Конспект занятия по экспериментальной деятельности Тема: «Чудо природы вода, а какая она?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Любовь Добровольская

Конспект занятия для детей средней группы, знакомство со свойствами воды опытным путём

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

Тема: «Чудо природы вода, а какая она?»

Средняя группа №4

Воспитатель: Добровольская Л.Н.

Тема: «Чудо природы вода, а какая она?» (средняя группа)

Цели: в процессе опытов знакомство с некоторыми свойствами воды; формирование практического умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения; уметь делать выводы по результатам наблюдений.

Задачи:

Обучающие: Расширить и углубить знания детей о свойствах воды.

Развивающие: Развивать умение проводить небольшие эксперименты, уметь анализировать и делать выводы. Развивать познавательный интерес и любознательность, эстетическое отношение к окружающему миру.

Воспитывающие: Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.

Активизация словаря: лаборатория, схема, свойства воды (жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, растворитель).

Предварительная работа:

•беседы: “Значение воды в жизни человека”, “Уроки Мойдодыра”;

• чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая». • загадки о воде.

Ход занятия:

Обнаруживаем с детьми, что нет воды в кране (когда заходим в группу на занятие).

-Ребята, как вы думаете, почему не льётся вода? А может быть, кто то из вас забыл хорошо закрыть кран? Вспомните наш эксперимент.

Расскажите, что тогда произошло? (за одно занятие, у нас накапало в стаканчик по одной капельки много воды.)

Сегодня утром, когда еще никого не было, я в тишине услышала тонкий смех. На кране раковины я увидела маленькую прозрачную капельку воды. И тут из-под раковины вылез маленький лохматый, грязный человечек. Он подбежал к капельке, схватил её, и спрятал в большое ведро ,приговаривая: «Вот и последняя капелька теперь моя».

-Ребята, как вы думаете, может быть, это его проделки? (Ответы детей).

В группе заранее разложены коричневые следы.

-Ой, ребята, что это? Следы, какие то? Давайте посмотрим, куда они нас приведут? (Дети идут по ним и находят конверт с письмом и планом).

Письмо: «Я Грязнулька, забираю себе всю воду и буду ею владеть. Я думаю, что вода вам не нужна. Но даю вам возможность вернуть её себе. А для этого докажите, что вода вам действительно необходима. Наверное, у вас это не получится. Но вы можете попробовать».

- «Вот - это да! Пошлите ребята, будем разбираться

• Ребята, а может, нам с вами не нужна вода и не будем мы ее возвращать? (Ответы детей)

• А для чего нам нужна вода? (Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.)

• А кому ещё нужна вода? (животным, птицам, растениям)

- Вода нужна ВСЕМ. Как вы думаете, ребята, что произойдёт, если вода исчезнет с нашей планеты? (Погибнут люди, животные, растения) Верно, всё живое погибнет.

• А мы с вами как можем помочь всему живому? (Воду нужно беречь и расходовать экономно).

• Кто знает, как мы с вами может беречь воду? (Не оставлять краны открытыми, уменьшать напор воды, когда моем руки или посуду). Все верно. Я предлагаю в нашу умывальную комнату повесить вот такой знак. Как вы думаете, о чём он напоминает? (Ответы детей)

- Ребята, а мы ведь с вами много знаем стихотворений о воде. Давайте вспомним одно из стихотворений, которое расскажут Максим и Анфиса.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!и В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.

Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею я вам доложить Без нее нам не прожить!

- Да, ребята, действительно без воды нам не прожить. Значит, продолжаем искать Грязнульку. А хотите стать настоящими исследователями и узнать еще больше о воде? Для этого нам нужна лаборатория.

• Ребята, а вы знаете, что такое, лаборатория? (место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты)

• Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

• Хотите попасть в лабораторию и стать настоящими учеными? (Да)

Тогда вставайте: (физкультминутка - превращение)

Наклонитесь, раз, два, три. Повернитесь, раз, два, три. Покружитесь, раз, два, три. И в ученых превратитесь… (проходите в нашу лабораторию, садитесь за столы и надевайте халатики, ведь вы теперь настоящие ученые).

- Мы в нашей лаборатории будем проводить опыты с водой.

Опыт №1 «Вода – это жидкость», «Вода – не имеет формы».

• Давайте попробуем, ребята, налить воду из бутылки в стакан. (Дети наливают воду в стакан).

• Что происходит? (вода льётся)

• Почему вода льется? (Потому что она жидкая).

• Если бы вода не была жидкой, смогла бы она течь в реках и ручейках, текла бы из крана? (Нет) • Какой мы с вами можем сделать вывод?

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

• Обозначим первое наше открытие вот такой схемой….(Схема 1)

• Обратите внимание, в стакане какую форму имеет вода? (В стакане вода имеет форму стакана).

• А в бутылке, какую форму имеет вода? (Форму бутылки).

Какой мы можем сделать вывод: вода, в жидком состоянии не имеет своей формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

• Обозначим наше открытие вот такой схемой (Схема 2)

Опыт №2: «Вода не имеет запаха»

• Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Какой запах у воды? (Вода не пахнет).

Какой мы можем сделать вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха.

• Обозначим наше открытие вот такой схемой (Схема 3)

• А сейчас я добавлю каждому в стаканчик волшебного масла. Что изменилось? (Она пахнет апельсином, елью).

Какой мы можем сделать вывод: (вода может принимать запах того вещества, которое мы добавили).

Опыт №3: «Вода не имеет вкуса»

• Ребята, а скажите мне какой вкус соли, сахара, лимона? (Соль – соленая, сахар – сладкий, лимон – кислый).

• А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Детям предлагается налить воду в стаканчик из бутылки и попробовать ее).

Какая она на вкус? Сладкая? Солёная? Горькая? (Не сладкая, не солёная).

• Если она без вкуса, какая она? (безвкусная).

Какой мы можем сделать вывод: (вода не имеет вкуса, она безвкусная).

• Обозначим наше открытие вот такой схемой (Схема 4)

• Давайте проведём с вами следующий опыт №4: возьмите ложечки и насыпьте в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Вода стала сладкой).

• Как вы думаете, что вы добавили в воду? (сахар).

• Ребята, вода может менять свой вкус. Она может быть сладкой, солёной, кислой или безвкусной, в зависимости от того, что мы в неё добавили.

• Ребята, а почему не видно сахара в воде? (Он растворился).

• Правильно, умница. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода – растворитель.

• Обозначим наше открытие вот такой схемой … (Схема 5)

• Ребята, а как вы думаете, все ли вещества растворяет вода? (Ответы детей)

• Давайте проверим, проведем следующий опыт. Положите теперь в стакан с водой песок и размешайте. Что произошло? (Ответы детей)

Какой мы можем сделать вывод: (Некоторые вещества вода не может растворить).

- А сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете, как называется игра,в которую мы будем играть:

В воде она живёт,Без воды пропадёт, Блещет в речке чистой Спинкой серебристой (рыбка)

Физминутка «Рыбка» (в кругу)

Рыбка плавает в водице, (Сложенные вместе ладонями дети изображают, как плавает рыбка) Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.) Крошку хлебную взяла, (делают хватательные движения обеими руками.

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».) Рыбка быстро уплыла.

Опыт №5: «Вода прозрачная, бесцветная»

• Вы налили стакан с водой, другой стакан у вас с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что вы заметили? (Ложку видно, она просвечивает).

• А теперь – в стакан с молоком. Что изменилось? (Ложку не видно)

• Значит вода какая? (чистая, прозрачная, вода не имеет цвета, она бесцветная).

• Обозначим наше открытие вот такой схемой … (Схема 6)

Опыт №6: «Цветная вода»

• Ребята, воду можно окрасить в разные цвета. Кто знает, как это сделать? (Взять кисточку, намочить её в водичке и окунуть в любую краску).

• Что получилось? (вода окрасилась) (синий, зелёный, жёлтый и т. д.)

Какой мы можем сделать вывод: (вода может окрашиваться в разные цвета).

• Обозначим наше открытие вот такой схемой … (Схема 7)

- А сейчас давайте вспомним всё, что мы узнали о воде. (Вода - это жидкость, прозрачная, без цвета, без вкуса и без запаха. Вода может принимать вкус и запах того вещества, которое в неё добавили, вода может растворять некоторые вещества.)

- Ребята, я слышу какие-то шаги в умывальной, может это Грязнулька.

(выношу сама Грязнульку). Ребята, попросите Грязнульку вернуть нам нашу воду, ведь мы доказали, что без воды нельзя прожить.

Грязнулька: Я верну вам вашу воду, только не хочу я быть больше Грязнулькой, не хочу быть плохим.

-Ребята, как мы можем ему помочь? (умыть его).

Во время умывания дети читают потешку:

Ай лады, лады, лады Не боимся мы воды Чистая водичка Умоет наше личико Вымоет ладошки Намочит нас немножко Ай лады, лады, лады Не боимся мы воды Чисто умываемся Друг другу улыбаемся.

- Теперь он не Грязнулька. Давайте придумаем ему новое имя. (Чистюлька.).

Мы тебя умыли дали новое имя. Теперь ты вернешь нам воду? (Конечно). Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Давайте закончим наше занятие пословицей: «Воду попусту не лей, дорожить водой умей!» (повторяем все вместе).

А теперь пойдем проверять воду и повесим наш знак (идём в моечную,проверяем: вода бежит из крана).

До свидания!

Для занятия:

1. Конверт (письмо)

2. Халаты (8 шт)

3. Стаканы, бутылки с водой (8 шт)

4. Молоко в стаканах (8 шт)

5. Ложки (8 шт) 6. Масло апельсиновое, хвойное 7. Одноразовые стаканы 8. Сахар, песок

9. Кисточки и краски (8 шт) 10. Таз с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Конспект занятия оытно-экспериментальной деятельности.Тема "Магнит"

Материал содержит конспект и технологическую карту опытно-экспкриментальной деятельности...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудо - вода»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство,  постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно ...

Конспект открытого занятия «Чудо природы вода, а какая она?»

Цели:в процессе опытов познакомить детей с некоторыми свойствами воды;формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения;учить детей делать выводы п...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности Тема: «Как происходит вулкан?» Подготовительная группа

Цель: Расширение и уточнение представления детей об окружающем мире.Развитие интереса к познавательной деятельности. Задачи: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной ег...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности Тема: «Свойства воздуха

Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результ...