Экологические пространства в дошкольном учреждении
статья по окружающему миру

Брянская Марина Павловна

Экологические пространства

в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_ekologicheskie_prostranstva_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx55.12 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические пространства

в дошкольном учреждении

1. Определение «Экологическое пространство»

«Экологическое пространство» — это условное понятие, которым обозначены специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в пед. Процессе экологического воспитания.

«Экологическое пространство» — это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний взрослых.

2.Уголок природы в разных возрастных группах

Групповые уголки природы—это небольшое пространство, которое имеет непосредственную близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года.

В уголках природы проводятся длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание.

Минимальный состав уголка природы включает комнатные растения и аквариум независимо от возраста детей.

Размещенные растения должны хорошо себя чувствовать. Дети должны их видеть здоровыми, ухоженными.

В аквариуме могут быть любые доступные для содержания рыбы. Дети могут наблюдать особенности строения и поведения.

В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады). Это все компоненты экологического воспитания.

Воспитатель организует в уголке природы 3 вида деятельности:

А. Создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных

Деятельность совместно взрослого и ребенка. Деятельность воспитателя с возрастом детей меняется.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель – образец правильного и гуманного отношения к природе. Воспитатель показывает и по просьбе дети выполняют отдельные действия. Самостоятельность детей отсутствует.

В средней группе – воспитатель и дети в паре. «Я делаю – вы мне помогаете, вы – мои помощники». Зарождается самостоятельность.

В старшем возрасте самостоятельность нарастает. Воспитатель доверяет. «Вы делаете, а я вам помогаю». Дежурства в уголке – это и есть проявление их самостоятельности. Воспитатель хвалить детей. Функции контролера и учителя воспитатель выполняет незаметно.

Б. Познавательно-ознакомительная деятельность.

Дети должны много знать о тех, кто живет рядом с ними. Изучение через длительные циклы наблюдений.

В. Общение с природой

Новый вид деятельности в детском саду. Это развивает положительно-эмоциональное отношение к растениям, животным, развивает эстетические чувства.

Научить общаться: почаще смотреть

Погладить, покормить, брать в руки.

3. Примеры экологических пространств помещения

1.Комната природы

 Групповые уголки природы малы из-за ограниченного размера помещения.

Аквариумы

Черепахи: водная и сухопутная

Птицы, кролик, морская свинка

В комнате дети могут наблюдать, трудиться, общаться с животными.

Должны быть шкафы и полки для хранения оборудования, кормов, вешалки для фартуков и полотенца. Скамейки.

Разнообразные растения. Выращивание овса, зелени.

Старший воспитатель: составляет расписание посещения комнаты.

2.Кабинет природы

Это разновидность комнаты природы с тем лишь отличием, что кабинет оборудован еще и столами для занятий с детьми. Такой кабинет может быть использован как для плановых регулярных занятий, так и для кружковой работы со старшими дошкольниками. Важно при этом иметь в виду, что животные, находящиеся в помещении, — это сильный раздражитель для дошкольников, поэтому не все плановые занятия по природе могут проходить в таком кабинете, а только те, которые по содержанию связаны с его обитателями.

3.Зимний сад

Зимний сад (салон природы) может быть устроен при наличии большого и хорошо освещенного помещения. Высокий потолок, изобилие дневного света, повышенная влажность создают хорошие условия для выращивания экзотических (тропических) растений. Различные пальмы, кофейное дерево, Лавр, цитрусовые. В зимнем саду могут жить птицы.

При наличии бассейна в его водах хорошо содержать золотых рыбок – они постоянно растут и достигают больших размеров.

Общение детей с обитателями, наблюдение за ними, посильное участие в создании и поддержании необходимых условий.

4.Зал релаксации

Имеет оздоровительное значение. Он не дублирует ни музыкальный, ни физкультурный залы, по своему функциональному предназначению приближается к комнате психологической разгрузки. Работают с нормальными детьми, но имеющие некоторые отклонения в поведении детьми (чрезмерно возбудимые, заторможенные, некоммуникабельные, с рассеянным вниманием).

Аквариум, растения, фонтан, клетки с птицами. Комплект плетеной мебели для отдыха, экспозиции лучших детских рисунков и т.д.

Дети сидят вокруг и наблюдают за струями воды или перебирают камни, песок, ракушки, слушают птиц или исполнение музыкального произведения, наблюдают за рыбами, ложатся на коврики и слушают музыку с закрытыми глазами, рисуют или слушают рассказы. Во всех случаях дети получают хороший заряд положительных эмоций, успокаиваются, отдыхают.

Эту работу с детьми при использовании специально разработанной методики, может вести психолог, медик, педагог, эколог, воспитатель физкультуры.

4 Примеры экологических пространств участка

1.Площадка природы

Она по своему функциональному значению противоположна физкультурной площадке детского сада: дети могут приходить небольшими группами, по одному, по двое, чтобы в тишине и покое пообщаться, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой природы.

На территории детского сада для площадки природы выбирают спокойное место, вдали от групповых участков.

Кормушки. Наблюдение за птицами, как складываются отношения между воробьями, голубями и воронами., особенно зимой во время подкормки. Как весной идет война между воробьями и скворцами, как скворцы выводят потомство.

На площадке природы в разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка для отдыха, красивый домик сарай для инвентаря. На площадке во всех местах должны быть привлекательного вида лавочки, бревна, пеньки. Учатся созерцать природу, сосредоточиваться на ее красоте. Площадка также служит местом для приобщения дошкольников к труду по уходу за растениями и животными.

На площадке природы может быть цветник непрерывного цветения.

2.Мини-ферма

Может быть не только в сельском дошкольном учреждении – городскому она еще больше нужна, т.к. помогает познакомить и приобщить детей к сельскохозяйственному труду.

Чаще всего – это небольшой сарай, в котором круглый год или в теплое время содержат кого-нибудь из домашних животных. Куры, кролики, утки, поросенок, козленок, ягненок, пони. Рядом с сараем должен быть луг для выпаса и заготовки сена.

Вариантом мини-фермы может быть теплица, в которой могут выращивать зелень, лук, огурцы, томаты, выращивать рассаду.

3.Маршруты в природу

Разработка маршрутов прогулок и походов в природу. Сходство имеет с экологической тропой. В отличие от экологической тропы на маршруте не создаются искусственные объекты, он прокладывается там, где есть что показать детям.

Экологическими объектами могут стать: лес, луг, поле, водоемы, овраги, места деятельности людей- лесхозы, питомники, лесоразработки; охраняемые объекты – памятники природы, заказники и др.

Объектами маршрута могут быть также примеры отрицательного воздействия человека на природу – свалки, вытоптанные места, задымленность и др.

4.«Уголок нетронутой природы»

Может быть создано на участке любого детского сада.

Это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают. Произрастают те растения, которые сами поселились. Птицы, насекомые.

Наблюдать какие растения постепенно заселяют пространство.

5.Экологическая тропа

Учебный специально оборудованный маршрут на природе. Это особая форма экологического образования, связанная с практической деятельностью.

В детском саду правильнее называть экологическими тропинками. Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Можно выделить 2 основных типа экологических тропинок:

А) на территории дошкольного учреждения

Б) в природных или приближенных к ним условиям (пригородный лес, парк, сквер)

Критерии выбора маршрута: включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов; их доступность.

Этапы создания экологической тропинки

  1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
  2. Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде символов – рисунков. (бабочка, цветок, божья коровка, жук и др.). Соединить все рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.
  3. Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» - сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости.
  4. Фотографирование объектов и описание их, оформление в альбом.
  5. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Создавая экологическую тропинку на территории ДУ, помните о том, что это не клумба, которая должна быть полностью засажена цветами. Включайте в состав те объекты, которые уже имеются на вашей территории. (старый пень, поваленное дерево, места скопления жуков-солдатиков, отдельно лежащие камни, растения барометры, растения часы, пищевые растения, муравейники, небольшие вытоптанные участки, места скопления дождевых червей, холмики земли, вырытые кротами, гнезда птиц и т.д.

Экологические тропинки в естественных условиях включают также деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, пруды, ручьи, муравейники, норки животных, места отдыха и его последствия для растений, животных (отрицательный пример: мусор, костры, вытоптанные участки; положительный пример: специально оборудование, чистые места отдыха). Можно понаблюдать как постепенно зарастает кострище.

При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дошкольники не способны воспринимать большой объем материала. Целесообразнее посещать тропу многократно и при каждом посещении работать с одним –двумя объектами.

Важно соблюдать следующие принципы:

Не перегружать детей фактическим материалом: не проводить занятия в лекционной форме.

Подбор растений и животных в уголок природы

Группа

Растения

Животные

Младшая группа

1.Долго и обильно цветущие (бегония вечноцветущая, бальзамин).

2. С крупными, прочными листьями (протирать - фикус).

3. С четко выраженными частями растения (розан).

4. Количество: 3-4 вида в нескольких экземплярах

1. Рыбы, птицы (золотая рыбка, канарейка)

2. Крупные.

3. Типичное строение.

 4. Подвижные.

Средняя группа

1. С разными листьями по цвету, форме, величине, краю листа (фикус, розан, колеус, герань зональная, герань душистая, кливия, папоротники).

2. Несколько видов одного семейства (бегония крапчатая, бегония рекс).

 3. Растения, которые требуют разных способов ухода

 4. 5-6 видов, несколько экземпляров.

1.Птицы, неприхотливые млекопитающие (морская свинка, канарейка)

 2. Рыбы 2-х видов, отличающиеся друг от друга (золотая рыбка и меченосец;гуппи и сомы; вуалехвост, телескоп – разновидности золотой рыбки).

Старший возраст

1. Растения с разными стеблями (свисающими, лазающими, укороченными, прямостоячими - традесканция, комнатный виноград, бегония лотосовидная, узамбарская фиалка, аспидистра, монстера).

2.Размножающиеся разными вегетативными способами (черенкованием, листом, делением корневища или листа, клубеньками, детками - хлорофитум, камнеломка, щучий хвост, амариллис, фиалка, герань)

3. Разные потребности в свете и влаге (папоротники - бегонии, толстянка - циперус).

 4.Разные климатические зоны (традесканции, кливия, алоэ)

5. 8-10 видов.

1. Разнообразные рыбы: холодноводные (карась), тепловодные; нижних слоёв воды (сомик), верхних (верховка).

2.Рыбы живородящие (гуппи)

 3. Птицы (волнистые попугайчики – нетипичное строение клюва, выведение потомства).

 4. Млекопитающие – хомячок, белая крыса. Звери нашей местности (белка, ёж) – временно.

5. Земноводные и пресмыкающиеся: черепаха; временно – лягушка, ящерица.

6. Насекомые (бабочки, жуки) – временно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений»

Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки  по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном ...

«Социокультурное развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения».

«Культурное воспитание начинается оченьрано, когда ребенку очень далеко дограмотности, когда он только научилсяхорошо видеть, слышать и кое-чтоговорить».А. С. Макаренко...

Интегрированные здоровьеформирующие мероприятия в образовательном пространстве дошкольного учреждения как средство оптимизации психофизического развития детей 5-6 лет

Проблема исследования заключается в поиске и выборе средств здоровьеформирующих мероприятий, улучшающих здоровье и оптимизирующих психические процессы дошкольников....

« Физкультурно - образовательное пространство дошкольного учреждения как условие подготовки детей к сдаче норм комплекса ГТО»

« Физкультурно - образовательное пространство дошкольного учреждения как условие подготовки детей к сдаче норм комплекса ГТО»...

Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения

Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состо...