Проект "Волшебная водичка"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Батищева Елена Ивановна

 

Проект "Волшебная водичка"позволит:

          1.Сформировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.

          2. Познакомит детей раннего возраста с водой её значение и свойствами. Развить наблюдательность с помощью игр с водой. Обогатить словарный запас детей по данной теме.

        3.Развьет эмоциональную отзывчивость на музыкальные и литературные произведения.

      4.Воспитает бережное отношение к воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Волшебная водичка"33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Дружба»

г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

ПРОЕКТ

 «ВОЛШЕБНАЯ ВОДИЧКА»

                                                                                   

                                                                                Воспитатель:

                                                                                Батищева Е.И.

                                         Декабрь, 2022 г.


Участники: дети 1-й мл. группы «Солнышко», воспитатель.

Продолжительность: краткосрочный (5 дней).

Актуальность

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и пище. Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая. Её используют для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста, а игры с водой можно рассматривать как один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков и исследовательской деятельности. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в нашей группе был разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта: обогащение знаний детей о воде как природном объекте, формирование понимания необходимости беречь воду.

Задачи проекта:

  1. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.
  2. Познакомить детей раннего возраста с водой её значение и свойствами. Развить наблюдательность с помощью игр с водой. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
  3. Развить эмоциональную отзывчивость на музыкальные и литературные произведения.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Планируемый результат. Расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.»; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

Мероприятия по реализации проекта:

 Художественно- творческая деятельность:

 -Чтение потешек «Водичка, водичка», «Ай лады, лады, лады» ;

- чтение отрывка стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо», «Да веселых гуся», «Щечки? Мыли!», «Кто знает, откуда берется вода?», «Доедим вот кашу».

 - Слушание песни Группа "Непоседы".

- Виноватая Тучка, звуки природы .

- «Дождь» - разучивание танца «Тучка».

 - Рассказывание по сюжетным картинкам «Как огород поливают», «Как пьют воду птицы из лужицы».

Продуктивная деятельность: экспериментирование с водой, наблюдение за водой, пальчиковое рисование «Дождик».

Игровая деятельность: игровые ситуации на тему «Водичка, водичка», забавы с водой, подвижная игра «Солнышко и дождик»,  игра на развитие речевого дыхания «Мыльные пузыри».

Трудовая деятельность:

-наблюдение за трудом помощника воспитателя;

- моем игрушки.

Реализация проекта по этапам.

1 этап

Беседа о воде

 - Ребята, посмотрите на этот стакан, как вы думаете, что в нем находится?

 - Правильно вода. Откуда эта вода? (Из крана.)

- Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

- Значит вода полезная? И ее надо беречь? А как мы можем экономить воду? (Помыть руки и закрыть кран.)

Беседа «Для чего нужна вода?».

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. (Стук в дверь). К нам кто – то пришёл. Это же Степашка – замарашка. Почему ты такой грязный, неумытый?

Степашка: -А зачем? И так сойдёт.

- Вот послушай, Степашка, дети у нас какое стихотворение знают (с имитацией):

Рано утром на рассвете умываются мышата,

И котята, и утята, и жучки, и паучки.

Ты один не умывался и грязнулею остался,

И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.

- Ребята, надо по утрам умываться? А что ещё вы делаете, когда просыпаетесь? (зубы чистим, зарядку делаем). А когда приходите с прогулки, после туалета? (моем руки с мылом).

- Ребята, необходимо после туалета, прогулки всегда мыть руки с мылом, чтобы к вам в организм не попали микробы. Они очень мелкие и их не видно, и если вы будете брать руки в рот, то они попадут к вам в желудок, и вы будете болеть. И тебя, Степашка, это касается. (Степашка идёт умываться).

Степашка: - Мне больше нравится, когда я чистый, я теперь очень люблю воду.

- Дети, а для чего вода нужна? (Купаться, поливать растения, стирать, готовить пищу, пить). Вот какая волшебница – вода, а без неё мы бы не смогли жить.

 Степашка: - А ещё я очень люблю игры с водой. Вы хотите поиграть? Игра называется «Ходят капельки по кругу». Я буду тучка – мама, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, как шум дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. (Мама – тучка подсказывает, что им делать). Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе к маме тучке.

Тучка:  - Молодцы, капельки! Хорошо себя вели, не брызгались. Теперь со мной побудьте, а потом я вас опять отпущу погулять.

- Ой, ребята, а сколько снега нападало, пока мы с вами путешествовали. Хотите со Степашкой поиграть в снежки? (Игра в снежки). (Степашка сел и ест снег).

- Почему нельзя так делать? (Дети ему рассказывают о вреде).

- Дети, а кто живёт, что обитает в воде? (Рыбы).

- Дети, давайте ещё расскажем Степашке, как надо беречь воду? (Проверять кран, не оставлять открытым, не бросать мусор, стёкла в речку, пруд).

- Степашка, что ты запомнишь для себя сегодня, чему мы тебя научили?

Степашка: - Что надо умываться, мыть руки с мылом, нельзя есть снег; не загрязнять воду, беречь её. Спасибо, дети, что многому меня научили! Мне пора идти домой. До свидания!

 Чтение художественной литературы: стихотворения: «Кто знает, откуда берется вода?», « «Доедим вот кашу», «Щечки? Мыли!»,

 Потешки: «Водичка- водичка….», «Ай лады, лады, лады» и т.д.

2 этап

Основной

Игры, забавы, опыты с водой

 Опытно-экспериментальная работа "Вода - какая она?" .

Интеграция областей:

"Физическое развитие", "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное развитие".

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, расширение представлений о свойствах воды.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воды (вода прозрачная, текучая; не имеет формы, цвета, запаха; некоторые вещества в воде растворяются).

2. Рассказать о значении воды в нашей жизни;

 3. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями ;

3. Развивать наблюдательность у детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, уточнять, делать выводы.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

 5.Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки.

 Обогащение словаря: жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная.

 Материал и оборудование: одноразовые пластиковые стаканы (по количеству детей), 4 больших стеклянных стакана, питьевая вода, стакан с соком, соль, сахар, лимон, жидкое мыло, трубочки, иллюстрации для рассматривания.

Ход.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются).

Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости?

Дети: - Да

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто же к нам придёт сегодня в гости?

 Дети: ответы детей.

Воспитатель: - Попробуйте угадать! Послушайте внимательно (воспитатель включает запись со звуком воды). Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без (воды)

Дети: - Вода!

Воспитатель: - Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница - Вода! Вы хотели бы с ней познакомится?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь ребятки закрывайте глазки и не подглядывайте (воспитатель одевает голубого цвета накидку, превращается в волшебницу Воду. Дети внимательно рассматривают).

Воспитатель: ребята, я - волшебница - Вода, сегодня вы узнаете обо мне много интересного!

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране!

Как сосулька замерзаю,

В лес туманом заползаю.

На плите у вас кипела,

Паром чайника шипела.

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться.

 Смею вам я доложить,

 Без воды нам не прожить!

- Ребята, так зачем же нам нужна вода?

Дети: - Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать. Волшебница - вода: - Ах, какие молодцы, многое знаете о воде! Посмотрите, я принесла с собой стаканчики, нам нужно набрать сюда воду, но где же ее взять?

Дети: - У нас в группе вода есть в водопроводном кране.

Волшебница-Вода: - Тогда в путь!

Проводится п /и «По ровненькой дорожке». По ровненькой дорожке, (Дети идут шагом) По ровненькой дорожке шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах) , по камешкам, по камешкам. В яму — бух! (приседают на корточки).

Дети подходят к водопроводному крану. Воспитатель набирает воду в стакан.

 Опыт №1: «Вода – жидкая».

Воспитатель берет два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Аккуратно переливает воду из одного в другой.

Волшебница-Вода: -Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Волшебница-Вода: - Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода?

Дети: - Жидкая.

Волшебница-Вода: - Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Давайте, вернемся на свои места и продолжим знакомиться со свойствами воды.

Опыт №2: «Вода прозрачная».

Волшебница-вода: - Ребята, мы с вами набрали в один стакан воду, а в другом стакане у нас налит сок. Сейчас я положу палочку в каждый стакан. Посмотрите, в каком стакане видно палочку?

Дети: - Видно в стакане с водой, потому, что вода не имеет цвета, она прозрачная, светлая.

Волшебница - вода: - Молодцы, ребята. Мы видим потому, что вода прозрачная и не имеет цвета. Давайте проверим, была ли палочка в стакане с соком? (воспитатель выливает сок из стаканчика, дети убеждаются, что в нем была палочка).

Опыт №3: «Вода без запаха».

Волшебница - вода: - А теперь я предлагаю узнать - пахнет вода или нет. Что вы можете сказать? (дети наклоняются к стакану с водой и принюхиваются) .

Дети: - Вода не имеет запаха.

Волшебница - вода: - А теперь узнаем, пахнет ли сок?

Дети: - Да! Пахнет сладким, вкусным!

Опыт №4: "Вкус воды".

Волшебница - вода: - А, теперь определим вкус воды. Для этого вам необходимо надеть волшебные колпачки, чтобы мы с вами смогли вместе творить волшебство с водой (дети надевают приготовленные колпачки волшебников). Попробуйте воду, которая налита у вас в стаканчиках. Какой у нее вкус?

Дети: - Вода не имеет вкуса.

Волшебница - вода: - Сейчас мы с вами возьмем кусочек сахара и растворим его в воде. Какого вкуса теперь вода?

Дети: - Вода стала сладкая!

 Волшебница - вода: - А теперь волшебники добавьте в стакан с водой кусочек соли. Какого вкуса теперь вода?

 Дети: - соленого.

Волшебница-Вода: молодцы! Вы отлично справляетесь с работой. Осталось самое сложное задание. Возьмите ложу с соком лимона и растворите его в воде. Какого вкуса теперь вода?

Дети: - Кислая, как лимон!

Волшебница-Вода: - Вот это да, вода и в самом деле волшебная, потому что она превращается в такой вкус, который в нее добавят! Значит вода может иметь разные вкусы! Мы с вами попробовали три разных вкуса: сладкий, соленый, кислый. Вода может быть еще и горькой, если в нее, например, добавить мыло. (Воспитатель добавляет в стакан жидкое мыло, размешивает и с помощью трубочки выдувает мыльные пузыри). Волшебница-Вода: - У нас получились мыльные пузыри, и сейчас я бы хотела немного с ними поиграем, а вы хотите? (воспитатель выдувает пузыри, а дети их лопают).

Волшебница - вода: - Ребята, что вы узнали сегодня интересного о воде?

Дети: Вода не имеет цвета, запаха и вкуса; может становится любого вкуса, который в нее добавят; вода льётся, она жидкая; с водой можно играть. Волшебница-Вода: - Мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Для чего же нам нужна вода?

 Дети: - люди пьют воду;

 - каждый день моют руки и лицо;

 - моют посуду, стирают одежду; - варят еду;

- моют грязные фрукты и овощи; - поливают растения, чтобы не засохли.

Волшебница-Вода: - Вода необходима не только, людям, но и растениям, животным – всему живому на земле. Поэтому ее нужно беречь и охранять. А теперь, мне пора возвращаться домой. До свидания! Мы с вами ещё встретимся.

Разучивание танца «Тучка».

 Итоговая продуктивная деятельность: пальчиковое рисование «Дождик».

Заключительный этап

В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребенка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу – действую»). Поэтому наилучшим образом малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия). А также события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.

Результаты проекта "Волшебница вода"

Проект длился 5 дней. Во время проведения проекта «Волшебница вода» дети всесторонне исследовали воду: на прогулке и в группе в экспериментальной зоне, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы.

В ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воде, они хорошо знают, что вода не имеет цвета, она может быть разного вкуса (сладкая, соленая, кислая), вода может превращаться (мыльные пузыри).

Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный - тёплый, тонет – не тонет.                  Дети с удовольствием рисовали акварелью дождик, разучили и исполнили танец «Тучка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...