Конспект НОД по теме: «Осень.Обобщение»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Марина Николаевна Порошина

Эта работа учит подбирать признаки предмета. Закреплять знания детей об осени, о приметах осени, об изменениях в жизни животных, названиях осенних месяце. Развивать связную речь. Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, развивать внимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_obobshchenie_nod_podg.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме: «Осень.Обобщение»
в подготовительной группе для детей с овз.

 

Программное содержание:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

  1. Учить составлять рассказ с опорой на наглядный материал.
  2. Учить подбирать  признаки предмета.
  3. Закрепить знания детей об осени, о приметах осени, об изменениях в жизни животных, названиях осенних месяцев.
  4. Развивать связную речь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
  5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, развивать внимание.

Словарная работа: листопад, ветренный, оседлые.

Предварительная работа: Знакомство с русскими поэтами: А.С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»,  «В сентябре» Светлана Цокур).

Наблюдение за осенней природой, сбор листьев. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Материал: дидактический материал по теме «Осень», листья осенние. Схема- тическое изображение осенних явлений.

 

Ход:.

-Хотите отправиться в плавание в страну «осень»

Садитесь на корабль . Наше судно не плывет. Что же может нам помочь?

Вот он деревце качает,

И разбойником свистит.

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит.

(Ветер)

Надо помочь ветру и подуть.

Упражнение на дыхание: «Ветер».

Мы причалили. А что это за красота такая, на жар-птицу похоже (круговая диаграмма – времена года)


Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь.)

А отличаются ли они между собой и чем?

(Картины художников на окне).

- Правильно, ребята. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Стих – е

В сентябре (С. Цокур)

В сентябре еще не грустно: Теплый полдень, все в цветах.

Помидоры и капуста Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко, Но пока морозов нет.

И еще зеленой шапкой Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает, Но прохладная пора

О себе напоминает Нудным дождиком с утра.

Посмотрите на картину – листочки только начинают желтеть. Возьмите осенние листочки в руки и потанцуйте с ними под произведение П.И.Чайковского: «Сентябрь».

Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью.

Посмотрите на картину: «Золотая осень».

Закройте глаза и представьте себя в таком красивом лесу, послушав произведение «Октябрь»

А.С.Пушкин писал так :

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А время со второй половины октября до конца ноября называют поздней осенью.  Когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень. Это период осени самый холодный.

Мы с вами тоже знаем стих. о поздней осени А.Фет «Ласточки пропали». Послушаем отрывок «Ноябрь».

Грустное или веселое произведение?.

У этих периодов осени много отличий.

Так как же вы узнали что пришла осень?

В какой природе сначала происходят изменения? В живой или неживой?

- Что происходит днем и ночью? (Дни становятся короче, а ночи – длиннее.) Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

Что происходит дальше, в живой природе?

Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не достаточно. Листья меняют свой цвет и начинается листопад.) Меньше становятся цветов. Травы меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать.

Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)  Часто летит и тает снежок. А в конце ноября снег может лечь до весны.

- Каким цветом становятся листья? (Оранжевые, желтые, красные.)

Опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет.
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно разрушается, пока не пропадает совсем. Тогда лист, становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

А я предлагаю поиграть в мою любимую игру    « Назови листочек». Я называю дерево, а  вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края).

- Почему?

- Как называются эти птицы?

Такие птицы называются перелетными.) 

 А почему же они улетают?

Постепенно исчезают насекомые

Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. 

 - Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются 
оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.

- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму- медведь, еж; другие меняютцвет шерсти – заяц, белка, третьи – белка, делают запасы на зиму.)

 Физминутка «Осень пришла». 

Стояла корзинка на полке без дела         (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она               (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела,   (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай.              (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна                                (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась                                        (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг).

Д/и:Осень растеряла свои признаки. Соберите их по группе.

Составление описательного рассказа по схеме «Осень»

- Осенью солнышко светит, но не греет;

- Осенью часто идут дожди, небо пасмурное;

- Люди собрали урожай;

- Листья на деревьях пожелтели и стали опадать;

- Люди стали теплее одеваться, так как похолодало;

- Звери запасают корм на зиму (белочки запасают грибы и шишки, медведь готовится к зимней спячке);

Дети по цепочке составляют рассказ. Затем рассказ пересказывают 3-4 ребёнка.

- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)

Предлагаю поиграть в игру: Инсценировка: «Ходит осень».

Ребята давным-давно, когда не было бумаги, люди писали письма на листочках. Они прижимали их к сердечку, шептали добрые слова  и отпускали. Поэтому если листик залетел к вам в дом, значит, к вам в дом прилетело счастье. Берегите его.

Хотите мы, тоже напишем письма. Для этого мы прижмем  листик  к сердцу, прошепчем добрые слова и подбросим его вверх. Пусть летит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)

В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...

Конспект НОД "Золотая осень Обобщение" Подготовительная к школе группа

Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект НОД по теме "Посуда", Конспект НОД на тему"В гости к леснику"

по теме "Посуда"Расширение представление детей о посуде, материал из которого она сделана. Знакомство с классификацией предметов посуды. умение описывать предметы посуды. ...

Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Осень. Обобщение»

На обобщающем заниятии дети повторят названия осенних месяцев, признаков осени.Изучат названия деревьев, научатся отличать их по внешнему виду и по листочкам....