Экологический проект «В мире цветов»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Коренцвит Оксана Владимировна

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Наша задача – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и нетерпимо относиться к бессмысленной порче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_tsvetochnyy_kaleydoskop.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Цветочный калейдоскоп»

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Дошкольникам доступны знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Длительность  проекта: долгосрочный (октябрь 2014г. – май 2015г.)

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле? »

Цель: развитие экологического и эстетического воспитания детей.

Задачи проекта:

Обучающие:

• Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

• Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

• Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные, лекарственные цветы.

• Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

• Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

• Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.

Развивающие:

• Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами, умение заботиться о них.

• Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

• Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

• Развивать умение сравнивать и анализировать.

• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

• Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах комнатных, садовых, луговых, лекарственных, лесных.

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к цветам

• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

• Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Продукт детской деятельности:

• Выставка детских работ в группе;

• Организованная посадка цветов совместно с родителями;

• Презентация проекта «Цветочный калейдоскоп».

Предварительная работа:

• Сбор и анализ литературы по данной теме

• Разработка плана реализации проекта

• Разработка дидактических игр, пособий

• Подборка иллюстративного материала.

• Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.

• Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.

• Подготовить утилизированный материал, материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.

• Подготовка семян цветов, рассадников.

Ожидаемые результаты:

• Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах.

• Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка.

• Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.

• Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).

• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

• Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

Этапы проекта:

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта (Организация совместной работы детей, родителей и педагогов над проектом).

4 этап. Подведение итогов (презентация).

Перспективный план работы по проекту

«Цветочный калейдоскоп»

I. Подготовительный этап

• Сбор и анализ литературы по данной теме

• Разработка плана реализации проекта

• Разработка дидактических игр, пособий

• Подборка иллюстративного материала.

• Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.

• Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.

• Подготовить утилизированный материал, материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.

• Подготовка семян цветов, рассадников.

• Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.

II. Основной этап

Работа воспитателя

Методические рекомендации по созданию уголка природы в детском саду.

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с комнатными растениями.

Работа с детьми

НОД «Знакомство с комнатными растениями»

Трудовая деятельность: « Мытье комнатных растений»

Аппликация из ниток  «Цветы»

Подвижная игра  «Садовник»

НОД  «Луговые, полевые цветы»

Дидактическая игра  «Найди по описанию

Лепка «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Хороводные игры: « Солнышко и дождик»; «На лугу, на лугу».

Музыкальная игра «Мы на луг ходили»

Дидактическая игра «Узнай растение».

Словесная игра «Я садовником родился»

Коллаж «Композиция из цветов»

Подвижная игра «Цветы»

Дидактическая игра «Части растений»

Оригами «Бумажные цветы»

НОД «Лесные цветы»

Хороводная игра «Прогулка в лес»

Дидактическая игра  «Цветок»

Подвижные игры: «Солнышко и дождик»,  «Первоцвет»

НОД «Травы, которые лечат»

Изобразительная деятельность «Желтые одуванчики»

Дидактическая игра «Отгадай, что за растение».

Работа с родителями

Родительское собрание «Экология и мы».

Организованная посадка цветов совместно с родителями.

III. Заключительный этап

• Диагностика – определение уровня умений и знаний детей по пройденному материалу

• Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»

• Итоговое мероприятие "Цветы — живая красота Земли" (Организованная посадка цветов совместно с родителями).

Итоговый отчет воспитателя Коренцвит Оксаны Владимировны

по реализации экологического проекта «Цветочный калейдоскоп».

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Моей задачей было – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и нетерпимо относиться к бессмысленной порче.

В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем – это были мои ориентиры, почему я провела экологический проект «Цветочный калейдоскоп» в младшей группе МАДОУ №10 «Колокольчик».

Для реализации данной задачи я работа по следующим принципам дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Принцип научности определился в содержании экологического воспитания и реализовался через знакомство с экосистемным строением среды обитания цветов.

Принцип гуманизации помог, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности.

Принцип интеграции заключался в синтезе содержания дошкольного компонента экологического проекта содержанием из разных областей естествознания, гуманитарных наук, а также в интеграции с формами и методами экологического воспитания детей.

Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного окружения как ресурса воспитания и развития детей, являлся фундаментальной основой организации процесса экологического проекта. При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивалось в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений в нашей области.

Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного общения с природой (прогулок, наблюдений) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, трудовой деятельностью, праздниками) позволило мне систематизировать педагогический процесс.

Ознакомление с конкретными примерами растений, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Одним из важнейших принципов экологического образования считаю принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

Ознакомление детей с природой родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.

Значение уголка природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе,  развивается наблюдательность, интерес к природе. При уходе за растениями у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

В группе же на занятиях формами работы являются рассказ и беседа, в том числе рассматривание картин о природе и их обсуждение, а также чтение детям стихов и рассказов о природе и беседа после прочтения.

Я ставила своей целью формирование элементарной системы знаний о некоторых существенных особенностях растений как живых организмов, влиянии факторов внешней среды на их жизнь, взаимодействии растений в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др., взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.

Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Получить нужную информацию можно при системном изучении  детей в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др.

В соответствии с критериями оценки ответов выясняют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание  непосредственно связано с наукой экологией. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

• развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом.

Очень важно было показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе. Я  включила в их посильную для их возраста практическую деятельность – создала условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствовало дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Я обращала внимание детей на красоту природы, учила наблюдать за состоянием растений. А дети от этого получали удовольствие и замечали красоту жизни.

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, я отобрала литературный материал для каждого цветка: стихи, загадки.

Я и родители подвели детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта "В мире цветов"

Проектная деятельность в детском саду имеет большое значение в воспитании и развитии детей. Представляю вашему вниманию долгосрочный проект для старших дошкольников. Содержание проекта может дополнять...

Экологический проект "В мире цветов"

Данный проект показывает работу с детьми, как в условиях детского сада можно вырастить рассаду цветов, ухаживать за растениями соблюдая все условия необходимые для жизни растения. Готову рассаду высаж...

Педагогический проект "В мире цветов"

Педагогический проект "В мире цветов" направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста...

Проект "В мире цвета"

Паспорт проектаНазвание проекта« В мире цвета»Авторы проектаШирокова О.В. воспитатель  МБДОУ «Детский сад №32». Тип и вид проектаИнформационный, познавательно-поисков...

ПРОЕКТ - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ «В МИРЕ ЦВЕТОВ»

Вашему вниманию предоставлен практико-ориентированный долгосрочный творческий проект проведенный в ГБДОУ детский сад № 51,  г. Санкт-Петербург, Калининского р-на в период "Года экологии &quo...

Экологический проект "В мире цветов"

Информационно - исследовательский проект в старшей группе детского сада...

Открытый просмотр по ОО «Познавательное развитие» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «В МИРЕ ЦВЕТОВ»

Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по миру цветов с помощью викторины. Все вопросы и задания будут посвящены этим прекрасным растениям. Сейчас мы узнаем, кого из вас можно назвать насто...