Конспект презентация "Мы коллекционеры"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Радионова Анна Александровна

Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам, совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов. Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти. Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Коллекционеры».

Задачи:

Образовательные: Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам, совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов.

Развивающие: Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.

Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Воспитательная: Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Методы и приемы:

• Словесные: вопросы, художественное слово.

• Наглядные: презентация, посылка с камнями.

• Практические: физминутка, исследование предметов.

Предварительная работа: чтение произведения «Серебряное копытце» П. П. Бажова, Рассматривание детской познавательной энциклопедии. Рассматривание различных иллюстраций гор, камней.

Продуктивная деятельность:

*Рисование

Оборудование:

Посылка с камнями, лупа, камни для составление коллекции, письмо, конфеты, презентация «Камни».

Ход

Воспитатель: В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

Стук в дверь. Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.

- Ребята! Что это?

Дети: посылка

А давайте прочитаем для кого эта посылка?

От кого?

(Открываем, достаём шкатулку и письмо)

Предлагаю детям присесть на коврик я прочитаю письмо

«В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)

Воспитатель. - Давайте рассмотрим камни в посылке.

Воспитатель. Ребята! Давайте вспомним для чего нужны камни человеку?

Дети. Они нужны для строительства домов, дорог.

В: Вы брали в руки камешки, рассматривали их?

Сегодня мы с вами, будем тоже рассматривать разные камни, и узнавать о них кое-что новое и интересное.

В: Что помогло узнать, что это морские камешки?

В: Посмотрите на них и скажите, какие они, какого цвета, какая у них поверхность?

Дети. Они гладкие, красивые, разного цвета.

- Почему они такие? Гладкими их делает вода. Нахлынувшие волны бьют камни друг о друга, вода со временем оттачивает у них края.

Воспитатель. – А теперь предлагаю вам рассмотреть наши камни которые мы собрали на территории обычные камешки и рассмотреть. Что можно сказать об этом камне.

Дети. Они шершавые, неровные, с острыми углами, разной формы.

- Постучите, камень о камень, что происходит?

Дети. Мы слышим звук.

- Приложите камешек к щеке, какой он? Можно ли согреть его? Как это сделать?

Дети. Положить на солнышко, согреть в ладонях.

Воспитатель. Так есть отличие между морскими и обычными камнями? (Ответы детей)

Давайте немного отдохнем и проведем игру-эстафету.

Подвижная игра-эстафета «Обычные и морские камни»

Воспитатель. Разделимся на две команды. В обруче рассыпаны камешки, среди них есть и обычные и морские камешки, их одинаковое количество. Когда зазвучит музыка, одновременно 1комада будет собирать морские камни и складывать их в свою коробочку, а 2-ая команда собирает только обычные камешки и относит их в свою коробочку. Игра будет продолжаться до тех пор, пока все камешки не окажутся в своих коробочках.

Выигрывает команда быстрее и правильнее справившаяся с заданием.

Звучит музыка с быстрым темпом.

По окончании игры проверить точность выполненного задания.

Тема:  «Коллекционеры»

Программное содержание:

Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах.

Учить детей классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); рельеф (гладкий, ровный, шероховатый, шершавый); температура (теплый, холодный, горячий); вес (лёгкий, тяжелый, цвет (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д., форма (круглые, овальные, треугольные, квадратные, место (речной, морской, горный).

Закрепить представление детей об органах чувств, и их назначении: орган зрения - глаза помогают определить цвет, размер, форму предметов, материал; орган осязания - рука помогает определить структуру, форму, вес, температуру, размер предметов; орган слуха - уши помогают услышать различные звуки; орган обоняния - нос определяет различные запахи. Активизация словаря: коллекция, коллекционер, экспонаты.

Предварительная работа: Сбор различных камней для коллекции, рассматривание камней, иллюстраций из книг, энциклопедий. Организация выставки камней в группе. Беседа с детьми о том, где можно встретить камни, где камни принесенные нашли. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение и обсуждение сказок, игры камнями.  

Ход:  

Воспитатель: В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? Дети: Хорошее!

Воспитатель: Какое у тебя настроение по цвету?

Какое у тебя настроение по цвету?

Какое у тебя настроение по вкусу?

Какое у тебя настроение по вкусу?

Какое у тебя настроение по запаху?

Какое у тебя настроение по запаху?

Воспитатель: Замечательно! У нас получилась целая коллекция настроений.

-Ребята, а вы знаете, что такое коллекция?

Коллекция - это систематизированное собирание, каких либо предметов.

А коллекционирование- это целенаправленное собирание, собирательство каких либо предметов. Что можно коллекционировать?

Дети: фантики, значки, книги, марки, значки, игрушки, магнитики, картины, оружие.

Воспитатель: Кого называют коллекционерами? Да людей, которые что-то собирают. Ребята, а чтобы узнать о какой коллекции мы сегодня с вами будем говорить (на столе стоит большая коробка с камнями, покрытая салфеткой, нужно отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли у дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать.

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Кто дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)

Воспитатель: Вы правильно догадались наши экспонаты сегодня - камни.

-Ребята, а откуда у нас столько камней?

Дети: Это мы собрали, принесли.

Воспитатель: А где вы нашли такие камни?

Дети: На нашей территории, принесли из дома!

Воспитатель: А где можно еще встретить камни?

Дети: На море, на дороге, на речке, в горах.

Воспитатель: Нас можно назвать коллекционерами?

Дети: Да мы тоже коллекционеры.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно камни и выберите себе любой.

Подумайте, что вы можете о нём рассказать?

Камни все одинаковые?

Если затрудняетесь, можно взять в помощники карточку (модель обследования объекта)(Один ребёнок рассказывает, остальные дети слушают и задают уточняющие вопросы, если рассказывающий ребёнок о чём-то не сказал).

Вы брали в руки камешки, рассматривали их?

Сегодня мы с вами, будем тоже рассматривать разные камни, и узнавать о них кое-что новое и интересное.

В: Что помогло узнать, что это морские камешки?

В: Посмотрите на них и скажите, какие они, какого цвета, какая у них поверхность?

Дети. Они гладкие, красивые, разного цвета.

- Почему они такие? Гладкими их делает вода. Нахлынувшие волны бьют камни друг о друга, вода со временем оттачивает у них края.

Воспитатель. – А теперь предлагаю вам рассмотреть наши камни которые мы собрали на территории обычные камешки и рассмотреть. Что можно сказать об этом камне.

Дети. Они шершавые, неровные, с острыми углами, разной формы.

Воспитатель. Так есть отличие между морскими и обычными камнями? (Ответы детей)

Давайте немного отдохнем и проведем игру-эстафету.

Подвижная игра-эстафета «Обычные и морские камни»

Воспитатель. Разделимся на две команды. В обруче рассыпаны камешки, среди них есть и обычные и морские камешки, их одинаковое количество. Когда зазвучит музыка, одновременно 1комада будет собирать морские камни и складывать их в свою коробочку, а 2-ая команда собирает только обычные камешки и относит их в свою коробочку.

Воспитатель: Дети, скажите, какие помощники помогали нам рассматривать камни и определять признаки?

Дети: Глаза помогли определить, цвет, размер, форму камней.

Руки, помогли определить какие камни на ощупь по рельефу, форме, весу, температуре, помогли определить размер камней.

А какие ещё органы чувств помогают нам обследовать объекты?

Дети: Уши, нос, язык. (Воспитатель уточняет.)

Физминутка. Вместе с мамой, вместе с папой Мы пойдем сейчас гулять!

Будем в парке вдоль тропинки, чудо камни собирать.

Вот камень круглый, словно мяч.

А этот точно блин.

Вот тот на зайчика похож

А этот как дельфин.

Мы чудо камни соберём

И в детский садик отнесем.

Воспитатель: Ребята, а удобно нашу коллекцию рассматривать? Почему?

Дети: Потому что она хранится, лежит в одной коробке и некоторые камни не видно.

Воспитатель: А что вы можете предложить?

Дети: Разложить в разные коробочки, разделить, высыпать камни.

Воспитатель: А как вы предлагаете разложить камни, как можно разделить камни, по каким признакам?

Дети: Камни можно разложить по цвету, размеру, форме.

Воспитатель: - Ребята, а по месту нахождения камни все одинаковые?

-Камни были найдены в одном месте?

А как ещё можно разделить наши камни по месту нахождения? (речные, морские, горные).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую коробочку я для вас приготовила. Я вам предлагаю разложить в нее камни и создать свою коллекцию и положить для нашей выставки. (Дети раскладывают камешки по указанным на коробочке признакам, в каждой коробочке разные камни).

Итог занятия (вопросы к детям):

Ребята, что вы сейчас делали?

Кому хочется рассказать о своей коллекции?

Кто такие коллекционеры?

Расскажи, какие бывают камни по признаку места?

Какие помощники нам помогали рассказать о признаках камня?

Ты собирала камни в коробочку, по каким признакам?

Для чего нужны камни?  

Вам понравилась наша коллекция?

Опыт 1

Цель: показать разнообразие камней по внешним признакам.

Материал: разнообразные камни, мисочки с водой.

Рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой (маленький, самый красивый (невзрачный) и т. д. Пусть дети обоснуют свой выбор.

Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого темного. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник. С закрытыми глазами выбираем самый гладкий (шершавый, самый круглый (неровный).

Рассматриваем самый круглый камень. Как вы думаете, этот камешек всегда был таким круглым или у него были углы? Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга, и острые углы постепенно исчезают, стираются, - так камушек становится круглым. Дети берут камешки в ладони, трясут их, ударяют друг о друга, слушают, как они стучат.

Опыт 2

Цель: показать, что камни бывают разные по температуре и гладкости поверхности, что в тепле они нагреваются; в воде камни становятся мокрыми и изменяют цвет.

Материал: камни, разные по цвету, размеру, форме, шероховатости, емкости с водой, салфетки.

Потрогаем разные камешки. Холодные они или теплые? Шершавые или гладкие? Зажмите камешек в кулаке и подержите. Каким он стал (теплым). Почему (руки теплые). Значит, камешки могут нагреваться. Это можно показать и на прогулке, когда камни на солнце нагреваются. Можно вспомнить каменный берег моря.

Что будет, если мы положим камешек в воду (предположения детей). Он утонет? Будет плавать? Бросим камешек в воду и понаблюдаем, что произойдет. На воде образуются круги. Может ли камешек плавать? Опустим в миску еще несколько камешков, потрогаем их в воде и вынем. Можно положить в емкость большой камень и полить его водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие камешки красивее?

 

Опыт 3  «Какими бывают камни, размер камня и поверхность»

Цель: показать что камни по цвету, размеру  и форме бывают разные, камень может быть гладким и шероховатым. 

Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.), Одинакового размера ли ваши камни? Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.  


Опыт 4 «Определение формы»

Цель: Сравнить камни с другими предметами придти к выводу что камни твёрдые.
Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?


Опыт 5 «Определение температуры»

Цель: камни могут быть теплые и холодные, в зависимости от окружающей среды.
Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Опыт6  «Камни и вода?»

Цель: Показать на практике что камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Изменение камня в воде, цвет. Выявить на практики дерево легче воды, а камень тяжелее.    

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.) Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.

Опыт 7 «Могут ли камни менять цвет?»

Цель: выявить в каких условиях камень может меняет цвет

Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)  

Опыт 8 «Из чего состоят песок и глина?»

Цель: Показать воспитанникам что песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.  

Опыт  9 «Тонут ли камни в воде?»
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
 Цель: Показать на практике что камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. 

Опыт. Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)

Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

Опыт .  Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду). А теперь нальём воду в стаканчик, где лежат камни. Камешки впитывают воду? (Нет) Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду, он воду не пропускает.)

Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый, водонепроницаемый.  

Опыт «Камень может издавать звуки»

Цель: сформировать представление о свойствах камня.

Материалы: разнообразные камни.

Ход опыта: как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Как нам

это проверить? Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли

звуки, которые при этом получаются?

Вывод: Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие –

тихий. Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с

другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире». В. Бианки

Слайд 2

Социально-коммуникативное развитие - создание дидактических игр совместно с детьми: «Каменный сад»; «Умные камешки».

Слайд 3

Познавательное развитие НОД - опытно-экспериментальная деятельность (игровые эксперименты): «Исследование камня», игра «Правильно - не правильно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «План – дело – анализ» Тема: «Мы - коллекционеры»

В старшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными и при организации их жизни, мы используем технологию «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ». Данная технология обеспечивает детям позицию полноправных ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Коллекционер бумаги"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Коллекционер бумаги"...

Конспект занятия по познавательному развитию «Коллекционер бумаги» В старшей группе №2

Конспект занятия по познавательному развитию «Коллекционер бумаги» в  старшей группе №2...

Конспект занятия по окружающему миру. Тема «Коллекционер бумаги»

Конспект занятия по окружающему миру.Тема «Коллекционер бумаги»...

Конспект НОД «Коллекционер бумаги»

 Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Конспект НОД«Коллекционер бумаги». Подготовила ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Коллекционер бумаги»

laquo;Воспитание детей дошкольного возраста» Конспектзанятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группена тему «Коллекционер бумаги»...