Образовательное событие во 2 младшей группе "Поможем Муравьишке"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Гулина Марина Владимировна

В данном конспекте представлены ситуации игрового образовательного события на тему "Поможем Муравьишке", которое можно провести в детском саду с детьми младшего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muravishka.zanyatie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное событие во 2 младшей группе «Поможем Муравьишке».

Цель: удерживать в фокусе те умения, которые должны развиться в ребенке, подобрав тему, которая поможет их реализовать.

Задачи:  развитие коммуникативных (формировать образ «я и другие», «мы и группа»), познавательных ( решение проблемных ситуаций, использование предметов-заместителей) и регуляторных (действие в воображаемой ситуации, принятие роли, действие в соответствии с правилами, предписанными ролью) способностей детей.

Данное образовательное событие будет состоять из нескольких образовательных ситуаций. Основное снимание будет направлено на достижение перечисленных ниже  универсальных и предметных образовательных результатов.

Предметные образовательные результаты:  усвоение сенсорных эталонов (цвет, размер, величина) – одна из основных задач при работе с детьми этого возраста, поэтому в образовательное событие обязательно включаем задания с использованием сенсорных эталонов.

Образовательная ситуация №1.

Ситуация начинается с показа фрагмента мультфильма.

К ребятам за помощью обращается Муравьишка (например, игрушка, которая на время проведения события поселяется в группе). С ним произошла очень неприятная история. Однажды в конце лета во время прогулки он взобрался на дерево и удобно устроился на самом верхнем листочке, чтобы посмотреть, как все вокруг красиво. Но налетел ветер, сорвал листочек и унес его вместе с собой далеко-далеко от дома. Очутился он вот тут, прямо около детского сада. Сначала он очень расстроился и даже расплакался. Как же теперь ему домой добраться? Вдруг к нему подлетела Бабочка. Муравьишка рассказал ей о своем горе, она обещала помочь. Бабочка полетела к большому муравейнику и рассказала муравьям о том, что он не может вернуться домой сам. Муравьиная царица тут же выслала отряд спасателей, которые найдут Муравьишку и отведут домой. Но идти придется очень долго. А пока спасатели идут на помощь, Муравьишка спрашивает, не могли бы детки приютить его у себя и помочь дождаться своих друзей?

Есть предположение, что дети охотно откликнутся на просьбу Муравьишки.

В канву данного сюжета могут быть вплетены дополнительные сюжеты.

Образовательное событие может быть завязано на общении между муравьями-спасателями и детьми с помощью  Бабочки-почтальона. Бабочка (изготовленная из бумаги) может периодически появляться в группе с привязанным на ниточке посланием.

В данной ситуации уже появляется принятие воображаемой ситуации (хотя и нет еще сюжетной игры). У детей есть возможность выступить в роли экскурсоводов по группе, показать себя знающими.

Варианты развития образовательной ситуации:

  1. Можно предложить детям провести экскурсию по группе, показать свои игрушки, рассказать о жизни в детском саду, показать спальню, раздевалку. В зависимости от задач Муравьишка может задавать уточняющие вопросы, например, о названии предметов, их назначении, действующих в группе правилах; давать свои, ошибочные предположения с тем, чтобы у детей была возможность не согласиться, поспорить, поправить собеседника.
  2.  Муравьишка может попытаться навязать свои правила, которые ,с его муравьиной точки зрения, более правильные, например, «Встретишь незнакомца- покусай его» , «увидишь что-то съедобное- немедленно хватай и тащи в свой муравейник» и т.д.

В данной ситуации возможно проведение подготовительной работы- обсуждение правил поведения в группе, в детском саду, на прогулке, чтение отрывков из книги Галины Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей». А также в качестве подготовки к данному образовательному событию с детьми был прочтен рассказ Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил» (или просмотр мультфильма).

Воспитатель: «Ребята, а теперь я предлагаю вам превратиться в муравьишек, чтобы вместе с нашим Муравьишкой поиграть, а то я вижу, что он заскучал».

Детям предлагаются головные уборы муравьишек, они их надевают и вместе с Муравьишкой ползают по намеченным дорожкам под музыку.

Воспитатель: «Ну вот, мы вместе с Муравьишкой отдохнули, он уже познакомился с вами, с нашей группой, теперь ему здесь не страшно, а вполне комфортно, удобно».

Далее ребятам предлагается образовательная ситуация №2.

Дети с помощью Бабочки-почтальона получают от муравьев благодарность за то, что помогают Муравьишке. Они беспокоятся, есть ли  у Муравьишки свой домик. Ведь все лесные муравьи живут в домике. А как обстоят дела с домиками у людей? Есть ли домики у ребят?

Ожидаемые образовательные результаты:

- ориентирование в пространстве, использование предметов-заместителей, решение проблемных ситуаций (познавательные способности);

- презентация группе собственного знания, идей (коммуникативные способности);

-установление правил (регуляторные способности).

Предварительная подготовка. На утреннем сборе мы обсуждаем вопрос, для чего нужны домики. Что люди делают в доме, а что – на улице. Для чего нужен  дом животным, насекомым. Мысли, высказанные детьми, записываются с указанием автора, а в конце беседы подводятся итоги.

Развитие игровой деятельности.

В течение подготовки к событию воспитатель вместе с желающими детьми создает в пространстве группы разные уголки-домики. Сначала уголки создаются для игрушек : стул, игрушечный стол, накрытые платком; коробка, домик из кубиков (постройки должны быть обыграны: игрушки заходят в домик, выходят из него, прячутся). Потом можно показать возможности создания домика для игры между самими детьми: отгородить уголок стульчиками, накрыть стол платком и т.д. Попутно педагог учит детей договариваться между собой, устанавливать и соблюдать правила использования домиков. Работа проводится с теми детьми, которые желают участвовать.

Варианты развития образовательной ситуации:

  1. Обсуждение на тему «всегда ли нужно строить домик?». Например, если нужно срочно спрятаться, и домик строить некогда. Бывают ли такие ситуации? Когда такое может быть? Как и где можно спрятаться Муравьишке в лесу, если, к примеру, начался дождь или на поляну прилетела птица? В результате обсуждения в группе на стенах могут появиться «травяные уголки» (аппликация, рисование), куда мог бы спрятаться Муравьишка или другие насекомые.
  2. Демонстрация устройства муравейника (заранее готовится педагогом, муравейник в разрезе с устройством камер и рассказом, какая для чего предназначена, как и из чего муравьи строят муравейник).
  3. Размышление о размерах муравья. Как сделать так, чтобы случайно не раздавить муравья? Возможное решение- предупреждающие знаки, которые можно развесить в группе, либо точка из краски, поставленная на нашего Муравьишку.
  4. Игры на развитие представлений о цвете, форме, размере (с приготовленными заранее домиками). У детей в руках (или на столе) по несколько «муравьишек»- блоки, предметы-заместители, вырезанные из картона муравьишки разного цвета и размера.  В процессе игры им предлагается отвести «муравьишку» в его домик. В домиках каждый день будут меняться правила : муравьишки будут заселяться по принципу одного цвета, размера, формы (правило в виде символа указывается на домике-коробочке).

На этом первый день образовательного события считается завершенным. Воспитатель с ребятами вспоминает все ситуации, которые были обыграны на занятии : Муравьишка познакомился с ребятами и нашей группой, познакомился с правилами детского сада, мы поиграли с ним, построили ему домик, запомнили, где нужно осторожно и внимательно ходить, чтобы не раздавить его, потому что он очень маленький, мы построили ему домик, в котором он поживет, пока мураьви-спасатели идут ему на помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное событие в младшей группе

Развитие речи "Зимушка-Зима"...

Образовательное событие в младшей группе"В гости к бабушке"

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕВозрастная группа: младшая группа(3-4 года)Тема НОД: «В гости к бабушке»Задачи:Образовательные : Продолжить знакомить детей с домашними животн...

Образовательное событие в младшей группе "Танк"

Конспект НОД по лепке в группе младшего возраста «Танк» Цель: Закрепление умения детей лепить танк из отдельных частей, правильно передавать их форму и пропорции.Задачи:Образовательны...

Образовательное событие в младшей группе "Знакомство клоуна Клепы с правилами дорожного движения"

quot;Знакомство клоуна Клепы с правилами дорожного движения"Цели и задачи:- Закрепить знания детей ПДД, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие, игровую ...

Образовательное событие второй младшей группе на тему: нахождение одного и много предметов в специально созданной обстановке. ФЭПМ

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько», используя слова: один, много;- продолжать учить различать и ...

Образовательное событие в младшей группе«Нарисуйте, кто что хочет красивое»

Тема: «Нарисуйте, кто что хочет красивое.»Цель: создать у детей положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к изображению солнышка. Задачи: 1.Образовательные: Способствовать форми...