве звезды и более крупные и более яркие, но Солнце — самая близкая к нам звезда.

 Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь.

Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.

А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания.

Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!

* * *

С неба высокого солнышко светит —

Рады лучам его взрослые, дети...

Рады лучам его звери и птицы.

Речка на солнце блестит, серебрится.

Солнце на землю глядит с добротой,

Мир одаряя теплом, красотой!

Вопросы в конце беседы

♦ Как называется самая близкая к нам звезда?

♦ Какую форму имеет Солнце? Из чего оно состоит?

♦ Что больше— Солнце или Земля?

♦ Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Приложение 2

Конструктивные игры.

«Космодром»

Цель: Закрепить умения в конструктивной деятельности.

Задача:

1. Учить детей создавать модели реальных объектов.

2. Развивать интерес, творческое воображение,способность совместно играть; продолжать расширять знания и представления детей о космодроме.

3. Воспитывать уважение к людям данной профессии.

Детям предлагается построить космодром, чтобы с него мы могли отправлять ракеты и звездолёты в космос.

«Космический корабль».

Цель: формирование представлений и расширение полученных знаний, и конструктивных навыков, умение создавать замысел и реализовывать его; закреплять конструктивные навыки.

Задачи:

Учить обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить его с имеющимся строительным материалом и возможностями его пространственного расположения; развивать на конструктивном материале зрительное внимание, воображение, мышление, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, любознательность, желание обыгрывать постройки,  умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Дети создают свои космические корабли, которые могут отправиться в полёт с нашего космодрома.

Приложение 3

Дидактические игры.

  1. Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия.

Материал:  карточки с изображением ракет,

Ход игры:

Детям раздаются карточки с картинками. Необходимо найти одинаковые ракеты и соединить их парами.

  1. Дидактическая игра «Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе.

Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы (2-9). На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 9.

Ход игры:

На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку (Солнце), а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Дети последовательно располагают планеты по памяти.

  1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память.

Материал: наборы картинок с изображением различных предметов.

Ход игры:

1 вариант (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор из четырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

 2 вариант (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему.

Предполагаемые наборы картинок (слов):

1.Солнце, Юпитер, Венера, Африка

2.Ракета, спутник, лодка, луноход

3.Комета, метеорит, звезда, глобус

4.Астронавт, астроном, астролог, космонавт

5.Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс

6.Звезда, галактика, созвездия, телескоп

7.Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассипея

8.Море, пустыня, океан, река

9.Овен, Близнецы, астролог, Рак

10.Равнины, горы, пустыня, океан

11.Смелый, храбрый, злой, отважный.

  1. Дидактическая игра «Подбери словечко»

Цель: активизировать и расширить словарь по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.

Ход игры:

У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

-человек, который считает звезды – звездочет,

-космический корабль, летящий к звездам – звездолет,

-скопление звезд на небе- созвездие,

-момент, когда звезды «падают» - звездопад,

-небо, на котором много звезд – звездное,

-небо, на котором нет звезд – беззвездное,

-бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.

  1. Дидактическая игра «Подбери пришельцу ракету»

Цель: продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах.

Материал: картинки с изображением пришельцев и ракет из геометрических фигур.

Ход игры:

На листе бумаги изображены пришельцы из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и пришельца, состоящих из одинаковых геометрических фигур.

Приложение 4

Подвижные игры.

  1. «Ждут нас быстрые ракеты»

Цель: развивать  внимание, быстроту реакции и ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге. Учить действовать по сигналу.

Ход игры:

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

- Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

  1. «Невесомость»

Цель: развивать у детей выдержку , инициативу, воображение.

Ход игры:

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

  1. «Космическая эстафета».

Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки детей, воспитывать командные качества, чувство гордости за нашу Родину; доставить детям чувство радости; разучить новые подвижные игры.

Ход игры:

1.- А теперь - спортивные состязания. Для начала проведем  игру-аттракцион «Космическая команда». Ведь для полета на Луну необходимо набрать дружную, сплоченную команду. Вот сейчас игроки каждой команды должны образовать круг, взявшись за руки. Потом для начала я вам всем скомандую: «Гуляем!» В это время все вы должны опустить руки и просто прогуливаться по нашему залу — даже можно легонько побегать по нему. Но когда прозвучит команда «В ракету!», обе команды должны вновь собрать круг из своих игроков, взявшись за руки. А мы посмотрим, у какой команды это быстрее получится.

2. Игра «Построим ракету»

Вот так радуга на небе.

Шелковый узор!

Ну и радуга на небе,

Как цветной ковер!

А над радугой ракета

Взмыла к небесам

Вот такую же ракету

Я построю сам!

Построим ракету – у каждой команды схема и набор строительного материала для постройки ракет. Дети по очереди бегут к финишу и выстраивают ракету.

3.Ракета построена. А какую одежду одевает космонавт?

Мы ракету запускаем,

Пять минут осталось нам.

Мы скафандры надеваем,

Экипажи по местам!

Эстафета «Скафандр» участники команд по очереди пролезают в лежащий на полу обруч.

4.Игра «Космонавты».  По залу раскладываются обручи – ракеты. Каждая ракета предназначена для двух космонавтов. Дети, проговаривая текст, идут по площадке и выполняют тренировочные упражнения, готовясь к полёту:

Ждут нас быстрые ракеты.

           Для полёта на планеты.

           На какую захотим;

           На такую полетим!      

 Но в игре один секрет:

 Опоздавшим места -  нет!

Ребята разбегаются и попарно занимают ракеты. Вставшие в обруч дети, поднимают его над головой, плотно прижимаются друг к другу спинами. По команде «Посадка» дети опускают обруч и кладут у своих ног.

5.Новая игра называется «Ракетодром». Сейчас каждый из детей превратится в ракету. Чтобы как-то отделить наши ракеты одну от другой, на пояс каждому из вас мы дадим цветную ленточку.

Затем все дети выстраиваются в ряд вдоль одной стороны зала.

Ваша задача — внимательно слушать мою команду. Чей цвет я назову, та ракета и должна будут вылететь с космодрома — добежать до противоположной стены и встать там.

Ведущая подает команду: «Красные!»; по этой команде выбегают те дети, у кого привязана красная лента. Дети добегают до противоположной стены и останавливаются, поджидая других. Затем ведущая подает команды оставшимся детям: «Синие!», «Желтые!»

6.А сейчас мы будем выходить в открытый космос и для этого на надо проползти в отсек «космического корабля». Нужно доползти до дуги, толкая мяч перед собой, проползти под дугой и вернуться бегом с мячом в руках, передав мяч следующему.

7.  Загадки от звездочета.

День и ночь

 Колесом вертится,

 Никто не замечает.                      

Сколько ни езди, ни ходи,

 Тебе конца тут не найти. (Земной шар)

Печь не топится,

Дрова не курятся,

А тепло заводится

Сито свито,

Золотом покрыто,

Кто взглянет,

Тот заплачет. (Солнце)

  Рассыпалось к ночи зерно,

  Глянул поутру - нет ничего. (Звёзды)

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга.(Радуга)

 Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звёзд.

Ваш народ построил эту

Межпланетную ….. ракету.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.  (Облака)

Над бабушкиной избушкой

 Висит хлеба краюшка;

Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

 Что можно увидеть только ночью? (Звезды)

       

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … Телескоп

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя … Астроном

У ракеты есть водитель,

 Невесомости любитель.

По-английски: "астронавт",

 А по-русски … Космонавт

Космонавт сидит в ракете,

  Проклиная все на свете -

   На орбите как назло

    Появилось … НЛО

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый …Гуманоид

8. Следующая игра под названием «Полет на Луну». В ней нам помогут вот эти обручи, каждый из которых будет обозначать лунную площадку, на которую приземлятся наши космонавты. (Раскладывает рядом с каждой командой по два-три обруча в зависимости от числа человек в команде.) По сигналу «Взлетаем!» все дети должны развести в стороны руки и побегать по залу. А

вот когда я дам команду «Посадка на Луне!», дети должны подбежать к своим обручам и встать внутри них.

9.  «Сохрани равновесие». Ходьба на носочках со «звездой» на голове, руки на поясе. Обратно бегом.

И опять в ракету мы спешим,

На свою планету полетим.

Руки поднимая вверх-назад,

Вот по трапу вверх идет отряд.

Ходьба обычная с выполнением упражнений для рук.

  1. «Солнышко и дождик».

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.

Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

Приложение 5

В.Бороздин "Первый в космосе"

\

      Ракета неслась всё дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее его прижимало к креслу.

    Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом и тело его ничего не весит. В космическом корабле всё стало невесомым.

 Он поднял руку — она так и осталась приподнятой, поднял ногу — она не опустилась.

   Захотел Гагарин записать в бортовой журнал свои наблюдения, посмотрел — а карандаша на месте нет: он плывёт по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.

  Ни есть, ни пить Гагарину ещё не хотелось, но надо было обязательно попробовать.        Ведь        еда  в космосе также ничего   не   весит,   и,   как   знать,   сможет   ли   он   её проглотить? А что, если в горле застрянет?! На Земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. А получится в космосе?

   Пища у Гагарина была специальная — «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом смородинный сок. Всё проглотил без задержки. Вот только когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они чёрными ягодками поплыли по воздуху. Он не спеша, поймал их — и в рот.

Вопросы по тексту:

- Где находилась ракета с космонавтом?

- Как чувствовал себя космонавт, какие ощущения были у него?

- Что неожиданно почувствовал Гагарин?

- Как он убедился, что находится в невесомости?

- Что случилось с карандашом и блокнотом Ю. Гагарина ?

- Что нужно было обязательно сделать первому космонавту?

- В чем находилась пища для космонавта?

- Как Юрий Гагарин ел в ракете?

- Что произошло, когда он пил смородиновый сок?

П.В. Клушанцев «Где Земля кончается?»

 

Хорошо летом в поле! Пахнет цветами; воздух чистый, и видно кругом далеко-далеко.

А если взбежать на бугор, видно ещё дальше. Вон поле кончается. За ним темнеет лес. Рядом озеро блестит, дорога вьётся. А там дальше снова поле, другое. А за ним, наверное, тоже есть лес и тоже дороги, озёра, реки, города.

Кажется, что Земля — это огромная плоская лепёшка, правда?

А сверху эту лепёшку накрыло небо, как огромный потолок. Днём этот потолок голубой, а ночью — чёрный. И звёзды загораются на нём, как далёкие фонарики.

В театре потолок большой. А этот, куда там, в тысячи раз больше и выше.

Кажется, что потолок этот круглый, как огромный купол. И что стоит он краями прямо на плоской лепёшке — Земле. И если очень долго идти по Земле в одну сторону, то, наверное, можно дойти до такого места, где «небо сходится с Землёю». Помните сказку про Конька-Горбунка?

.. .Едут близко ли, далёко,

Едут низко ли, высоко... ...

Только, братцы, я узнал,

Что конёк туда вбежал,

Где, я слышал стороною,

Небо сходится с Землёю,

Где крестьянки лён прядут,

Прялки на небо кладут.

Тут Иван с Землёй простился

И на небе очутился,

И поехал, будто князь,

Шапка набок, подбодрясь...

Вот если бы так можно было на самом деле. Идёшь себе по Земле, заберёшься на гору, перешагнёшь через какую-нибудь маленькую канавку и пошёл дальше по облакам. Только любуйся сверху лесами да полями, ищи среди них свой дом.

К сожалению, это невозможно.

А вот в древние времена люди считали, что это возможно. Совершенно серьёзно считали. Они верили, что небо — это большая опрокинутая чаша, а Земля — огромная лепёшка, у которой есть края, как у всякой лепёшки.

И, конечно, им было страшно любопытно: что же там дальше, «за краем Земли»? Что «по ту сторону неба»?

Но сколько ни ходили и ни ездили люди, ни разу не удалось им увидеть «край Земли» даже издали.

Очевидно, решили люди, лепёшка, на которой мы живём, уж очень большая. Наверное, её края находятся где-нибудь далеко, за высокими горами, за лесами, за морями, и добраться до них без Конька-Горбунка очень трудно.

И всё же людей разбирало любопытство. Всякая лепёшка на чём-то лежит, думали они. Не может же лепёшка висеть в воздухе. Даже смешно. Значит, и Земля на чём-то лежит.

Но какие же у неё подпорки? Никак было не узнать.

А тут ещё, как назло, случались иногда землетрясения. Земля ходуном ходила, горы трескались и рушились, море огромной волной бросалось на берег. Люди чувствовали себя, как котята на одеяле, когда вы под одеялом вдруг решили перевернуться на другой бок.

Наверное, подумали люди, Земля лежит на спине каких-нибудь огромных сильных чудовищ. Пока они спят, — всё хорошо. А когда проснутся да зашевелятся, начинается землетрясение.

И решили: Земля лежит на трёх огромных китах. Ведь крупнее китов никого на свете нет.

Но если Земля лежит на китах, то на чём лежат киты?

Киты плавают в океане, отвечали люди сами себе. Киты же всегда плавают.

А океан на чём налит?

На Земле.

А Земля снова на китах?

Получалось что-то не то. Никак было не остановиться. Как в сказке про белого бычка.

И стали говорить: «Земля лежит на трёх китах, и всё тут. А если тебе этого мало, иди сам и смотри».

И как ни смешны теперь, на наш взгляд, такие сказки, в то время люди им верили. Ведь никто ничего толком не знал. И спросить было не у кого.

В древние времена люди не могли передвигаться по Земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни автомобилей, ни кораблей, не говоря уже о поездах и самолётах. Поэтому дойти до «края Земли», чтобы проверить рассказы о китах, никому не удавалось.

Но понемногу люди всё же начали путешествовать. Всё дальше и дальше ходили они в походы на верблюдах, плавали по рекам и морям на больших лодках.

И, чтобы не сбиться с пути, путники стали смотреть уже не под ноги себе, а на небо. Как иначе найти дорогу в море, когда кругом, кроме воды, ничего нет? Или в пустыне, где вокруг один и тот же песок. А Солнце, Луна и звёзды видны всюду — и в море, и в пустыне. Их увидишь и из леса, и даже со дна пропасти в горах. И они всегда на своих местах. В те времена и появилось выражение — «путеводная звезда».

Солнце, Луна и звёзды движутся по небу всегда одинаково. Ведь не бывает так, чтобы Солнце, например, пошло назад, справа налево; или чтобы Луна поднялась и остановилась на небе; или чтобы звёзды перескочили на другие места. Каждый день, каждый год движутся Солнце, Луна и звёзды по небу спокойно, неторопливо, как стрелки часов.

Что бы ни случалось на Земле, гремит ли гроза, бушует ли ураган, разыгралась ли буря в море, всё равно Солнце, Луна и звёзды идут по небу ровно-ровно, как будто ничего не замечая.

Наверно, решили люди, там за небом скрыта какая-то очень сложная и умная машина. Наверно, эта машина похожа на механизм часов. Там, наверное, медленно вертятся огромные зубчатые колёсищи, величиной с гору. И они плавно поворачивают над Землёй всю эту махину — всё небо со звёздами. Ведь, наверно, это небо здорово тяжёлое. Такое громадное!

Вот бы добраться до «края Земли», проткнуть небо да посмотреть, что там! Как там, наверно, интересно!

Вы не смейтесь. Люди действительно верили в эти «колёсищи» по ту сторону неба.

Но как бы там ни было, все привыкли к тому, что на небе всегда полный порядок, что на «небесные светила» можно положиться, что они никогда не подведут. И это помогало людям совершать самые дальние походы.

Двигаясь, например, изо дня в день в сторону заходящего Солнца, путники знали, что идут всё время в одну и ту же сторону, и, конечно, никогда не ошибались.

Не забудьте, что не было тогда ещё ни компаса, ни карт, ни маяков.

Но вот, путешествуя и приглядываясь к звёздам, люди заметили странную вещь.

Бывало так: выходят они из родного селения в дальний путь на верблюдах и запоминают какую-нибудь яркую звезду.

Идут путники день, два, неделю и видят, что каждую следующую ночь их звезда видна всё выше и выше над горизонтом. Как будто путники идут не по плоской равнине, а переходят через огромный пологий холм, заглядывают за него всё дальше. А когда они возвращаются домой, звезда, наоборот, видна с каждым днём всё ниже, словно они уходят от неё обратно за холм.

Значит, Земля выпуклая, решили люди, как огромный круглый хлеб.

Интересно, что и вода в морях тоже оказалась выпуклой. Это заметили не только мореплаватели, но и люди, живущие на берегу. Смотрели они с берега на уходящий в море корабль и сначала всегда видели всё судно, целиком, потом — только его паруса, потом — одни верхушки мачт. И, наконец, скрывался из виду весь корабль. Как будто он перевалил через гору и опустился по тому склону.

Вы и сами легко можете это проверить на берегу моря или озера. Только надо, чтобы было тихо и не было больших волн.

И надо смотреть на корабль, опустившись пониже к воде.

Уже на расстоянии пяти километров нижняя часть корабля начнёт закрываться водой. А совсем он скроется на расстоянии нескольких десятков километров.

Поэтому смотреть лучше в бинокль.

Трудно было древним людям примириться с мыслью, что моря выпуклые. Ведь все привыкли к тому, что вода разливается ровно, плоско.

Но пришлось всё же поверить. И люди стали считать Землю уже не плоской лепёшкой, а полушаром, с «намазанными» на нём, неведомо каким способом, морями.

Однако и полушар должен иметь края. А сколько люди ни ездили по морям, сколько ни ходили в самые дальние страны, никому никогда не удавалось хотя бы издалека увидеть злополучный «край Земли».

И ещё одно заставляло людей ломать голову. Ведь Солнце, Луна и звёзды каждый день куда-то опускаются, ныряют за край Земли, а назавтра вылезают с другой стороны. И при этом не было ни одного случая, чтобы они там застряли, наткнувшись на подставки, которые держат Землю. И звёзды всегда все на своих местах. И Солнце с Луной ни разу не опоздали взойти на востоке.

Похоже, что там, под Землёй, где проходят небесные светила, совсем пусто.

И люди подумали: а что, если никаких подставок вообще нет? И Земля не полушар, а шар? И этот шар волшебным образом висит, ни на что не опираясь?

Ведь если так, то все загадки легко объясняются: и почему нет края у Земли, и почему Солнце так свободно проходит ночью под Землёй.

Непонятно только было, как же держатся люди на той стороне Земли? Ведь они там должны висеть вниз головой!

Через сотни лет люди научились строить большие корабли, на которых не страшно было плавать через океаны. Совершили на них кругосветные путешествия. Окончательно убедились, что Земля — шар. И поняли, что никто на Земле вниз головой не висит.

Потому что «низ» — это и есть Земля.

Теперь-то мы все с малых лет знаем, что Земля — шар. Глобус есть в каждом доме, в каждой школе. А как трудно было людям догадаться об этом вначале!

Л. Талимонова «Сказки о созвездиях».

Звездочёт Ли

   Жила-была на свете девушка-звездочёт по имени Ли. Она любила путешествовать, наблюдать за звёздами, солнцем и луной и предсказывать людям судьбу по звёздам. Странствуя по свету, Ли встречала художников и учёных, которые забрасывали свои инструменты на небо, добрых и злых королей и королев, которых волшебники превращали в созвездия. Девушка-звездочёт много раз видела, как принцессы становились золотыми рыбками, как чудесные птицы улетали на небосвод, чтобы навсегда остаться там яркими созвездиями. Все эти истории казались Ли весьма поучительными, иногда чуть грустными, иногда очень смешными, поэтому она старательно записывала их на отдельных листочках.

   И вот однажды, сидя на берегу бескрайнего океана и наблюдая в свой телескоп самые яркие и далекие звёзды ночного неба, Ли вспомнила о своей корзинке, в которую складывала упавшие с неба звёзды и листочки со сказками. Листочков было уже так много, что они едва помещались в корзине. Тогда Ли взяла свою волшебную палочку, взмахнула ею над корзинкой, и отдельные листочки-страницы с поучительными и забавными историями превратились в книгу. А упавшие с неба звёзды стали нарядными картинками. Так и получилась книга сказок о созвездиях.

   Теперь, путешествуя по всей Земле, звездочёт Ли раздавала книгу взрослым и детям, всем, кто не разучился удивляться загадочному сиянию далеких звёзд, радоваться красоте мира, всем, кто любит сказки. А так как книга была волшебной, то сколько бы Ли ни дарила книг людям, в корзинке у нее всегда оставалась ещё одна.

   Если и вам в руки попала эта книга, если сказки звездочёта Ли заставили петь какие-то тонкие струны вашей души, пожалуйста, поднимите глаза, посмотрите еще раз на звёздное небо, вспомните, что мир загадочен и прекрасен, и улыбнитесь.

Дорога из песка, жемчуга и слёз (Легенда о Млечном Пути)

   Давным-давно на краю света у самого синего океана жили добрые, высокие и красивые люди. Занимались они изучением звёздного неба, движения светил, умели вычислять затмения солнца и луны, составляли календари, прекрасно знали природу человека и законы космоса. Свои разносторонние знания те люди запечатлевали и зашифровывали в камнях. Вся местность, где они жили, была отмечена то одиноко стоящим гранитом или кварцем, то рядами и кругами камней, то насыпями, а то и целыми каменными комплексами. Люди считали, что в камнях их знания сохранятся надёжнее и дольше всего.

   Помимо знаний, они ценили жизнь вообще и уважали жизнь каждого, поэтому тем людям и в голову не приходило разрешать свои проблемы битвами. Они не знали, что такое война, никогда не воевали и жили мирно и спокойно длительное время. Но вот однажды добрые люди увидели на горизонте облака пыли, и гордый орёл принёс им дурную весть о том, что на их поселения движутся воинственные племена. Появились они неизвестно откуда и в своей жажде новых земель, чужих богатств и ложной славы готовы были снести всё на своём пути. Никакие разумные доводы, увещевания или призывы к добру не могли остановить воинственные толпы. Добрые хранители знаний хорошо это понимали, поэтому на всеобщем совете пришли к выводу, что лучше будет тихо оставить давно обжитые земли и уйти от грубых и жестоких завоевателей подальше в горы. Так решили те люди, собрали свои немногочисленные пожитки и покинули родные места, оставив после себя зашифрованные в камнях знания.

   Они ушли, а на их землях поселились воинственные племена. Знания их не интересовали, далёкие мерцающие звёзды были им не нужны, в больших гранитах и кварцах они не видели никакой ценности, поэтому древние каменные сооружения оставались хоть и в запустении, но в относительной сохранности.

   На новом месте, в горах, добрые люди продолжали жить тихой и мирной жизнью, наблюдать за солнцем, луной и звёздами и записывать вечные законы космоса и природы, сооружая на земле каменные мегалитические комплексы.

   Обыденная жизнь воинственных племён тоже шла своим чередом, численность народа быстро росла, и вскоре этим людям стало тесно даже на новых землях. Они стали требовать у своих вождей улучшения жизни, и те, после недолгих размышлений, приняли решение выгнать добрых и мирных людей с их последнего горного пристанища и самим снова занять их место.

   Дня не прошло с момента принятия этого решения, как опять забряцало оружие и шумное войско отправилось в горы.

   Несмотря на полную уверенность в лёгкой победе, воины всё же предполагали встретить некоторое сопротивление со стороны местного населения. Но каково же было их удивление, когда на своём пути они встречали только пустые поселения. В недоумении воины поднялись к последнему селению добрых людей, но и оно оказалось опустевшим, в нём не было ни одного человека. Куда могли уйти высокие, красивые, непонятно-странные люди? Вниз? Невозможно, воины бы заметили их. Может, они поднялись ещё выше? Разгневанные воины бросились на вершину горы, но и там никого не было. Куда исчезли добрые люди? Куда ещё могли они подняться с вершины горы? В изумлении воины топтались на месте, пожимали плечами и, наконец, догадались, что выше гор бывает только небо. Они посмотрели вверх и от края и до края темнеющего неба увидели сияющую дорогу из песка, жемчуга и слёз.

   Изначально высокие добрые люди были жителями побережья, поэтому, уходя в горы, каждый из них взял с собой на память горсточку жемчуга и песка. Теперь, уходя в небесную обитель по одной только им известной дороге, они роняли на неё жемчуг, песок и слёзы.

   Так в память о себе они оставили на земле каменные сооружения, а в небе от края и до края – дорогу из песка, жемчуга и слёз.

   Никто не знал, куда ушли те люди, но после рассказов притихших и смущённых воинов, вернувшихся домой ни с чем, многие жители воинственных селений стали иначе смотреть на мир, на жизнь и начали вести наблюдения за далёкими звёздами, впечатляясь сияющей дорогой добрых людей.

Е.П. Левитан «Приключения маленького астронома».

Как Серёжка начал с Солнцем дружить

Солнце светило так ярко, что маленький Серёжка, выбежав из дома, зажмурился и громко чихнул.

      — Будь здоров! — услышал он незнакомый голос.

      — Кто это? — удивился мальчик. — Чей голос я слышал?

      — Мой! — ответил уже знакомый незнакомый голос, но, как и прежде, никого рядом с Серёжкой не было.

      — А! Со мной кто-то играет, — догадался мальчик. — Я сейчас его найду.

      Сказал, но не нашёл, хотя всюду искал. Мальчик огорчился и даже тихонько хныкнул.

      — Не надо хныкать! — услышал Серёжка. — Это я, Солнце, с тобой разговариваю…

      Серёжа хотел посмотреть на Солнце. Но Солнце было очень яркое, и оно заставило мальчика зажмуриться.

      — Не смотри на меня, — сказало Солнце, — глаза испортишь. Ты лучше меня послушай. Думаю, что тебе понравится дружить со мной, потому что от меня ты узнаешь очень-очень много интересного.

Дневные прогулки Солнца

Представьте себе, что вы, как Серёжка, подружились с Солнцем. Вам бы, конечно, захотелось узнать очень многое о таком необыкновенном друге. Что именно? Ну, например, почему солнце не всегда видно на небе, почему оно умеет ярко светить, почему в летний солнечный день бывает очень жарко, а зимой при ярком солнце даже снег не тает…

      И вот обо всём этом Солнце стало рассказывать Серёже. Конечно, мальчик с нетерпением ждал каждой новой встречи с Солнышком и огорчался, когда оно не появлялось.

      — Почему, Солнышко, вчера тебя не было весь день? — спросил он однажды.

      — Как это не было? — удивилось Солнышко. — Я бываю всегда.

      — Как это ты бываешь всегда, если вчера я тебя не видел? — удивился мальчик.

      — Да, — повторило Солнышко. — Я бываю всегда, но иногда меня скрывают тучки. Между прочим, когда на небе тучи, то днём не видно меня, а ночью нельзя увидеть ни Луну, ни звёзды…

      — А если на самолёте полететь? — спросил Серёжа.

      — Ну, с самолёта ты меня, конечно, увидишь, — ответило Солнышко.

      — Если долечу до тебя?

      — Нет, до меня на самолёте долететь никто не сможет, — засмеялось Солнышко, — а вот подняться на самолёте выше туч и облаков не очень трудно.

      Серёжа вздохнул: ему, конечно, захотелось сейчас же полететь на самолёте, да и вообще стать лётчиком, который даже в плохую погоду может видеть яркое Солнце.

      Однажды на день рождения Серёже подарили компас. Мальчику очень нравилось смотреть, как стрелка этого прибора быстро находит север. Скоро Серёжа научился определять по компасу не только север, но и юг, и восток, и запад. Когда он рассказал об этом Солнышку, оно обрадовалось и даже предложило поиграть в игру «встречай — провожай».

      Серёжка о такой игре никогда не слышал. В новой игре и компас пригодился. Да без него и играть было бы вообще невозможно, потому что Серёжа должен был узнавать, где Солнце появлялось по утрам, где оно было днём и где заканчивало свою дневную прогулку.

      И что же оказалось? И летом и зимой Солнце восходит в восточной стороне неба, а заходит — в западной. Но зимой и летом его путь не один и тот же. Например, зимой оно появляется между востоком и югом. Значит, оно восходит на юго-востоке. А заходит на юго-западе. Не долго прогуливается Солнце зимой по небу. Дни зимой поэтому короткие.

      Солнце поздно восходит и рано заходит. Даже в середине зимнего дня Солнце очень невысоко поднимается (оно в это время всегда видно на юге).

      Другое дело — лето! Всего лишь несколько раз Серёжку удалось разбудить так рано, чтобы он мог увидеть восходящее Солнце. Но он всё-таки убедился, что летом Солнце рано утром появляется на севе-

      ро-востоке, днём высоко видно на юге, а поздно вечером устало заходит на северо-западе.

      Вот такой распорядок прогулок у Солнышка. И Солнышко строго выполняет его всё время. Люди давно привыкли к этому распорядку и приспособили к нему свою жизнь и работу летом и зимой.

Приложение 6

«Тайна третей планеты» - https://www.youtube.com/watch?v=2NTIdviEzWg

«Незнайка на Луне» - https://www.youtube.com/watch?v=Re8m8QdSjhc

«Белка и Стрелка» - https://www.youtube.com/watch?v=G-tzNy4L7uw

Приложение 7

Консультация для родителей «Что рассказать детям о космосе»

Нужно ли знакомить дошкольника с космосом? Современные малыши получают огромное количество информации, и неизменно у них возникают вопросы: что это, почему и как это происходит. Любые разговоры о космосе и планетах всегда притягивали внимание не только взрослых, но и детей. А любой здоровый интерес нужно развивать.

И делать это лучше всего как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, и тем быстрее он найдёт место в нашем интересном и прекрасном мире.

Что же рассказать своему ребенку о космосе и главное как?

А начинать знакомство нужно с простых рассказов и наблюдений. Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните своё детство, как интересно было смотреть в ночное небо.

Современные родители, сами испытывая интерес к космосу пытаются, часто безрезультатно, пробудить интерес к Вселенной в своих детях, используя при этом ресурсы современных технологий, в основном Интернет. Ведь как занимательно увидеть на яркой картинке вблизи Юпитер, следы действующих вулканов на его спутниках, кольца Сатурна. Родителям непонятно, почему их дети не разделяют родительского восторга.

Важная задача для родителей – развивать у детей интерес к познанию.

Как на сегодняшний день поддержать интерес ребёнка к неизведанному?

Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства, сформировать знания, представления о космосе, развивать интерес к космосу мы рекомендуем родителям знакомить детей с достопримечательностями своего города и края; посещать с ними музеи, выставки, памятники; рассказывать им о труде людей, о своей работе.

Для обогащения и расширения представлений и знаний о науке и космосе использовать картины А. Леонова «Переход», «Орбитальная станция», «Луноход»; иллюстрации «Земля из космоса», «Звёздное небо», портреты космонавтов, «Ощущение невесомости», глобус, аудиозаписи.

Вместе с детьми читать и рассматривать иллюстрации к книгам А. Леонова: «Я выхожу в открытый космос», «Ю. А. Гагарин».

Учить и читать стихи «Когда он на землю вернулся» В. Костров, «Марш юных космонавтов» С. Михалков, «Луноход», Н. Гончаров, «Я верю друзья…»  В. Войнович, «Знаете, каким он парнем был» (отрывок)    Н. Добронравов.

Для обогащения детского лексикона советуем поиграть в игру «Доскажи словечко»,  загадывать загадки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательный проект «Этот удивительный Космос» Выполнила: Мяснянкина Е.В.

Слайд 2

Проблема: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.

Слайд 3

Цель проекта: · формирование у детей целостности картины мира ( представленйе о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми). · развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, создание условий для развития познавательной, речевой активности дошкольников.

Слайд 4

Задачи: 1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса. 2.Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле, продолжить знакомство с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным. 3. Развивать творческое воображение, фантазию, кругозор и активизировать словарь дошкольников. 4.Воспитывать уважение и любовь к Земле. Чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов. 5.Привлечь родителей к совместной деятельности.

Слайд 5

Предполагаемые результаты: Краткосрочный результат: Создание модели Солнечной системы. Долгосрочный результат: Сформировать представление о ближайшем космосе, изучить историю покорения космоса .

Слайд 6

1 этап: 1. Выявление уровня подготовленности детей о первоначальных знаниях о космосе. 3. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.

Слайд 9

2 этап:

Слайд 12

Чтение художественной литературы: Я. К. Голованов «Дорога на космодром», В. Бороздин «Первый в космосе», О. А. Скорлупова «Покорение космоса», В. Кащенко «Созвездие драконов», Л. Талимонова "Сказки о созвездиях", П.В. Клушанцев «Где Земля кончается?», Е. П. Левитан «Приключение маленького астронавта» 12. Работа с родителями: консультация «Как познакомить дошкольников с космосом», участие в выставке поделок.

Слайд 13

3 этап:

Слайд 15

Данный проект можно использовать в других группах н ашего учреждения и других дошкольных образовательных учреждениях для расширения знаний детей о космосе. 2. Отчет о проведении проекта можно поместить на сайте образовательного учреждения.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на неделю для подготовительной группы Тема: «Удивительный космос»

Формировать представление детей о космосе. Воспитывать патриотизм за своих  героев страны....

Образовательный проект для детей подготовительной группы "Удивительный Космос"

Образовательная область: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, художественно –эстетическое развитие, социализация....

Образовательный проект "Удивительный космос"

Образовательный краткосрочный проект для детей подготовительной группы                                    ...

Образовательный проект «Удивительный мир космоса»

космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников...

Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшей группы »Этот удивительный космос»

Конспект открытого занятия "Этот удивительный космос"Задачи: 1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе. Вызвать познавательный интере...

Образовательный проект «Удивительный мир космоса» В старшей группе

Образовательный проект«Удивительный мир космоса»В старшей группе  Вид проекта: Информационно – познавательный, творческийПродолжительность проекта:ДолгосрочныйУчастники ...

Образовательный проект "Этот удивительный космос".

Образовательный проект«Этот удивительный космос».Продолжительность проекта: краткосрочный (1-2 неделя апреля 2018).Авторы проекта: Наботова М.И., Бубнова И. А.Тип проекта: информационно-по...