Конспект ООД" УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОЗДУХА"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Голодова Наталия Юрьевна

в конспекте оод "Удивительный мир воздуха" представлены интересные факты для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

        КОНСПЕКТ ООД

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

Подготовила: 

воспитатель

Голодова Н.Ю.


Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
  2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
  3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
  2. Активизировать речевую деятельность.
  3. Закреплять и расширять словарный запас детей.
  4. Воспитывать культуру общения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  3. Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Содействовать  физическому развитию и оздоровлению детей путем  включения дыхательной гимнастики  в воспитательно-образовательную работу.
  2. Формировать физиологически правильное дыхание с помощью  дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
  3. Развивать интерес к дыхательным упражнениям.

Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.

Словарная работа: лаборатория, невидимый, прозрачный, живая природа, неживая природа.

Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты,  бумажные веера, стаканчики с водой, коктейльные трубочки,, емкости с измельченными продуктами (апельсин),  фартуки по количеству детей, воздушные шарики,  аудиозапись,  видео презентация

Ход образовательной деятельности.

В.- Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришли гости. Давайте поприветствуем их,  улыбнемся и подарим им    хорошее настроение.

Станем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте! Друг другу

Нам здороваться ни лень

Всем «привет» и «добрый день»

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

Замечательно! От ваших улыбок в группе стало светлее.

Воспитатель – Ребята , я вас сегодня приглашаю   лабораторию .

А что такое лаборатория?

( место, где люди экспериментируют, проводят опыты)

Воспитатель – А как называют людей, которые проводят опыты ,

эксперименты ?(Ученые) Воспитатель - Скажите, какими качествами должен обладать ученый? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).

Воспитатель показывает шкатулку.

Воспитатель:  Мы тоже с вами будем проводить опыты -как настоящие ученые.

А вот что мы будем сегодня изучать –спрятано в этой коробочке

 Но прежде чем угадать, что же находится в этой коробке?

Я вам расскажу интересный рассказ.

Чтение рассказа  А.Низовой "Невидимка".

    "Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста.

     Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо - срывает с вашей головы шляпу.

     Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можно быть уверенным, что их несёт Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути склоняется трава".

- Ребята, кто же этот Невидимка?  И что спрятано в коробке?(воздух)

Воспитатель открывает шкатулку .( она пустая). Ребята , вы оказались правы –это воздух . Как вы думаете, что такое воздух? (ответы детей)

Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут)

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

      Но невидим он для нас!

В: - Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и

какими свойствами он обладает.

Воспит:  Ребята, вы хотите узнать  ,тогда  я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но прежде чем занять свои места вспомним правила поведения в лаборатории.  какие?

Д: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

  1. Внимательно слушать инструкции
  2. Аккуратно работать с оборудованием
  3. Обо всём  важном делать заметки, чтобы ничего не забыть.

Воспитатель: Вот мы  с вами в лаборатории. Итак, начинаем.

Ребята назовите ,какое оборудование находится у вас на столе ? ( дети перечисляют) Все эти предметы нам помогут узнать свойства воздуха.

Воздух обладает различными  свойствами?

Ребята, как вы думаете , где  находится воздух ? (Ответы детей) 

Воздух находится вокруг нас. Он везде: в нашей группе, на улице, у вас дома.

 Какой он? Мы его можем увидеть? (Ответы детей)                                                                                                 В. Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Д. Воздух невидимый

Опыт №1 «Поймай воздух». 

Воспитатель:  Но если воздух невидимый как можно проверить, есть ли в этой комнате воздух? (Руками обводит группу.)  

В. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Попробуйте его поймать руками  (дети ловят руками воздух). Не получается?  

В – Ребята, что из оборудование надо взять, чтобы  поймать воздух?

Д.- полиэтиленовый пакет.

В.- Что в нем?

Д – В пакете ничего нет, он пустой.

В- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

Д – пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.

 Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

В- А вы видите воздух?

Д – нет (воздух он невидимый)

В – Поднесите к пакету ладошку ? Вы ее видите?

Д – Да

В – значит какой воздух?

Д – воздух прозрачный.

 В-Какой вывод мы можем сделать? (вывод делают дети)

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт № 2. «Увидим воздух»

Воспитатель:  А как можно еще увидеть воздух?

Какое оборудование нам в этом поможет?

Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки.

Если взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Что произойдет? (Пузырьки .)   

Что это за пузырьки?  А откуда они появились?

Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде прозрачных пузырьков. Его мы увидели глазами.

А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх)? (Ответы детей)

Потому что воздух легче воды.

 Чтобы получились пузырьки  вы выдыхаете воздух. 

В – Ребята, а как воздух попадает в наш организм ?

Д – через нос и рот

Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас.

В – Давайте покажем, как мы дышим.

(Дыхательная гимнастика)

Дышим мы свободно

Глубоко спокойно

Делай вдох и выдох,

Раз,два,три,

Выполним  задание

Задержи  дыхание –

1 2 3 4 5-будем снова мы дышать

В – Какой вывод можно сделать?                                                                                  Вывод:  Воздух легче воды .Воздух не только вокруг нас ,но и внутри нас .

Воспитатель: А еще, какие пузыри мы можем пускать?                                              Д – Мыльные пузыри.

Опыт 3 «Игра с пузырями»(на столике стоят мыльные пузыри)                       Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри,                                                           Если дунуть посильней,                                                                                                          Будет много пузырей                                                                                                          12345 ни за что их не поймать.

Воспитатель: В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.

Вам понравилось играть с мыльными пузырями .

Игра с мыльными пузырями.                                                                                         Идемте в лабораторию.

В – Ребята, мы с вами уже узнали что воздух- невидимый ?

А как нам узнать  умеет ли воздух двигаться ?

Как вы думаете?

Опыт 4 (С бумажной салфеткой)

В – Возьмите салфетки, преподнесите ее ко рту  и сделайте  вдох и выдох.

Что происходит с  салфеткой ?

Д – Видно, салфетка шевелится.

В – При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в

движение.

Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

Опыт 5 (с веером)

В –  При помощи чего еще  можно увидеть движение воздуха?

С помощью веера.

Возьмите веер, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?

Д – Ветерок ощущаем.

Вывод: Не видим, но ощущаем.

Опыт 6 (с корабликами)

(на столе стоят тазики с водой, кораблики из пенопласта по количеству детей)

В  – А хотите поиграть с ветерком ?  На столе стоят ёмкости с водой подойдем к ним поближе

Подуйте на воду?  Что вы видите? Образовалась волна. - ветерок созданный потоком воздуха из груди раздувает воду

 А  теперь возьмите кораблики и пустите на воду. Дуем на кораблики, потоком воздуха из груди раздувает паруса и кораблик плывет. Дети играют.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

В- подойдите ко мне ребята, раздает ленточки.

Физкультминутка «Ветерок»                                                                                               Вы любите слушать музыку? Ребята, я предлагаю послушать музыку и

поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый

ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать

подбирать интересные разнообразные движения.

- Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и замолкает.

В – все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может быть- легким, теплым, ласковым , а может быть- сильным, порывистым, ледяным. Ветер приносит как  пользу ,так и вред.

Давайте присядем и посмотрим на экран , я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.

(Слайды)

1. Парусник в море

Д – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.

2. Шторм

Д – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.

3. Одуванчик

Д – ветер хороший, потому что он разносит семена растением.

4. Лесной пожар

Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.

5. Ветряная мельница

Д – Ветер хороший, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет муку.

В- молодцы, а теперь в лабораторию.

Опыт 7 (воздух не имеет запаха) (контейнер с апельсином)

В – А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Д – нет

В.-  Мы с вами уже знаем ,что воздух  вокруг нас. Почему нет? Сегодня утро когда я пришла на работу в детский сад  на кухне пахло гречневой кашей?

Когда ваша мама собирается на работу  ,она брызгается  себя своими любимыми духами? Какой стоит аромат ?

Д-Дети в замешательстве.

В-А теперь закройте глаза вдохните воздух , чем он пахнет? Ничем

Воспитатель подносит апельсин  (в-ль подносит к детям разрезанный апельсин) Чем пахнет?

Д- Апельсинами.

В- Так воздух имеет запах или нет?

В.- А давайте я расскажу  вам об этом ? Хотите .

Воздух не имеет запаха ,но имеет свойство переносить запахи.,  все ароматы, которые ощущаются в воздухе, принадлежат другим газам, не имеющим никакого отношения к воздуху. Так, воздух  на поляне – цветами, в столовой - едой. Различные газы смешиваются с воздухом и придают ему свои  ароматы.

В-Воздух имеет свойство переносить запахи.

В –Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух?

Д – Воздух бесцветный

В – Вдохните ртом воздух. Попробуйте какой вкус у воздуха?

Д – Воздух безвкусный.

В – Вдохните носом воздух. Какой у него запах?

Д – Воздух без запаха.

.В.- Какого цвета воздух?

Д – Воздух бесцветный

В – Какой вывод мы делаем?

Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

В – Молодцы ребята.

В- Ребята вам понравилось быть учеными.

Что мы сегодня узнали про воздух

 Выводы:

Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.

     Воздух легче воды .Человек не может жить без воздуха

     Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

     Воздух не видим, но ощущаем.

     Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса

В- А какие опыты понравились больше?

В – На этом наши исследования закончены,  наша лаборатория закрывается  .

Слайд (природа)                                                                                                                   В – Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе , селе от воздуха в лесу? Почему?

Д – Много деревьев

В – Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.

Слайд (заводы, фабрики)

В – Ребята, посмотрите, что происходит с воздухом, в городе

- Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.

В – А сейчас юные исследователи, давайте подумаем;

- Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?

Д – Да, можем позаботиться.

Д – Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

В – Нужно беречь нашу планету Земля.

В – Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный исследователь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия " Воздух повсюду"

Занятие для детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект занятия: "Свойства воздуха"

Конспект занятия для старшей группы по иследовательской деятельности на тему: "Свойства воздуха"...

конспект обобщающего занятия "Воздух"

Обобщить, уточнить знание детей о воздухе...

Конспект НОД "Чудо-воздух"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности ОО "Познание" для детей старшего дошкольного возраста "Чудо-воздух" (для муниципального конкурса "Воспитатель года 2013")...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

Конспект по экологии"Воздух и его свойства"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Воздух и его свойства». Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям представление о воздух...

конспект НОД "Невидимка воздух"

Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение детский сад «Солнышко»р. п. Мордово Тамбовской области        Конспекторганизации  и проведения НОДс деть...