Экспериментальная деятельность Тема: «Узнаем, какая вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Иголкина Вера Александровна

Экспериментальная деятельность

Тема: «Узнаем, какая вода»

 

Задачи: повторить с детьми некоторые свойства воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.

 

Материал: стаканчики с водой, с молоком, апельсиновый сок, кусочки льда, чайные ложки, салфетки, термос с горячей водой, стекло, аудио запись «шум воды».

 

Словарь: обогатить словарный запас детей.

 

Предварительная работа: чтение книги М. Д. Перина «Живая вода»; загадывание загадок о воде; прослушивание аудиозаписи «Шум дождя».

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Воспитатель: Вы слыхали о воде?

 

Говорят, она везде!

 

В луже, море, океане

 

И водопроводном кране.

 

Как сосулька – замерзает,

 

В лес туманом заползает,

 

Ледником в горах зовется,

 

Лентой серебристой вьется

 

Средь высоких, стройных елей

 

Рушится потоком селей,

 

На плите у вас кипит,

 

Паром чайника шипит,

 

Растворяет сахар в чае.

 

Мы ее не замечаем

 

Мы привыкли, что вода –

 

Наша спутница всегда!

 

Без воды нам не умыться,

 

Не наесться, не напиться!

 

Смею вам я доложить:

 

Без воды нам не прожить!

 

- Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?

 

Скажите, ребята, что такое вода? Может вода, как волшебница умеет превращаться. А в этом нам поможет разобраться наша знакомая Капелька.

 

Капелька: Здравствуйте ребята, вы меня узнали?

 

- Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой. Она умеет превращаться и быть разной. Вот отгадайте мои загадки.

 

1. Скатерть бела

 

Всю землю одела.  (снег)

 

2. Меня ждут – не дождутся,

 

А как завидят – разбегутся.  (дождь)

 

3. Растет она вниз головою

 

Не летом растет – а зимою

 

Чуть солнце ее припечет –

 

Растает она и умрет.  (сосулька)

 

- Вот видите, ребята, вода бывает разной.

 

Воспитатель: Ребята, какая вода? Давайте ее рассмотрим.

 

Опыт «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ».

 

(Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки.)

 

Воспитатель: В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?

 

Дети: Где налита вода, там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.

 

ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко нет.

 

ОПЫТ. РАССМОТРЕТЬ ВОДУ НА ТЕКУЧЕСТЬ.

 

Воспитатель: Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.

 

- Что делает вода? (Льется, течет, переливается.)

 

- Почему? (Потому что она жидкая.)

 

- А еще вода умеет шуметь, послушайте.

 

(Слушаем аудиозапись «Шум воды»).

 

ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА».

 

Воспитатель: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем она пахнет. (Для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавлены ароматические вещества (духи, соль для ванн).

 

Дети: Ничем не пахнет.

 

ВЫВОД: у воды нет запаха.

 

ОПЫТ. «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА».

 

Предложить детям попробовать воду.

 

Воспитатель: Есть ли у нее вкус? (Нет.)

 

(Из другого стакана попробовать апельсиновый сок.)

 

- Есть ли у него вкус? (Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный, много витаминов.)

 

- Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

 

ВЫВОД: у воды нет вкуса.

 

ОПЫТ «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА».

 

Воспитатель: Какой лед – теплый или холодный? Из чего образовался лед? (Из воды.)

 

- Если взять лед в руку, то что с ним произойдет? (Он начнет таять.)

 

- Почему? (Потому что рука теплая, а лед холодный.)

 

ВЫВОД: лед – тоже вода.

 

 

ОПЫТ «ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА».

 

 

(Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце.)

 

Воспитатель: Что мы видим на стекле? (Воду.)

 

ВЫВОД: пар – это тоже вода.

 

ОПЫТ «ВОДА БЫВАЕТ ХОЛОДНОЙ, ТЕПЛОЙ, ГОРЯЧЕЙ».

 

(Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом горячая. Попробовать пальчиком и сказать где какая вода.)

 

Воспитатель: Ребята, как получить теплую воду?

 

- В реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Если бы вы были рыбами, какую воду вы бы выбрали – теплую или холодную? (Ответы детей).

 

- Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в теплых морях или в холодных? (Ответы детей).

 

- В холодных морях, реках живет меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

 

 

Капелька: Ребята, что вызнаете о воде, какая она?

 

ВЫВОД: перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть в виде пара или твердой в виде льда, быть теплой и холодной).

 

Воспитатель: К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно, экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность.Тема: Животворное свойство воды.

Цель:показать детям необходимость воды для роста и развития растения.Задачи:Закрепление знаний об условиях необходимых для роста и развития растений.Развитие познавательного интереса к окружающему мир...

Конспект НОД по познавательной деятельности «Узнаем, какая вода»

Экспериментальная деятельность с детьми средней группы.Выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес....

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе Тема: «Узнаем, какая вода»

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе...

Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми 2 младшей группы «Одуванчики» на тему: «Узнаем, какая вода»

познакомить с качествами и свойствами воды. Развивать речь и обогащать словарный запас детей.Способствовать развитию эмоциональной сферы и мышления детей. Воспитывать интерес к познавательно - исследо...

Опытно –Экспериментальная деятельность Тема: «Наша спутница вода»

ПрезентацияОпытно –Экспериментальная деятельностьТема: «Наша спутница вода»...

Занятие из серии опытно - экспериментальной деятельности тема: "Огонь боится воды"

Образовательная опытно - экспериментальная деятельность для детей среднего дошкольного возраста...