занятие по ознакомлению с окружающим миром по теме " История жилища человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по теме " История жилища человека" по технологии Н. Коротковой ( Путешествие по реке времени)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

 « История жилища человека»    старшая группа              Макарова Е. В.

Культурная практика:

познавательно-исследовательская , коммуникативная, игровая деятельность

Культурно-смысловой контекст:

 Путешествие по реке времени

Цель:

  Развитие любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей жилища человека

Задачи:

Познакомить детей с историей жилища человека. 

Развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация), активную речь детей.

 Воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга.

Планируемые результаты

 Дети проявляют познавательный интерес; умеют работать в группе, демонстрируют умение логически рассуждать; активно  вступают в диалог с воспитателем.

Дети знакомы с историей жилищ человека.

Оборудование:  

Панно « Река времени», презентация « История жилища», материалы для исследования ( камень, дерево, шкуры, кости), набор картинок для панно, клей

Структурная часть

                              Содержание образовательной деятельности

Деятельность детей

     Вводная часть

( мотивация)

Беседа:

 - Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?

Перед окнами нашей группы красуются пятиэтажные дома. 

- Ребята, а в каких дома живете вы?  Сколько этажей в вашем дома? У вас деревянные, железобетонные  или кирпичные дома?

Дом нужен всем, но самое большое разнообразие домов у человека. Еще в древности люди занимались строительством.

-Ребята, как вы думаете, в древнем мире, какие дома были, кто их строил? Хотите узнать?

-А что мы можем сделать, чтобы узнать об истории жилища человека?

-Я предлагаю вам отправиться в прошлое (древние времена) по «реке времени».

- Кто хочет отправиться вместе со мной, и узнать историю жилища человека?

 -Ребята, чтобы очутиться в далёкой древности, на чем можно отправиться по реке времени?

(дети перечисляют транспортные средства)

-Да, ребята, мы можем отправиться на корабле. А как мы можем назвать наш корабль?

-А теперь вперед, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем. Много нового узнаем»

-Посмотрите, вот наша первая остановка.

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети  присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. Высказывают свои предположения.

Основная часть

1.  Древность  

2 Старина

3. Наше время

 

- Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности.

Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется? (Пещера).Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах. Первым жилищем была пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников.  Позже появились шалаши из веток и костей мамонтов. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов. А сверху на них делали покрытие из шкур.

Воспитатель демонстрирует на слайде изображение пещер

-Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? Давайте потрогаем камень, который я для вас приготовила. Какой камень на ощупь? Вся пещера состояла из камней. Удобно ли было стоять на такой поверхности? А спать? А почему? Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? Почему?

В шалаше было ли удобно первобытным людям?  А давайте проверим?

У меня есть макет шалаша. Из чего был сделан шалаш?  Как вы думаете, был ли шалаш прочным жилищем? Ребята, а если вдруг начнётся сильный, порывистый ветер, сможет ли такой дом устоять и защитить людей, живущих в нём? Давайте проверим, подуем на шалаш.

Что с ним произошло? Правильно, он весь развалился. А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим? Польём водичкой наш шалаш. Что произошло?  

А удобно ли было жить в шалаше холодной снежной зимой?

-Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

-Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

- Ну а сейчас, все на борт, продолжим наше путешествие.

И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем»

- И вот наша вторая остановка. Мы с вами очутились в старине.

 Как только у человека появился деревянный дом – появилась профессия строитель.

Люди осваивали профессию плотник. На Руси плотник, был как строитель.

Основой деревянного дома был сруб. Сруб – это скреплённые между собой четырехугольник бревна. Древесина была доступным материалом. Ребята, а как вы думаете, поему древесина была доступным материалом на Руси? Правильно.

Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. Крыши были двухскатные. (изображение двухскатных крыш). В качестве кровельного материала сначала выбирали солому. Как вы думаете, прочная ли была крыша из соломы? Почему? Когда люди поняли, что соломенная крыша не прочная, они стали делать крышу из дерева. Дом строили топорами.

Воспитатель демонстрирует на слайде изображение сруба, деревянных домов

Ребята, давайте потрогаем деревяшку. Какая она? Как вы думаете, были ли такие дома удобными? А были ли они прочным? Почему?

Да эти дома были удобными, день и по сей день в деревнях люди живут в деревянных домах. Так же они были прочными, деревянные дома могли защитить людей от ветра и непогоды.  Деревянные дома, если древесина у них обработана специальным раствором, могут простоять много лет. Только теперь их и строят немного по-другому и различных удобств в них побольше.

-Ну, что вы готовы продолжить наше путешествие?

Все на борт! Отдать швартовый!

 «Путешествие нас ждет, река времени несет.

В современном мире мы побываем. Много нового узнаем»

-Вижу берег! Подплываем! Опустить якорь!

Как вы считаете, где мы очутились?

-Правильно, мы с вами находимся в нашем времени, здесь нам все знакомо.

-Ребята, а какие дома у нас сейчас? Опишите их.

- Сегодня, чтобы построить жилой дом, требуется привлечение специальных механизмов и большого количества людей самых разных строительных профессий. А какие строительные профессии знаете вы?   Строитель должен многое знать и многое уметь.

- А из чего сейчас построены наши дома? Из каких материалов? Как вы думаете наши дома прочные? Удобные? Почему? А красивые ли они? Что делает человек, для того чтобы украсить свой дом?

Правильно, наши дома сейчас очень прочные, они могут защитить на от любой непогоды, так же они комфортные для нас.

- Ребята, интересный путь мы с вами проложили?

- Давайте вспомним, где мы были?

-Ну, а теперь пора возвращаться, нужно поторопиться.

 (Воспитатель предлагает во время плавания поиграть в игру «Море волнуется раз»)

Дети рассматривают, обследуют.

Сравнивают, делают вывод с помощью педагога.

Воспринимают рассказ педагога. Высказывают своё мнение

Участвуют в диалоге

Заключительная часть  (Работа с панно река времени)

Шум волны, педагог замечает бутылку)

-Что за бутылка у нас на пути?  Заглянем в неё? (в бутылке лежат картинки жилища  и материалов из которых строили в  разные периоды.)

- Чтобы нам не запутаться, я предлагаю выбрать себе пару.  Кто разложит картинки с изображением домов человека и материалов,  из которых их строили в древние времена, старину и в современном мире?  

-  Давайте, эти все картинки разложим на реке времени.    

Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли.

Давайте теперь поменяемся и проверим, все ли картинки вы правильно приклеили.

 Как мне понравилось с вами путешествовать!

Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия?

Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии?  

- В будущем, я предлагаю в нашей группе создать выставку ваших рисунков на тему «Дом будущего»

Дети сортируют предметы на реке времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".  Занятие направлено на пополнен...

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром на тему: «В гостях у бабушки Забавушки».

Цель: Развитие у детей наблюдательности, логического мышления, внимательности и речи.Задачи:1) Закрепить знания детей узнавать и верно называть домашних животных;2) Отвечать на вопросы воспитателя;З) ...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "День победы"

Конспект позволяет провести занятие по патриотическому воспитанию детей, вызвать у детей чувство гордости за свою Родину....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие по карте мира».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие по карте мира»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему " В мире растений"

Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных.  Продолжать формировать знания о строении растений, ...