ПРОЕКТ «В мире цветов»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Cопина Ирина Анатольевна

Данный проект содействует формированию у детей представления о семенах, цветах; формирует познавательный интерес к исследовательской деятельности; способствует развитию навыков рисования цветов. Цель проекта: расширить представление детей об окружающем мире цветов и своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задуматься над взаимоотношениями людей и природы, заложить основы эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasti_tsvetok._avtosohranennyy.docx122.77 КБ
Файл ЛЭПБУК246.12 КБ

Предварительный просмотр:

орган местного самоуправления управление образованием

Полевского городского округа

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 общеразвивающего вида»

Проектирование педагогической деятельности

«В мире цветов»

воспитатели: Сопина И.А.

Полевской

2020

Содержание:

  1. Информационная карта проекта.
  2. План мероприятий по реализации экологического проекта.
  3. Перспективно-тематическое планирование экологического проекта для детей среднего дошкольного возраста.
  4. Приложения

Приложение № 1 - Экологические игры и упражнения

Приложение № 2 - Загадки для детей. Стихи про цветы.

Приложение № 3 - Конспект НОД «Комнатные растения уголка природы»

Приложение № 4 - «Праздник цветов» (экологический праздник)

Приложение № 5 - Консультация для родителей «Как знакомить детей с комнатными растениями»


 Информационная карта проекта

Тема

Знакомство детей с цветами

Название проекта

«В мире цветов»

Возраст детей

Средняя группа, 4-5 лет

Тип проекта

Групповой,  познавательно- информационный

Период выполнения проекта

С  1 июня по 30 августа

Наименование учреждения - заявителя

орган местного самоуправления Управление образованием

Полевского городского округа

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 общеразвивающего вида»

Юридический адрес заявителя

623380, г. Полевской, Свердловской области, ул. Розы – Люксембург, 2

Номер телефона

8(34350)-3-52-68

Авторы проекта (Ф.И.О., должность)

воспитатель: Сопина И.А.

Актуальность

Проблемы:

Актуальность данного проекта заключается в необходимости тесной связи дошкольников с природой, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры. Данный проект содействует формированию у детей представления о семенах, цветах; формирует познавательный интерес к исследовательской деятельности; способствует развитию навыков рисования цветов. Цель проекта: расширить представление детей об окружающем мире цветов и своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задуматься над взаимоотношениями людей и природы, заложить основы эстетического вкуса.

Цель

расширить представление детей об окружающем мире цветов и своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задуматься над взаимоотношениями людей и природы, заложить основы эстетического вкуса.

Задачи

Личностные

формирование бережного, эмоционально – положительного отношения к миру природы;  желание ее оберегать;

формирование любознательности, творческой активности.

Регулятивные

формирование навыков элементарных общепринятых норм и правил поведения;

стимулировать желание организовать самостоятельную исследовательскую деятельность для ответа на интересующий вопрос.

Коммуникативные

развитие умений работать в группе: сотрудничать, разрешать споры, договариваться друг с другом, уступать;

способствовать развитию связной, диалогической речи. Развитие навыков общения.

Познавательные

формирование представления детей о разнообразии семян, о роли семян в природе и жизни человека;

расширить представление детей о мире цветов;

расширять познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств; развивать умение сопоставлять, делать выводы; ориентироваться в информационном пространстве; применять полученные знания; овладение трудовыми навыками.

Мероприятия

Чтение художественной литературы. Пересказ. Беседы. Вечер загадок. Дидактические игры. Составление описательных рассказов.

Наблюдения, экскурсии, игры.

Изобразительная деятельность, конструктивная  деятельность.

Развлечение «На цветочной поляне»

Группы методов:

- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)

- словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т.д.)

- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.)

- собственно-практические ( обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)

- игровые ( дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).

- трудовой десант

Ожидаемый результат

  • Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.
  • Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.
  • Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
  • Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), эстетические характеристики (нарядный, красивый).
  • Выполняет индивидуальные и коллективные поручения.
  • Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями, бережного отношения к окружающей природе).
  • Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.

Анализ ресурсов

Книги. Иллюстрации «Цветы». Земля в контейнерах, семена, огородный инвентарь.

Форма презентации

  1. Проведение акции «Умный взгляд на мусор»
  2. Создание альбома «Цветы, которые лечат»
  3. Создание картотеки «Цветы»
  4. Развлечение «На цветочной поляне»
  5. Создание «Дети – цветы жизни»
  6. Сбор гербария

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

этап

деятельность воспитателя

деятельность родителей

Подготовительный

  1. Разработать план мероприятий по теме
  2. Ознакомить родителей с началом нового проекта и мероприятиями в детском саду
  3. Подобрать  художественную литературу по интересующей теме;
  4. Подготовлены наборы семян для изучения;
  5. Собрана картотека дидактических игр (Приложение 1);
  6. Беседы на тему: «Как помочь Земле быть красивой», «Значение цветов»        

Участие в собрании

Участие в оформлении цветочных клумб из бросового материала

Покраска участка

Основной

  1. Экскурсия по территории детского сада с целью ознакомления с посаженными цветами;
  2. Посадка в трех контейнерах с грунтом семян бархатцев.
  3. Опытно-экспериментальная работа (3 контейнера: первый - в темноте и поливают; второй - на солнце и не поливают; третий - на солнце и поливают).
  4. НОД «Комнатные растения уголка природы»
  5. Чтение художественной литературы. Загадки. (Приложение 2)
  6. ИзоДеятельность. Выставка работ.
  7. Дидактические игры
  8. Беседы на темы: Есть ли у цветов рот и нос? Болеют ли цветы? 

Подготовка грунта и семян

Помощь в поливе цветов на участке

Заключительный

Подведение итогов.

  1. Проведение акции «Умный взгляд на мусор»
  2. Создание альбома «Цветы, которые лечат»
  3. Создание картотеки «Цветы»
  4. Развлечение «На цветочной поляне»
  1. Создание фотоальбома «Дети – цветы жизни»
  2. Участие в развлечении, подготовка костюмов и атрибутов
  3. Помощь в проведении акции

На первом этапе сбора информации мы использовали метод «трёх вопросов» и объединили ответы детей в логический план.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как нам найти ответы на свои вопросы?

  • комнатные растения отличаются  от садовых
  • человек ухаживает за растениями
  • Зачем выращивать цветы?
  • Какие растения  лечат?

  • Спросить у родителей, дедушки, бабушки
  • Спросить у воспитателя
  • Сходить на экскурсию вокруг детского сада и другие участки
  • Прочитать в книгах
  • Прочитать в энциклопедии
  • Посмотреть мультфильм

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Игровая

Художественное творчество

Познание

Социализация

Здоровье

Дидактические игры: “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг», «История семечка», «Кто быстрее соберет цветок» (разрезные картинки), «Выбери предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями» (по картинкам или предметам по типу «Найди лишнее»)

Игры на закрепление знаний цветовых оттенков «Назови какого цвета», «Найди такой же по цвету» 

Словесные игры:  из цикла «Хорошо-плохо», «Букет цветов»,

на умение находить и называть свойства предмета «Какие цветы бывают»

Двигательная

Физическая культура

Социализация

Здоровье

Пальчиковые игры.

Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

«Цветок», «Вырос высокий цветок», «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «комнатные растения».

Подвижные игры.

Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.

«Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», Игра в кругу «Назови цветок» (садовые, луговые, любимый, желтого или красного цвета)

Хороводные игры.

Цель. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.

«Мы на луг ходили». Игровое музыкальное упражнение «Хоровод цветов»

Познавательно - исследовательская

Познание

Коммуникация

Безопасность

Наблюдение за одуванчиком.

Цель. Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность. Речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).

Цель. Закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус. Наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знания о цветах, краске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.

Наблюдение за экспериментом. Цель: выявить особо значимые параметры для благоприятного роста цветов.

Коммуникативная

Коммуникация

 

Здоровье

Рассматривание картин с изображением цветов.

Беседы: «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Что где растет, когда цветет», «Цветы в нашей жизни»

Чтение (восприятие художественной литературы)

Чтение художественной литературы

Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.

Стихи о цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова, Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «Первый цветок»; «На лугу»; «На лесной поляне»; «Тропинка полевая», Смирнов А. «Цветок солнца»; «Кто на яблоньку похож?», Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о цветах и лекарственных растениях. .В. Бианки “О травах”, Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”, Б. Заходер этюд “Дождик и зернышко”

Продуктивная

Художественное творчество

Аппликация «Одуванчик».

Цель: Закрепить навыки наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.

Рисование «Мой любимый цветок (нетрадиционным способом)

Цель. Закрепить способ рисования «трубочкой» в изображении цветов. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов.

Ручной труд «Волшебные цветы».

Цель: Научить заниматься коллективной деятельностью

Трудовая

Познание

Социализация

Посадка рассады цветов.

Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады

Полив клумб с цветами и комнатных растений.

Цель. Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.

Музыкальная

Музыка

Восприятие музыки:

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

Ю.Антонов “ Не рвите цветы”

В.Моцарт “Цветы”

П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”

Выводы

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают, насколько значимы цветы в природе.

По итогам работы было отмечено:

  • у детей сформировались эстетические чувства: научились видеть и чувствовать красоту цветов, восхищаться ею;
  • обогатились экологические знания;
  • сформировалось бережное отношение к цветам, дети научились ухаживать за цветами;


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Экологические игры и упражнения

НАЗВАНИЕ

ИГРЫ

ЦЕЛЬ

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

1

 «Я знаю…»

Игра с мячом

Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

2

«Что где растет?»

Определять место произрастания растения.

У воспитателя картинки с изображениями растений, а  дети отвечают – комнатные растения, садовые

3

«Цветы»

подвижная игра

Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

5

«Отгадай!»

Дидактическая игра

Закреплять знание характерных признаков цветов

Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка

6

«Собери цветок»

Дидактическая игра

Закреплять знание строения цветка

Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.
Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут. Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

7

«Собери букет»

Дидактическая игра.

Закреплять счет, развивать эстетические чувства

Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете. Например: У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.

8

«Назови ласково»

Дидактическая игра

Развивать речь

Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково». Например: Цветы – цветочки. Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

9

«Мак»

Пальчиковая гимнастика

Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

На пригорке вырос мак (Пальцы левой руки собрать в щепоть)

Он склонил головку так (Бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает, (Перекрестить руки, помахать)
Быстро крыльями мелькает.

Облетели лепестки, (Правой рукой отогнуть пальцы левой)
Высох домик от жары

стал греметь как погремушка. (Пальцы сложить в щепоть)
Вот так славная игрушка. (Пальцы левой руки сжать в кулак «погреметь», как погремушкой).

10

«Цветок»

Пальчиковая гимнастика

Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

http://www.yshastiki.ru/img/rmm20.gif

11

«Цветок»

Утром рано он закрыт, (запястья соединить, ладони соединить)

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки, красоту их вижу. (развести пальцы рук)

К вечеру цветок опять закрывает венчик, (запястья соединить, ладони)

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик. (Руки под щечку и закрыть глаза)

12

«Мы на луг ходили»

Хоровод

Мы на луг ходили                   Василек, ромашка,

Хоровод водили                      Розовая кашка

Вот так на лугу                        Вот так на лугу

Хоровод водили (2 раза)        Розовая кашка. (хлопаем в ладоши)

На лугу цветочки                    Цветики-цветики

Маки, василечки                     Соберем букетики

Вот так на лугу                        Цветики-цветики

Маки , василечки.(2 раза–   Соберем букетики. (сходимся к топаем ногами                        центру, а затем расходимся)

13

Комнатные растения

Пальчиковая гимнастика

На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветет герань.                 (Сгибают пальцы в кулачок,

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония -
начиная с мизинца.)
Мы все названья помним!
Раскрывают ладошку.
Мы взрыхлим цветы, польем,
(Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)
Пусть подрастают день за днем!
(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)

14

«Цветы»

Подвижная игра

Научить детей любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, закрепить названия садовых цветов.

Детей делят на две команды. В одной команде каждый придумывает себе имя-название цветка, которое сообщают воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорят:

- Здравствуйте, «цветы»!

- Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена! – отвечают им цветы.

        Дети перечисляют названия садовых цветов. Угаданные «цветы» убегают в сторону. Когда все названия отгаданы, команды меняются ролями. В конце игры дети хором вместе с воспитателями читают стихотворение Т.Собакина:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и «Я» и «Ты» -

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты

И не будет красоты.

        После последней строчки воспитатель эмоционально восклицает:

- Нет, красота будет! Наши дети не рвут цветы! Вы посмотрите, какой у нас замечательный цветник? В нем и розы, и ромашки, и нарциссы, и анютины глазки!


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Над лугом парашютики,
Качаются на прутике.
Ответ: Одуванчики.

Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
Ответ: Кактус.

Золотое решето,
черных домиков полно.
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов.
Ответ: Подсолнух.

Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Ответ: Мак.

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответ: Подснежник.

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?
Ответ: Ромашка.

Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
Ответ: Кактус.

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы.

На лесной проталинке-

Колокольчик маленький.

Краску взял себе с небес

И украсил ею лес.

Ответ: подснежник

Жемчужный колокольчик

Пришёл в леса весной.

По лесу он разносит

Чудесный запах свой.

Ответ: ландыш

Я шарик пушистый, белею в поле чистом.

А дунул ветерок – остался стебелёк.

Ответ: одуванчик

Глазок золотой на солнце глядит,

А как солнце нахмурится,

Глазок прищурится.

Ответ: одуванчик

Все знакомы с нами,

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми…гвоздиками

Голова на ножке, в голове горошки.

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Ответ: мак

Стоят в лугах сестрички,

Золотой у них глазок,

Белые реснички.

Ответ: ромашка

Лик пахучий

А хвост колючий.

Ответ: роза

Эй, звоночка, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

Ответ: колокольчик

Над лугом парашютики

Качаются на прутике.

Ответ: одуванчик

В посевах ржи, пшеницы и овса

Стоит цветок - синяя краса.

Хоть сорняком его и называют,

Цветок тот нашу землю украшает.

Ответ: василёк

На проталине в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь.

Ответ: подснежник

Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

Ответ: ромашка

Белые горошки

На зелёной ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке.

Ответ: ландыш

Стихи про цветы

Одуванчик.

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится

В беленькое платьице,

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если все сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Много всяких растений повсюду:

Возле речки, на пруду, на поляне и в саду.

Утром весенним раскрывают они лепестки,

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землёй корешки.

Гвоздика

Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок,
"До утра! До новой встречи!" -
И погаснет огонек.

Колокольчик

О чём колокольчик 
Звенит на лугу? 
Ответить на это 
Я вам не могу. 
Но думаю так: 
Зазвенит он с утра 
И слышат цветы -
Просыпаться пора.

Подснежники

Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины слезы.

Незабудки

У собачьей старой будки
Распустились незабудки.
Наш пушистый рыжий пес
В незабудки тычет нос:
"Сколько жить на свете буду – 
Незабудки не забуду!"

Жёлтые ирисы

Ирисы есть садовые,
Ирисы есть лиловые —
Эти растут в почёте.
А жёлтые ирисы выросли
В диком местечке,
в сырости, 
Только что не в болоте!

Встречишь нежданно-негаданно
Прелесть такую в глуши,
И ничего-то не надо нам:
Стой.
Гляди.
Не дыши.

Фиалка

Зимние морозы
Солнышко прогнало.
Хрупкая фиалка
На полянке встала.
К солнцу синий венчик
Тянется упрямо.
Первую фиалку
Я сорву для мамы.

Маргаритки

Маргаритки в саду расцвели. 
Очень низко – у самой земли. 
Будто бросили коврик у ног. 
Но ступить на него я не смог.

Нарциссы

В апреле юном, так малы
Ещё листочки были,
Когда лимонные чехлы
Нарциссы распустили.

И звёздно-жёлтый водопад,
На солнышко похожий,
Безумно радовал мой взгляд
И мамин с папой тоже!

Пион

Пион расцвел на грядке 
И удивил красою, 
Он весь покрыт росою - 
На нас глядит украдкой.

Мак

Только солнышко взойдет –
Мак на грядке расцветет.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь – а у цветка
Больше на два лепестка.

Мать-и-мачеха

Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках –
Круглые комочки.

Герань

На окне в такую рань
Распустилася герань.
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Даже очень хороши –
Так решили мылыши.

Роза

На самом красивом участке в саду
Я розу прекрасного цвета найду,
Я буду ее поливать и беречь
От лишних с жуками и бурями встреч…
Так в доме у нас год за годом идет,
И в доме прекрасная Роза растет.
Она не цветок, а чудесный ребенок,
Она улыбается даже спросонок,
Она хороша как все розы в саду,
Вот только цветет каждый месяц в году!

В нашей группе на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку.
Я и все мои друзья.
(Н. Нищева)

Как появились ромашки?
- Эй, ромашки,
Дайте мне ответ:
Вы откуда,
Если не секрет?
- Не секрет, -
ответили ромашки, -
Нас носило солнышко
В кармашке!
(В. Орлов)

Зонтики
- Как сделать триста зонтиков?-
Спросил у мамы мальчик.
Она ему ответила:
- Подуй на одуванчик.
(Р. Сеф)

Катя леечку взяла,
Все цветочки полила.
Пусть попьют водички
Цветочки-невелички.
Мягкой тряпочкой листочки
Протирала наша дочка,
Пыль дышать мешает,
Поры закрывает.
Острой палочкой взрыхлила
Землю всю в горшочках.
Катя – умница большая,
Маленькая дочка.
(Н. Нищева)

Мать-и-мачеха
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках – 
Круглые комочки.
(Н. Нищева)


Пришвин М. «Золотой луг»

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: Очень красиво! Луг - золотой.

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

ПРИТЧА.            Роза и ромашка.

Сколько цветов росло в саду: тюльпаны и гладиолусы, нарциссы и пионы. Но красивее всех была роза.

- Ах, какая она прекрасная! – говорили пионы.

- Она великолепна! – шептали гладиолусы.

А завистливые тюльпаны то и дело краснели от злости. Росла в саду совсем-совсем незаметная ромашка. Она молча любовалась красотой розы. Всему свой черёд: прошло время, все привыкли к красоте розы и перестали её хвалить. А розе было обидно, поэтому она стала ругать другие цветы:

- Вы только посмотрите, как нелепы и долговязы гладиолусы! Как безвкусно расфуфырены пионы! 

Однажды садовник полил цветы холодной водой, и роза-неженка простудилась. Она чихала и чихала. Ромашке было её очень жаль. Она согрела воду в своих ладошках, оборвала со своего платьица лепестки и настояла на воде.

- Выпейте это, пожалуйста, вам станет лучше, - сказала она розе.

- Что тебе нужно, заморашка! Не дотрагивайся до моего  бархатного платья!

Ромашка всё-таки уговорила розу выпить лечебный чай, и роза поправилась. Она снова купалась под душем лейки и больше не болела.

Так бывает и у людей: хорошие люди не всегда заметны, а плохие видны всегда, и слова их колются, как колючки у роз.

Девочка и ромашка

В ясное солнечное утро маленькая девочка вышла поиграть на зелёной полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твёрдый. Подошла девочка  к камню и спрашивает:

- Кто там плачет под камнем?

- Это я, Ромашка, - послышался тихий слабый голос. – Освободи меня, девочка, тяжко мне под камнем.

Сдвинула девочка камень и увидела нежный бледный стебелёк Ромашки.

- Спасибо тебе, девочка, - сказала Ромашка, расправив плечи и глубоко вздохнув. – Ты освободила меня от Каменного Плена.

- Как же ты попала под камень? – спросила девочка.

- Обманул меня Каменный Плен, - ответила Ромашка. – Была я тогда маленьким семечком ромашки. Осенью искала тёплый уголок. Приют дал мне Каменный Плен, обещал оберегать от жары и холода. А когда мне захотелось увидеть солнышко, он чуть не раздавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.

Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали солнце.

- Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.

- А если бы ты росла в лесу или на обочине дороги? Если бы ты была ничья? – спросила девочка.

- Я бы умерла от горя, - тихо сказала Ромашка. – Но я знаю, что ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вот этот Красный Мак дружит с Солнышком. Солнышко шепчет ему: "Ты мой, Красный Мак". Я слышу этот шёпот, когда восходит Солнышко и Мак раскрывает свои лепестки. А вон тот Василёк – друг Весеннего Ветра. Весенний Ветер первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его, шепчет: "Просыпайся!" Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект занятия «Комнатные растения уголка природы»

Задачи:
- закрепить знание детей о комнатных растениях; 
- познакомить с названиями 2-3 комнатных растений;
- учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках;
- познакомить с условиями роста комнатных растений;
- развивать желания ухаживать за растениями.

Ход занятия:

В гости пришёл доктор Айболит 
- Ребята, а вы любите загадки? Я сейчас вам загадаю загадки, но они не простые, они про комнатные растения. Постарайтесь отгадать их.

 На моём окошке   Хороши веера
Поселился ёжик   Из зелёного пера
Всё глядит в окошко,   В горшке стоят 
А ходить не может,   На меня глядят (Пальма)
Где же его лапки?   
Где у него рожица?
Может он без шапки 
От мороза ёжится? (кактус)

Хрустит за окошком
Морозный денёк,
Стоит на окошке
Цветок – огонёк,
Малиновым цветом 
Цветут лепестки
Как будто и в правду 
Зажглись огоньки (бальзамин)

Воспитатель: «А у нас в группе очень много разных красивых цветов». 
Айболит: «А вы видели такие цветы на улице? Правильно, ребята.
Такие растения живут только в помещениях, в детском саду, или дома. Поэтому их называют комнатные растения. Скажите, а есть ли у вас похожие растения? Как они называются?» (Ответы детей).

Айболит: «Сегодня я познакомлю вас с растениями, которые вы не знаете. Это Бальзамин, Декабрист и Бегония». 
Воспитатель: «Ребята, эти растения похожи чем-то друг на друга? ( Да, у них есть листья, они зелёные, у них есть корни, они держатся корнями в земле и т.д.)».
Айболит: «А чем же растения отличаются? Как нам запомнить, какое растение как называется и не путать их?»
Дети сравнивают растения и называют отличие (У бальзамина яркий цветок – огонёк, у декабриста на листьях бугорки, у бегонии листья круглые и т.д.).

Айболит: «Выставляет на стол каждое растение и рассказывает, из каких частей оно состоит».
Беседа о строении растении.
что есть у каждого растения? (стебель, корень, листья, цвет)
- для чего растению нужны стебель, листья?
- для чего растению нужны корни?
- если не поливать землю, что будет?
- что нужно делать, чтобы растения чувствовало себя хорошо и красиво выглядело?

Айболит: «А сейчас давайте поиграем в игру « Найди такое же растение» я буду показывать фотографии отдельных растений, а вы по характерным признакам должны найти такое же и рассказать, как вы догадались».
Воспитатель: «Ребята, а вы хотите узнать, как живётся в нашем растении в группе? Тогда подойдите к любому растению, какое вам нравиться и спросите его об этом шепотом. Что ответило вам ваше растение?» (Ответы детей).

Воспитатели: «Ребята давайте мы доктора Айболита научим играть в пальчиковую игру «Цветок»

Наши красные цветки
Расправляют лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
Наши красные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают 
Тихо засыпают.

Сомкнутые и чуть округлые ладони - бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от лёгкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее не много прогибаются, а чуть шевелятся кончиков пальцев. Вечером, когда на землю опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.

Айболит: «Молодцы, ребята, это вы так хорошо ухаживаете за растениями: поливаете их рыхлите почту, протираете пыль и поэтому растениям нравится жить в вашей группе».

Айболит выкладывает схему без чего растения не может жить. 
Игра «Что растениям необходимо для роста» (Дети выбирают карточки).

Айболит: «Правильно ребята лейкой мы поливаем растения. Без солнечного цвета и тепла растения не растут. Растениям нужен воздух. И обязательно им нужна наша забота, нежность и любовь. Ребята, а вы хотите стать красивыми комнатными растениями».

 Психогимнастика. « Я растение». (Дети закрывают глаза).
- Представь что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, тёмную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становиться крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.

- Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (за ними ухаживали, рыхлили, поливали и т.д.). Тоже самое чувствуют наши растения на подоконнике. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, и им будет приятно жить в нашей группе. Мы будем спрашивать: хорошо ли вы себя чувствуете?

Айболит: «А теперь давайте внимательно посмотрим, всё ли на подоконнике в порядке, может какое – то растение надо полить или подрыхлить землю?» (Дети трудятся в уголке природы).


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

«Праздник цветов»

(экологический праздник)

Цель: 

 Используя народные приметы, стихи, песни, загадки, игры, расширять представления детей о цветах.

1. Развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.

2. Активизировать словарь: полевые цветы, лечебные свойства, ромашка, колокольчик, клевер, незабудка, гвоздика, ландыш, пион, фиалка, валерьяна.

Реквизиты: искусственные цветы, металлический колокольчик, волшебная палочка.

Ход действия: действие проходит на открытом воздухе или в зале с декорациями цветочной поляны.

Ведущий: Ребята! Все вы знаете, что существует много праздников. Самый волшебный праздник какой?

Дети:        Новый год!

Ведущий: Самый смешной?

Дети:        День Смеха

Ведущий: Самый добрый – это конечно…

Дети:        Мамин праздник.

Ведущий: А почему бы нам не устроить новый праздник – Праздник цветов!

                  Цветам и взрослый и ребенок

                  Любовь свою отдать готов.

Ребенок:   Мне нравятся очень цветы –

                  Душистые, нежные, милые

                  Надеюсь, что любите вы

                  Гвоздики, ромашки и лилии!

Ведущий: А вот и сама царица бала,

                  Спешит на праздник наш цветов!

                  (звучит музыка, входит Роза)

Роза:         Я царица всех цветов!

Я – Роза, к себе пригласите меня!

Нарядна, душиста и цветом нежна,

Поэтому имя такое мне дали,

И даже царицей за пышность прозвали!

Приглашаю вас на праздник цветов!

1 ребенок: С удовольствием хотим

                  Мы все цветы сюда позвать.

2 ребенок: Пусть они прекрасным видом

                   Землю будут украшать.

3 ребенок: Полевые, луговые и садовые цветы,

                   Приглашаем, приходите,

                   Не жалейте красоты!

                   Песня:   «На лужайке» Л. Чадовой

                   (звучит музыка, на середину зала выходит Колокольчик)

Колокольчик: Приглашение услышал

И лишь солнышко взошло

Зазвенел над нашим лугом

Мой веселый голосок.

(звенит валдайский колокольчик)

Динь-динь-динь, дон-дон-дон

Каждый слышит этот звон.

Игра: «Догони колокольчик»

«Роза» проводит игру, дети встают в круг, держа руки за спиной, передают друг другу колокольчик. Водящий стоит в центре круга. Ориентируясь на звук, он должен определить, у кого находится колокольчик. На середину зала выходит ребенок.

Ребенок:  Здравствуй, белая ромашка!

Здравствуй, розовая кашка!

Наберем сейчас цветов

Для букетов и венков.

Роза:      Сколько цветов вокруг!

Я загадаю вам загадки,

Вы их отгадаете.

Назовете вы цветок –

Я вплету его в венок.

Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (ромашка)

Дети отгадывают загадку. Выбегает девочка в костюме Ромашки.

Ромашка: Маленькое солнце на моей ладошке

Белая ромашка на зеленой ножке,

С белым ободочком, желтые сердечки

Сколько на лугу их, сколько их у речки.

Роза:          Ромашка лекарственное растение. Что вы знаете о ее целебных

                   свойствах?

Дети:         Цветы ромашки можно заваривать как чай. Такой настой лучше пить на   ночь, чтобы спать крепко и спокойно. Если заболело горло, его можно полоскать настоем ромашки.

Роза:          Какое красивое и полезное растение – ромашка. С него и начнем плети наш венок. (берет ромашку)

Роза:          Эй, цветочек, синий цвет,

                  С язычком, а звона нет.

                   Кто это?

Дети:         Колокольчик!

Роза:          (вплетает в венок колокольчик) –

Полюбуйтесь дикими

 Алыми… (гвоздиками)

                   (выходит ребенок в костюме Гвоздика)

Гвоздика:  Погляди-ка, что за красный огонек.

Это дикая гвоздика

Новый празднует денек,

А когда наступит вечер,

Лепестки свернет цветок:

До утра! До новой встречи!

И погасит огонек (Е.Серова)

Роза:      Как мне понравилось гвоздика!

Всех вас превращу в эти цветы.

Волшебную палочку я поднимаю,

В гвоздики чудесные вас превращаю!

        (Роза взмахивает волшебной палочкой. Под музыку проводится ритмичный танец, по выбору муз.руководителя.)

Роза вплетает цветы в венок:

        Волшебную палочку вновь поднимаю,

        Гвоздики в веселых детей превращаю.

Роза:       Про следующий цветок я расскажу вам сказку.

        Когда богиня Флора давала всем цветам звучные и красивые имена, про этот цветок она забыла и он остался без имени. Чтобы утешить цветок, Флора наделила его чудесным даром возвращать людям память. Подумайте, как называется этот цветок?

Дети:        Незабудка.

(выходит ребенок в костюме Незабудки)

Незабудка: На пригорке много света,

И в траве, смотри, цветы.

Не забудем мы про лето,

Не забудь про нас и ты..!

Игра  «Собери букет» (по выбору муз руководителя)

Появляется ребенок в костюме Клевера.

Клевер:         Я скромный полевой цветок, не очень яркий, зато душистый.

Насекомые прилетают пить мой сладкий нектар. Меня очень любят коровы. Если они пасутся на лугу, где я расту, их молоко становится вкусным и жирным. Кто из вас догадался, как меня зовут?

Дети:         Клевер!

Роза вплетает в венок цветы.

Роза:        Многие цветы обладают целебными свойствами. Например – ландыш.

Ландыш:        Да, я лечу сердце!

Пион:                А я – успокаиваю нервы.

Фиалка:        Я – лечу простуду.

Роза вплетает цветы в венок.

Роза:         Молодцы же вы ребятки,

Отгадали все загадки.

Дети:         Не хотим, чтоб нас срывали,

        И венки из нас сплетали

        Нашу не губи красу

        Мы останемся в лесу.

(произнося последние слова, дети разбегаются. Роза ловит одного из них,

пойманный становится водящим. Игра проводится 2-3 раза).

Под музыку появляется  хромая,  Муравей.

Муравей:        Строил в чаще муравейник,

        И тащил сухой репейник

        Сил своих не рассчитал,

        Поскользнулся и упал.

Роза:         Не беда, исправим дело,

Мне малыш доверься смело

Подорожник приложу,

Лапку крепко завяжу!

Будешь скоро, как всегда

Ты работник хоть-куда!

Песня: «Про меня и Муравья» К.Бондаренко.

Под музыку вылетает пчелка.

Пчелка:        У пчелок мохнатых

Так много работы

Надо, чтоб медом наполнились соты.

Дружной семьей над садами летаем,

Сладкий нектар мы с цветов собираем.

Мы от работы не устаем,

Нектар собираем и песни поем.

Песня.

Ребенок:         Зажужжат вокруг стрекозы,

Улыбнуться маки, розы.

И оденется тюльпан

В самый яркий сарафан!

Бабочка:         Душистыми цветами

        Встречай лето нас.

        И кажется, что с нами

        Весь луг пустился в пляс.

«Танец бабочек» - Т.Евсеевой.

Ребенок:         Если б в поле расцвели

        Только белые цветы

        Любоваться бы устали

        Ими вскоре я и ты.

Ребенок:         Хорошо, что есть ромашки,

        Розы, астры, васильки,

        Одуванчики и кашки,

        Незабудки и жарки.

Ребенок:         Хорошо, что не похожи

        Люди цветом глаз и кожи.

        Как прекрасен мир цветной

        Разноцветный шар земной.

Песня: «Разноцветная планета»

Ребенок:         Мы не будем рвать цветы,

        И деревья растить, не ломать,

        И стараться природу не загрязнять!

        Насекомых и птиц

        От жестоких людей охранять!

Роза:         На этом наш праздник заканчивается. И я приглашаю всех на прекрасный танец – «Вальс»

Звучит «Вальс цветов»  П.И.Чайковского.        


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Консультация для родителей

«Как знакомить детей с комнатными растениями»

Комнатные растения декоративны, красиво цветут, интересная форма их листьев, стеблей. Они, конечно же. Радуют глаз, а почему у нас возникает чувство радости при взгляде на растение у окна? Да потому что для нас, жителей каменных коробок, эта ниточка, связывающая нас с природой. Комнатные растения – зелёные. С их помощью человек стремиться удовлетворить свою тоску по общению с природным миром. Это и есть главная причина, по которой люди заводят дома цветы.

Что касается для более утилитарных представлений об их пользе, они тоже оправданны. Комнатные цветы, как любые зелёные растения, живущие за счёт фотосинтеза, выделяют кислород, и это благотворно сказывается на микроклимате помещения.

Растение, как и человек, дышит кислородом. Это правда, но то количество кислорода, которое потребляет растение, не соизмеримо с тем количеством кислорода, которое оно выделяет в процессе фотосинтеза. И оно не сопоставимо с тем количеством кислорода, которое потребляет при дыхании, человек.

Количество углекислого газа, выделяемого одним человеком, ровно количеству углекислого газа, которое выделяют 600 растений.

Вряд ли куму – небудь из нас  под силу содержать в комнате такое количество комнатных цветов. Так что удушье любителям растеневодам не грозит.А вот то, что растения выделяя кислород, ещё и способны поглощать из воздуха вредные вещества – это факт, подтверждённый научными исследованиями.

Есть растения в основном с сильным запахом, выделяющие особые летучие вещества – фитонциды. Фитонциды убивают микробы в воздухе и способствуют выздоровлению микроклимата в помещении. Монстры, пеларгонии (герани), бегонии, те же фикусы – все обладают фитонцидными свойствами. Фитонцидоносы (такие, как герань) могут к тому же успокаивающе воздействовать на психику  человека.

То, что некоторые растения благотворно влияют на состояние здоровья человека благодаря фитонцидам, тоже доказано. Они регулируют частоту сердечных сокращений облегчают головную боль, способствуют нормализации давления.

Так же известно, что растения действительно способны регулировать на отрицательные  воздействия. Когда Александр Македонский вёл своих воиновчерез пустыню, он приказал вырывать с корнем кустики алоэ и брать с собой. Через некоторое время их можно было использовать в качестве лекарства для обработки ран и лечения кишечных заболеваний. Лекарственные свойства алоэ, приобретало именно в результате «варварского» обращения. При угрозе гибели организм растения вырабатывал защитные вещества, убивающие микробы. Живое, здоровое растение такими свойствами не обладает. Если сорвать листик и попытаться использовать его в качестве лекарства, желаемого эффекта, может и не быть.

С другой стороны, растения способны реагировать друг на друга. С одними своими собратьями они уживаются, а соседства других не выносят. Яркий пример тому – роза. Мы не поставим её в вазу с другими цветами, потому что она тут же завянет. Взаимовлияние растений называется – алеллопатией.

Кроме фитонцидов, растение выделяет и другие активные вещества – гликозиды, алколоиды и т.п. причём одни вещества выделяются (или накапливаются) корнями, другие листьями, третьи цветками. Все они играют роль защитных приспособлений, по-разному воздействующих на соседей определённого растения. ( Это очень важно знать при составлении лекарственных сборов. Лечение травами – тонкая и хитрая наука. Ни один сбор, составленный механически, не будет обладать лекарственными свойствами.) Возможно, между растениями и человеком существует взаимовлияние на малеклярном  уровне. Ведь и человек имеет запах и выделяет какие – то вещества. Старая поговорка  «Я его на дух не переношу!», безусловно имеет перед собой все основания. Равно как и наоборот: женщина часто «сводит» мужчину с помощью запаха духов.

Комнатные растения – первые другие существа, кроме членов семьи, с которыми сталкивается современный ребёнок. Да, они тихие и безмолвные. Да, они сами ничего не просят. Но они тем не менее способны отвечать на заботу. В ответ на то, что их поливают, рыхлят землю в горшках, опрыскивают, они растут и цветут. Если обращать  на это внимание ребёнка на изменения, которые происходят с растением, ему будет интересно. Появление цветка, плода – это всегда радость. А сажать, возиться в земле дети очень любят.

Кроме того, как учат заботиться о живом, растения учат наблюдать и сравнивать. За окошком снег. Все деревья сбросили листья. А на подоконнике зелёный садик. Почему? И на это надо обратить внимание ребёнка. Это заставляет размышлять. Ведь комнатные растения пришельцы из далёких стран. Неизвестно, увидит ли человек когда-нибудь в своей жизни страны эти. А здесь, в комнате, растут их посланцы, их представители. Словно передают живой привет от природы тропиков, субтропиков, пустыни. И это расширяет кругозор ребёнка, пополняет его представления.

Сегодня наверное трудно найти детский сад, в котором не было бы комнатных растений. Разработано огромное количество рекомендаций по их использованию в работе с детьми . И всё же  у педагогов снова и снова возникают вопросы.

Вопрос первый. Сколько названий комнатных растений должен знать ребёнок дошкольник?

Ответ прост: должен – нисколько, а вот может столько, сколько сам захочет и в зависимости от того, как воспитатель сумеет заинтересовать его этими объектами. К сожалению, многие педагоги знание сложных растений рассматривает как один из «диагностических» признаков экологического образования, положительного отношения ребёнка к природе.

Не секрет, что в детских садах часто проверяют, насколько хорошо дети усвоили именно такую информацию. Например, дошкольнику того или иного возраста полагается знать определённое количество названий: пять, десять и т.п. Однако с точки зрения экологического образования не столь важно помнить названия растений. Гораздо важнее показать ребёнку, как разнообразны комнатные растения по внешнему виду, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве; как только или иной живой организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, научить видеть его красоту. Конечно, если ребёнок интересуется названием, можно дать ему соответствующую информацию.

Вопрос второй. Сколько растений должно быть в помещении?

Количество растений во многом зависит от микроклимата группы: в сухом помещении можно выращивать больше растений, чем во влажном. Конечно же, нельзя допускать, чтобы растения на окнах уменьшали количества света в комнате и превращать групповое помещение в оранжерею. Необходимо помнить, у некоторых детей бывает аллергия на определённые виды растений.

В последнее время в детских садах стали всё чаще обращать внимание и на оздоровительную роль комнатных растений. Многие из них очищают, ионизируют воздух, выделяют фитонциды и другие вещества, губительно влияющие на микроорганизмы.

Вопрос третий. Искусственные или живые?

В последнее время с одной стороны. Наблюдается увлечение искусственными цветами , с другой – существует точка зрения , что им вообще не место в детском саду. Кто же прав? Как всегда истина лежит по середине.  Если вы хотите украсить тёмный угол под лестницей или коридор, конечно же. Можно сделать это с помощью зелёной искусственной ветки. Искусственным цветам не место в живом уголке, в зимнем саду. Они не пригодны для наблюдений, всегда выглядят одинаково. У них нет запаха. К тому же мы не знаем, насколько безопасен материал. Из которого они изготовлены.

Вопрос четвёртый. Как использовать комнатные растения в работе с детьми?

Труд в уголке природы рассматривается как неотъемлемая часть воспитания дошкольника. Важно, что бы каждый ребёнок выбрал для ухода то растение. Которое ему больше всего нравиться, а не то по указанию взрослых. Во время ухода, наблюдений за обитателями живого уголка постоянно обсуждайте с детьми различные вопросы, например: какую роль играет свет, вода, тепло в жизни комнатных растений? Для чего вы их пересаживаете?

Рассмотрим некоторые варианты использования этих живых субъектов.

Развитие речи. Предложите детям внимательно изучить растения и придумать им имена, которые бы отражали их особенности («пушыстик», «колючка» и т.п.). пусть ребята расскажут, какими бывают растения, подберут определения, что они умеют делать, что любят, а что нет. Сочините рассказ или сказку по результатам наблюдений. Можно придумать сказочного человека, который будет охранять растения, и рассказывать о них малышам.

Сенсорное развитие. Листья, цветки комнатных растений можно погладить, выяснить, какие они на ощупь: гладкие или шершавые, пушистые или колючие; обвести пальчиком контур листа (продолговатый, округлый, с выемками  и т.п.).пусть ребёнок трогая лист, закроет глаза и представит, что гладит животное. Кто это мог быть? Во время пересадки растений дети трогают песок, почву (влажную, сухую), керамзит, природные камушки и рассказывают о своих ощущениях.

Экспериментирование. Проводя опыты с растениями, необходимо помнить, что наша цель – это прежде всего воспитание бережного отношения к природе. Эксперименты помогут дошкольникам понять, что они ухаживают за растениями. Например: на лист растения надевается полиэтиленовый мешок, который плотно закрывается. Через некоторое время на его стенках появляются капельки, и дети наглядно убеждаются, что они не зря поливают растения.

Игры. Конечно, растения – это живые организмы и поэтому использовать их для игры нужно осторожно, чтобы не повредить листья и стебли. Из нескольких растений можно создать лес для маленьких кукол или сказочных персонажей. Они станут дополнениями к театральным декорациям.

География. Комнатные растения – пришельцы из самых разных мест нашей планеты. Любое из них может стать отправной точкой для изучения той или иной страны, континента.

Вопрос пятый. «А если он не может поливать?»

Все воспринимаем как должное тот факт, что люди отличаются по интересам и далеко не все склонны к выращиванию комнатных растений. Однако в детском саду часто требуем одинакового отношения к этим объектам от всех детей. Несомненно, что любой ребёнок должен иметь возможность наблюдать за растениями, знать что они живые, бережно к ним относиться, понимать, что без заботы человека они умрут. И в тоже время ребёнку старшего возраста необходимо предоставить возможность рассматривать растение. Поливать его не по указанию воспитателя и одновременно со всеми. А по собственному желанию. В противном случае результат окажется противоположным ожидаемому: ребёнок , которого регулярно заставляют поливать растения и ругают, если он забыл это сделать, со временем просто возненавидит объект своей потенциальной заботы.

Ребёнок может забыть, как называется то или иное растение, но гораздо важнее. Чтобы он получил первые представления об особенностях разнообразия растительного мира и местообитаний живых организмов; научимся отличать растения друг от друга не только от картинках. Но и в природе; мог объяснить некоторые особенности их внешнего вида в зависимости от среды обитания; имел элементарные представления о том, что нужно живым организмам для развития; о взаимосвязях растений и животных; проявил к ним познавательный интерес, эмоциональный – положительное. Бережное отношение и желание их сохранить.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта "В мире цветов"

Проектная деятельность в детском саду имеет большое значение в воспитании и развитии детей. Представляю вашему вниманию долгосрочный проект для старших дошкольников. Содержание проекта может дополнять...

Экологический проект "В мире цветов"

Данный проект показывает работу с детьми, как в условиях детского сада можно вырастить рассаду цветов, ухаживать за растениями соблюдая все условия необходимые для жизни растения. Готову рассаду высаж...

Педагогический проект "В мире цветов"

Педагогический проект "В мире цветов" направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста...

Экологический проект «В мире цветов»

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Наша задача – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к не...

Проект "В мире цвета"

Паспорт проектаНазвание проекта« В мире цвета»Авторы проектаШирокова О.В. воспитатель  МБДОУ «Детский сад №32». Тип и вид проектаИнформационный, познавательно-поисков...

Экологический проект "В мире цветов"

Информационно - исследовательский проект в старшей группе детского сада...

Презентация к летнему проекту "В мире цветов"

Презентация к летнему проекту "В мире цветов"...