ОО «Познавательное развитие» Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с природой.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ерюшева Елизавета Александровна

Цель: развивать системное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 11»

ОО «Познавательное развитие»

Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с природой.

НОД «Какие разные птицы».

Подготовила и провела:

 воспитатель

1 квалификационной

 категории:

Ерюшева Елизавета

Александровна

г. Энгельс, 2023

 ОО «Познавательное развитие»        

 Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с природой.

 Возрастная группа: старшая группа

  Тема: «Какие разные птицы»

Цель: развивать системное мышление.

Задачи:

- формировать познавательный интерес к многообразию птиц;

- обогащать словарный запас детей (орнитолог, паспорт, исследование, кольцевать, кольцевать);

- формировать умение анализировать, систематизировать, обобщать знания о птице;

- расширять представления о зимующих птицах родного края;

- учить узнавать по внешнему виду и называть птиц;

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц).

Виды деятельности:

- игровая;
- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- двигательная.

Формы организации: групповая;

Формы реализации детских видов деятельности: создание паспорта птицы;

Оборудование и материалы:

- компьютер, проектор, экран, презентация слайдов, изображения птиц, запись пения птиц, бейджики, кормушки, корм для птиц, поднос,

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, беседы о птицах, об исследователях птиц, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

  1. Вводная часть

Речевая игра “Здравствуй!”

Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй наш веселый круг.

Воспитатель: отгадайте загадку:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем,
 Будем в небе голубом.

  Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о птицах. Закройте глаза и послушайте как красиво поют птицы.

Воспитатель: Откройте глаза. Внимание на экран.

Ребята, есть такая наука изучающая птиц – орнитология. Люди, изучающие птиц орнитологи. Учёные много путешествуют по всему миру. Они наблюдают за птицами, фотографируют их.  А ещё учёные – орнитологи   кольцуют птиц,  надевают на лапку птицы кольцо с номером.  Потом птицу отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок).

А нужно изучать жизнь птиц?

А какую пользу?

Воспитатель:

Мы тоже с вами наблюдали за птицами на прогулке, изучали их и многое узнали о них и сегодня я предлагаю вам стать исследователями орнитологами.  Давайте наденем эмблемы орнитологов. А теперь, повторяйте за мной «1.2.3.повернись - в орнитолога превратись).  Воспитатель  предлагает пройти в лабораторию.

Играет музыка «В мире животных». На экране появляются птицы

Воспитатель: 

Все орнитологи, когда заканчивают работу по изучению птиц, пишут книгу, а мы с вами сделаем паспорт птиц для детей младших групп. Я думаю, он поможет им узнать много интересного о  птицах. 

Так как мы с вами исследователи, я предлагаю рассмотреть птиц в лаборатории по специальной  схеме. В центр экрана мы помещаем птицу (появляется слайд).

Воспитатель: Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит.

Перед вами лежат карточки, переверните их и назовите каждый свою птицу. Чем они похожи?

  Для чего птицам нужен клюв?

- Зачем птицам нужен хвост?

- Зачем птицам перья?

- Зачем птицам крылья?

- Зачем птицам нужен хвост?

- Для чего птицам лапы?

Таким образом, мы переходим к следующей части нашего исследования, к строению птицы. На экране появляется картинка (№ 2 строение птиц).

Воспитатель: «Но почему же тогда птицы так друг от друга отличаются?  

   Давайте поиграем в игру: «Какая птица?»

Если птица с острым клювом, то она какая?

Если птица с красной грудкой, то она какая?

Если птица с быстрыми крыльями, то она какая?

Если птица питается насекомыми, то она какая?

Если птица питается всем, то она какая?

Юные орнитологи, а вы знаете, что птицы могут жить везде: и в лесах, и в горах, на побережье морей, в пустынях и на вечных льдах Антарктиды. Каждая птица любит определённые условия для жизни, давайте мы сейчас найдем птицу по силуэту, живущую в лесу? (слайд 7 «Лесные птицы»).

Теперь определите водоплавающих птиц по силуэту и назовите их? (слайд  8 водоплавающие птицы). 

Найдите птицу, живущую в городе? (Слайд 9 птицы в городе) Таким образом, мы с вами открываем 3 часть нашего исследования, которая называется среда обитания (№ 3 среда обитания).

- А откуда появилась птица? (№ 4 кем была?).

Открывается следующая часть нашего исследования « Кем была птица в прошлом?».

Давайте откроем  следующую часть нашего исследования. Но прежде, чем её открыть ответьте на вопрос: «Кем будет птица в будущем?»(№ 5 кем будет птица?).  

Воспитатель: все ваши ответы довольно интересны. Но птица останется птицей, возможно будут новые виды птиц, так как орнитологи работают над выведением новых птиц. Но птицы как были птицами так птицами и останутся. Вот и мы составили с вами паспорт птиц. Посмотрите, какой он у  нас с вами получился.

Если мы сейчас выглянем в окно, то какое время года увидим? Каких зимующих птиц вы знаете? Назовите их.

На экране появляются картинки с зимующими птицами (слайд№ 10)

- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой?

-Как же птицы согреваются в морозы?

Давайте покажем как согревается синица (слайд 11).

 Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок, 
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири,
Тень-тень-тень!                                                                        

- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?

-Почему?

- Легко ли птицам зимой искать себе корм?

- Что делают люди, чтобы помочь зимой птицам?

-Правильно, чтобы подкармливать птиц люди вешают кормушки. Выберите правильно изготовленную кормушку и объясните свой выбор.  Сегодня мы с вами развесим их на участке.

Выберите корм птицам и объясните свой выбор. Чем можно птиц подкармливать, а чего птицам нельзя давать?

Мы с вами, когда пойдем гулять, вынесем эту кормушку птицам.

Предлагает детям присесть на стулья.

А вы знаете, что особенности строения птиц принесли человеку огромную пользу.

Так, ещё с древних времён, наблюдая за полётом птиц, человек сам хотел научиться летать. И прошло много-много времени, прежде чем человек построил самолёт (появляется изображение самолета и птицы (слайд № 12).

 Давайте рассмотрим самолет  и птицу. Что общего между ними? 

Чем они отличаются?

Юные орнитологи, как вы думаете, а где можно встретить самолет?

Молодцы. Когда я была в аэропорту, то обратила внимание на то, что там очень мало птиц (слайд № 13). Как вы думаете почему?  

Тогда я отправилась в наш Саратовский аэропорт и познакомилась с орнитологом  Богословским Дмитрием Сергеевичем (слайд № 14). Он мне и рассказал, что птицы – это серьезная угроза при взлете и посадке самолетов. Чтобы исключить случаи столкновения воздушных судов с птицами существует орнитологическое обеспечение безопасности полетов в аэропорту.

Рядом с людьми в аэропорту работают две специально обученные птицы: ястреб и сокол. Каждый день в 8 часов утра начинается объезд территории (Слайд № 15).Объезд территории происходит перед каждым взлетом и посадкой или при вызове по рации диспетчером старта.  При обнаружении скопления птиц хищники устремляются отпугивать нежелательных гостей.

Далее ястреб и сокол возвращаются в вольер. В домике есть кухня, ванна и спальня. В комнатке кухня имеются поилка и пенек для пищи, а в ванной тазик (купалка) с чистой водой, окна закрыты сеткой (слайд № 16).Как, вы думаете почему?

Ястребы и соколы являются обучаемыми птицами и хорошо работают на страже безопасности полетов много лет. 

Дорогие орнитологи, вы сегодня провели огромную исследовательскую работу по изучению жизни птиц.

Итак, что мы знаем о птице? (рассматривают таблицу называют картинку). Мы с вами создали паспорт птицы: рассмотрели птицу, познакомились со схемой строения, средой обитания, выяснили какой птица была в прошлом и какой она будет в будущем. Вы настоящие юные исследователи! Каждому из Вас вручаю грамоты «Юному знатоку птиц».

1.2.3.повернись из орнитологов в девочек и мальчиков превратись. Что в исследовании вам оказалось интереснее всего? Какая часть исследования запомнилась больше?

Я надеюсь, что все полученные знания вам пригодятся, вы не перестанете помогать пернатым, останетесь таким же добрыми и отзывчивыми ребятами.

Дети собираются вокруг воспитателя.

(Выставляют вперед правую руку)

(Выставляют вперед левую руку)

(Выставляют вперед обе руки)

Отгадывают загадку.

Закрывают глаза, слушают пение птиц.

Слушают, смотрят презентацию.

Нужно. Потому что птицы приносят пользу.

Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых. Ловят мышей и вредных грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни.        

Надевают эмблемы орнитологов, произносят слова, кружатся.

Подходят к столам.

Смотрят на экран.

У всех птиц общее строение. Называют сроение птицы.

Клювом птицы щиплют, клюют, чистят перья. Птицы используют хвост, как руль для изменения направления полета.  

Птицам нужны крылья чтобы летать. Перья спасают птицу от холода и жары, маскируют от врагов. Лапы нужны птицам для того, чтобы ходить, хватать, грести, держатся за ветку, когда сидят.

Птицы отличаются друг от друга размером, формой крыльев, оперением, питанием.

Остроклювая

Красногрудая

Быстрокрылая

Насекомоядная

Всеядная

Дети называют место обитания и силуэт птицы.

Птица появилась из яйца, потом стала птенцом.

Дети отвечают.

Зима.

Называют зимующих птиц.

Да птицам холодно.

Птицы нахохливаются.

Прыгают на двух ногах.

Кружатся.

Садятся, повороты головы вправо и влево.

Прыгают.

Голод страшнее.

Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.

Люди делают кормушки, вывешивают их и подкармливают птиц зимой.

Выбирают кормушку и корм, отвечают на вопросы.

Дети садятся на стулья, слушают.

Они летают,  у них есть «крылья», и "хвост".

Самолет – это машина, а птица – живое существо, она дышит воздухом.

В аэропорту.

Дети отвечают.

Слушают.

Дети отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы.

Кружатся, произносят слова.

Отвечают на вопросы.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) тема "Веселые путешественники"

«Веселые путешественники»Задачи:Образовательные - Расширить представления детей о малой родине-Тыве. Познакомить детей самой высокой горой Монгун-Тайга, с  редким животным-яком, который занесен в...

Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"

«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...

Конспект по развитию познавательно-исследовательской организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Архитектор и архитектура». в подготовительной к школе группе.

Конспектпо развитию познавательно-исследовательскойорганизованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Архитектор и архитектура». в подготовительной...

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»

Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...

Педагогический проект по развитию познавательно-исследовательской организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.

Педагогический проектпо развитию познавательно-исследовательскойорганизованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Молочная страна» в старшей группе.Вып...